Выступление Личностно – ориентированный подход в обучении математики.


Личностно – ориентированный подход в обучении математики.
«Не запрещать, а направлять.
Не управлять, а соуправлять.
Не принуждать, а убеждать.
Не командовать, а организовывать.
Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.» Очень важно   помнить слова педагога Е. Н. Ильина: «Учитель отнюдь не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему: ведущий и ведомый одновременно». Учитель учится вместе с детьми жить в этом современном мире и нужен не столько для передачи накопленного предыдущего, зачастую устарелого опыта, а для возникновения нового субъектного современного опыта каждого ребёнка. На этом пути много рисков для личности учителя остаться тем, кем ты можешь и хочешь быть, справиться с профессиональным выгоранием и деформациями личности. Оставаться оптимистом при внешних и внутренних воздействиях, нести позитивное и заражать этим детей из разных социальных групп – это трудная, но такая задача, которая требует решения для нашего общего будущего.
В обучении математике дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учеников в силу своих психофизиологических особенностей усвоение математики сопряжено со значительными трудностями, а у других явно выражены способности к изучению данного предмета. Слайд домашнего задания. В такой ситуации наиболее перспективной и эффективной технологией обучения математики я считаю личностно ориентированный подход в обучении.
Личностно-ориентированный подход предполагает активное участие учеников в образовательном процессе, основанном на самоорганизации. В результате у школьников происходит становление умения осмысливать и переосмысливать содержание знаний, возникает личностное отношение к ним, способность к творчеству. Развиваются такие личностные качества, как активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплина, умение делать выбор, давать оценку фактам и событиям, уважать чужое мнение, толерантность к окружающим. Все это помогает ребенку обрести ценности и смыслы жизни, осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности, поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.
Личностно-ориентированное содержание в обучении математики, требует для своей реализации адекватных педагогических технологий. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, творчество, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельного решения, выбора содержания и способов учения, сотворчества учителя и учащихся.
Моя задача как учителя, в соответствии с новой целью образования: провозглашается не трансляция знаний и формирование соответствующей им суммы знаний, а подготовка компетентного человека свободно владеющего полученными знаниями, умеющего их творчески использовать в меняющихся условиях и готового к постоянному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности. Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и формирование компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и обучая, обеспечивать развитие личности.
Я остановлюсь только на некоторых методах и приемах, используемых на уроках. Личностно ориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Поэтому, занимаясь по личностно ориентированной системе обучения, ученик -получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
-вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;
-учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры; -учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением. В практике использую различные методы: исследовательский, проблемный, эвристический. Методические приемы: внутренний диалог, деловая игра, проектная деятельность, презентации учащихся. Исследовательский метод. Одним  из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний  и стремление  к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Поэтому стараюсь на каждом уроке в системе использовать все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого  воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.Развиваю  поисковую активность через разные формы деятельности. В качестве примера можно привести фрагмент урока в шестом классе по теме «Длина окружности». Урок начинается с игрового момента. В гости к школьникам приходит Клоун, он рассказывает о цирковом представлении и обращается к учащимся за помощью: необходимо выяснить, сколько метров пробегают лошади по арене цирка. Рассуждая, учащиеся приходят к тому, что решить данную проблему возможно опытным путем с помощью круга - модели арены. Благодаря ситуации успеха, ученики без стеснения высказывают свои предложения о способе измерения длины окружности. Затем они выполняют практическую работу – с помощью нитки измеряют диаметры и длины окружностей различных моделей. Все данные измерений заносятся в таблицу на доске. Сравнивая и анализируя данные таблицы, школьники замечают, что длина окружности больше диаметра круга приблизительно в три раза. Данное предположение требует обоснования. Подтверждение данного факта осуществляется учащимися нахождением отношения длины окружности к диаметру круга для каждой модели. Учащиеся делают вывод и приходят к формуле 54559201206500 С= πd. Проблема решена, Клоуну оказана помощь.
Организуя, таким образом, изучение нового материала, воздействую на эмоциональную сферу ребенка, заставляя его радоваться, сопереживать сказочному персонажу. Это делает процесс учения личностно-значимым для ребенка, вызывая активную работу, уверенность в правильности выбранного решения. На протяжении всего урока учитель направляет действия учеников, воодушевляет их, вселяет веру в свои силы.
Если при работе над задачей дети  удивятся «красоте» её решения, это будет  шагом  к самостоятельному поиску  и творчеству. Поднимать учащихся до нового, более высокого уровня познавательной деятельности позволяет  использование проблемности в обучении. 
Слайд как решить уравнения? Современное обучение невозможно без использования информационно-коммуникативных технологий. Использование медиа-проектора на уроке позволяет на более качественном уровне объяснять новый материал,  своевременно проверить работу учащихся, выполненную на уроке. Часто через медиа-проектор проецирую тесты «Проверь себя». Слайд домашняя работа, тест…Это позволяет учащимся сразу же увидеть свои ошибки. Использование проектора для показа презентаций, изготовленных самими учащимися актуально на сегодняшний день. Слайд презентация ребят. Такие формы работы помогают учащимся больше узнать , учат отбирать нужный материал и составлять текст. Кроме того, развивают познавательную активность, раскрывают творческую активность учащихся.
Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. Важной целью обучения математике в школе является знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя. Метапредметная связь слайд
Моя работа как учителя индивидуализируется, ориентируясь на обеспечение активной познавательной деятельности самих обучающихся. Иными словами, не учитель теперь призван обучать математике школьников, а сами ученики в созданных учителем обучающих ситуациях самостоятельно или в сотрудничестве друг с другом (или с учителем) овладевают системой математических знаний, умений и навыков. Тьютеры Обязательным элементом структуры урока является рефлексия. Разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. ,Слайд
Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Важно, чтобы на заключительном этапе возникли новые вопросы, дающие толчок к продолжению.
Я уверена, что личностно-ориентированный подход, гуманные отношения между учителем и учеником в соответствии с принципами разноуровневого обучения должны выражаться в ориентации на посильные и доступные результаты обучения, чтобы практически на каждом уроке ученик испытывал удовлетворение от процесса учения.
«Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, учитель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.