Гражданско-патриотическое воспитание школьников (из опыта работы)


Мне бы хотелось более подробно рассказать о некоторых формах и методах гражданско-патриотического воспитания, основываясь на воспитательной работе, проводимой в течение двух лет со своим классом.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы
В ноябре 2013 года мы с классом посетили Национальный музей Республики Татарстан.
Опытный экскурсовод подробно ознакомил нас с историей нашей республики. Ребята увидели уникальные предметы археологических раскопок, предметы быта и украшения Древних булгар. национальные костюмы, украшения, предметы быта народов Татарстана.

С удовольствием поучаствовали в «мастер- классе» по изготовлению сувенирного украшения.

Формирование уважительного отношения к героическому прошлому своей страны углубление знаний обучающихся углубление знаний обучающихся по истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг, ее защитниках и их подвигах –это одно из важнейших направлений в патриотическом воспитании молодёжи. В канун Дня Победы мы провели классный час «Священная Война»
Ребята приняли активное участие в подготовке и проведении мероприятия, подготовили викторину «В памяти храним», слушали песни военных лет. После, возложили цветы к памятнику Неизвестному солдату, провели беседу о защитниках Родины из нашегогорода.

Также хочется рассказать о нашем общении с ветераном Великой Отечественной Войны. По состоянию здоровья Владимир Алексеевич не может приходить к нам в школу и мы с учащимися сами навещаем его. Дети с удовольствием готовы оказать ему посильную помошь и порадовать его своим визитом. К Первомайским праздникам девочки помыли ему окна, заходим проведать его, чему он всегда бывает рад, рассказывает нам о жизни в военные и послевоенные годы. В честь праздника мы попросили его сфотографироваться с нами.

Общение с человеком, принимавшем непосредственное участие в героических событиях военного времени, а также работавшем преподавателем в КГУ, несомненно ,интересно и полезно детям, также они чувствуют свою ответственность и благодарность старшему поколению.
Культурно патриотическое воспитание школьников направлено на на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями различных национальностей. В нашем классе обучаются дети разных национальностей, поэтому необходимо обратить особое внимание на динамику развития
дружелюбного отношения в коллективе, расширения понятия детей о культуре татарской и других национальностей. В этом плане хочу поделиться впечатлением от совместного посещения урока Толерантности, организованном в Доме Дружбы народов Татарстана для учащихся 7-х классов. Очень яркое впечатление произвела на ребят и экскурсия по Воскресной школе, где обучаются родному языку представители народов и народностей, проживающих Казани, и концерт песни и танца, и мюзикл «Дети на радуге».
Вашему вниманию коллаж фотографий, созданный учениками после этого мероприятия:

Также хочется отметить значимость тематики и организации классного часа , как наиболее доступной формы для воспитания в детях гражданских патриотических чувств.
Наиболее удачными из них считаю следующие:«Моя малая Родина-Дербышки»-об истории нашего района с 15 века до сегодняшних дней, беседа, рассказы подготовленные учениками, красочная собственная презентация о достопримечательностях района.
«Трагедия Беслана»- о трагических событиях сентября 2014 года, о борьбе с терроризмом.
«Где рождаются законы»-урок парламентаризма, о структуре государственной власти в России и Республике Татарстан, в форме диспута, игра «Портрет депутата»
В настоящее время, в преддверии подготовки к празднованию 70-летия Дня Победы ребятам предложено узнать у старших в семье о родственниках и знакомых участниках и ветеранах войны.Тема, конечно, заинтересовала ребят. И вот уже первые рассказы:

Подводя итог, нужно сказать, что гражданско-патриотическое воспитание должно занимать и занимает центральное место в воспитательной системе моего класса . И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Классный руководитель 7 «б» класса Ельжанова А.Ш.