Гражданско-патриотическое воспитание в условиях реализации ФГОС НОО

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Т.А. Паршакова, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №2, г. Красновишерск
Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги! Сегодня я представляю свою систему работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников. Одним из важнейших условий развития общества, согласно ключевым требованиям новых ФГОС, является воспитание граждан правового, демократического государства. В школе закладываются основные качества, и формируется модель Гражданина, и от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в учреждении, зависит его поведение в будущем. Россия идёт по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения. Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина - патриота России. Патриотическое воспитание – непрерывный процесс, объединяющий уроки и внеурочную деятельность.
В соответствии с рекомендациями «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» я разработала программу дополнительного образования по гражданско – патриотическому воспитанию «Юный патриот». Назначение программы состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка любовь к Отечеству, своему народу, его языку и традициям, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам.
Любовь к малой и большой Родине начинается с детства, с любви к семье, к матери, к своему дому, к своей школе. Решить задачи по патриотическому воспитанию школьников можно только при полном взаимодействии с родителями. В течение трёх последних лет мной были использованы разные формы и средства по воспитанию патриотизма у младших школьников. Наиболее эффективными являются проектно-исследовательская, поисковая, творческая деятельность учащихся. Мероприятия: составление родословной «Моё генеалогическое древо»; сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне; родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?»; праздник «Слава защитникам Отечества»; «День матери»; «Любимые места отдыха»; оформление фотоальбома «Достопримечательности моего города»; обобщение опыта семейного воспитания и др.
Ежегодно мои ученики принимают активное и результативное участие в конкурсах творческих работ на муниципальном и региональном уровнях. Муниципальные конкурсы: «Женщина в истории города», (сочинение) 1, 2 места в районе (2012-2013 уч. г.); «Самая прекрасная из женщин»(эссе, рассказ), 2, 3 места в районе (2013-2014 уч. г.) «Моя семья в Великой Отечественной войне» (сочинение) (2014-2015 уч. г.), (диплом). Региональные конкурсы творческих работ «Мы – дети твои, Россия» НОУ «Краевой Центр «Содружество» (2013-2014 уч. г.), 2 диплома победителей в крае; творческих и исследовательских работ «Корнями дерево сильно» (2013-2014 уч. г). Творческие работы: «Моя семья – моё богатство», «Моя родословная», «Судьба семьи», сертификаты. В конкурсе «Никто не забыт, ничто не забыто!», в номинациях «Лучшая литературно-художественная работа» 2 место, 3 место, «Лучшая историческая работа» 1 место. Работы ребят вошли в краевой сборник «Помнить. Чтобы жить» (2014-2015 уч. г.).
Результативно участвовали обучающиеся и в конкурсах учебно-исследовательских работ. В 2013-2014 учебном году один учащийся моего класса выступил со своими исследованиями по теме «О чём могут рассказать улицы посёлка Нефтяников?» на школьном и муниципальном конкурсе учебно-исследовательских работ. Защищая работу, обучающийся стал победителем данного конкурса среди младших школьников района. Он выступил со своими исследованиями перед родителями класса, на научно-практической конференции старшеклассников «Молодёжь открывает историю через архивные документы», а также перед жителями посёлка Нефтяников в ходе презентации районного социально культурного проекта «Нефтяник – это звучит гордо!». Два ученика в 2014 году принимали участие в III краевом конкурсе учебно-исследовательских работ «Муравьишка» и получили грамоты краевого уровня. В 2014-2015 уч. году два ученика приняли результативное участие в I муниципальном конкурсе учебно-исследовательских работ «Совёнок» с работами «Памятные места района», «Обыкновенные биографии в необыкновенное время», 1, 3 места в районе, в IV региональном конкурсе учебно-исследовательских работ «Муравьишка», диплом и грамота (2015 г.), в районной научно-практической конференции «Почвы и растительность Красновишерского района, сертификат.
Значительное место в реализации данной программы отводится экскурсионной форме проведения занятий. Именно она позволяет полноценно задействовать огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и музеев района. Экскурсии и прогулки по родному краю дают реальные представления об историческом времени и предметном мире. Немаловажное значение имеют и встречи с интересными людьми, ветеранами войны, тружениками тыла, а также поисковая работа в данном направлении.
Мои ученики активно участвовали в краевых акциях «Посади дерево Победы!», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1 место, «Образование web.2.0»), «Сохраним зелёный наряд Прикамья!» (собрали и сдали 700 кг макулатуры), в районном социально культурном проекте «Нефтяник – это звучит гордо!», в краевом слёте-фестивале патриотических клубов, объединений Пермского края, в районной акции «Эстафета Вечного огня», в чистке памятного места воинам-вишерцам, в акциях «Чистый двор», «Эстафета Вечного огня», «Листовочка», «Поздравление ветеранов», «Пермский край читает детям о войне», в районной фотовыставке «Нашу память не стереть годам». Проводили встречи и выступали на патриотическую тему перед ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла в филиале библиотеки №21, в детском саду №11, перед родителями и учащимися школы провели Урок Победы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Совершили экскурсии: на Красновишерский хлебокомбинат, в музей заповедника «Вишерский», в музей-диораму «Лагерь на Красной горке», в краеведческий музей «Путешествие в далёкое прошлое», к памятным местам Красновишерского района, в музей Пермской нефти, в администрацию Красновишерского района для изучения стендов «Нашу память не стереть годам», в музеи отделения МВД России «Красновишерский», заповедника «Вишерский», в ботанический сад г. Соликамска. Были проведены встречи с ветеранами ВОв Молчановым Н.П., Иванащенко В.В., тружениками тыла Соколовым Б.С., Чагиной Т.И., Ваньковой Н.Н., Бычиной А.П. Мной создан видеофильм [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Воспоминания живых свидетелей Великой Отечественной войны» и представлен на районный конкурс ЦОров (2 место). Ещё один видеофильм «Памятные места Красновишерского района» по материалам школьного проекта «Читаю молча павших имена» опубликован в сети Интернет на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Участвовали в реализации районного социально культурного проекта «Нефтяник – это звучит гордо!». Выпустили для школы два стенда к Дню Победы». В спортивных мероприятиях: «Кросс нации – 2012-2014»; «Весёлые старты»; спортивные соревнования по лыжам на приз главы района, «Лыжня России - 2013-2015»; районная легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Красная Вишера» (2015)
Анализируя итоги работы, следует отметить, что для детей, которые испытывали трудности в учении, выход в другие сферы деятельности и успех в них положительно сказался на результатах обучения. Комплексным эффектом от реализации данной программы явился значительный уровень духовно-нравственного развития учащихся, овладение школьниками ключевыми компетенциями и метапредметными умениями, положительная динамика личностного роста.
Работа освещалась на школьном сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в разделе «Все новости», на персональном сайте http://nsportal.ru/tatyana-aleksandrovna-parshakova (презентация «Воспитываю гражданина»), В контакте в группе МБОУ НОШ №2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Я транслировала опыт работы на межмуниципальных научно-практических конференциях в г. Чердынь (2013, 2014 г.г.), на всероссийской научно-практической конференции (заочно), во всероссийском конкурсе презентаций «Наше классное движение-2014», в муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Я – современный классный руководитель – 2014, 2015», в котором стала победителем и призёром.
На основе проведённых мероприятий и полученных результатов можно сделать вывод об актуальности, своевременности и эффективности реализации программы «Юный патриот» в условиях перехода на ФГОС НОО.
Мои обучающиеся имеют высокие результаты региональных мониторинговых обследований за 2014-2015 г уч. г. Средний тестовый балл по математике и русскому языку выше среднего балла районных и краевых показателей, по метапредметам – выше районного показателя.