МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ








Доклад на тему





«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ».








Подготовила учитель химии и
биологии МОУ СОШ п. Соколье
Федянина Т.В.















2008г
Чтобы действительно знать предмет, надо охватить и изучить все его стороны, все связиЕдинство материального мира раскрывается через единство изучающих его наук.
В советской педагогике структура и содержание учебно-воспитательного процесса были преимущественно направлены на повторение и запоминание определенной суммы знаний и главным образом репродуктивных умений и навыков. Целью такого информационно-репродуктивного образования всегда было усвоение обучающимися содержания предметов, а также умений и навыков по его применению в различных ситуациях практической деятельности.
Выпускники советских школ обладали хорошим объемом знаний и прекрасно умели применять их в обычных, стандартных ситуациях, где требовалось воспроизведение по образцу.
Проблемные ситуации, требующие творческого применения полученных знаний, приводили многих выпускников в тупик, так как творить их учили на самом примитивном уровне путем угадывания правильных ответов. Понятно, что для сложных междисциплинарных проблем угадать правильные ответы невозможно.
В создавшихся условиях возникает необходимость перехода от информационно-репродуктивного образования к образованию развивающему.
Что такое развивающее образование?
Развивающее образование – это специальная организация учебной деятельности, направленная на формирование теоретического мышления на основе методов научного творчества и самостоятельной творческой деятельности с помощью системы общенаучных технологий. Это предполагает развитие у учащихся творческих способностей. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности. Процесс обучения должен создавать условия, способствующие возникновению «изобретений», «открытий». Это реально при использовании межпредметных связей в развивающем обучении.
Значение межпредметных связей все возрастает при современных тенденциях к синтезу и интеграции научных знаний, это один из путей интеграции школьного образования, являющегося объективной основой обновления и усовершенствования содержания, а также средство повышения общеобразовательного, общекультурного потенциала.
Однако, как показывает опыт, широкое использование межпредметных связей затруднено рядом факторов. Вот некоторые из них. 1. Отсутствие скоординированности программ по химии и биологии и другими школьными предметами, что порой затрудняет воспроизведение обучающимися отдельных явлений или законов. Например, при изучении темы «Физиология листа», на уроке биологии, шестиклассникам предстоит познакомиться с тремя основными процессами, происходящими в зеленом листе: фотосинтезом, дыханием, транспирацией. Имея небольшой жизненный опыт, не зная основ химии и физики, обучающиеся испытывают трудности в понимании и значении этих процессов. 2. Недостаточность интересных в познавательном отношении материалов для дополнительного чтения, особенно по химии, поэтому зачастую химию воспринимают обучающиеся как «сухую», «скучную» науку. 3. Подбор материала зачастую дублирует уже известные факты и события, следствием чего является снижение их информационной важности для читающих.
Таким образом, в настоящий момент проблема межпредметных связей в обучении химии и биологии в средней школе состоит в том, что необходимо разрешить противоречия между потенциальными возможностями межпредметных связей и эпизодическим характером их использования.
Сами межпредметные связи по своей природе подвижны, нестабильны, нефиксированы. Поэтому необходимо ввести их в определенное русло, очертить круг их границ на каждой ступени обучения и его широком внедрении в процесс обучения. В этом возникает трудность в ис
·следовании этого вопроса.
Итак, межпредметные связи – средство повышения познавательной и коммуникативной мотивации изучения предмета и тем самым – один из резервов интенсификации учебного процесса не только при изучении химии и биологии, но и других наук.
Использование межпредметных связей в практике работы должно, по-моему мнению, производиться постепенно, так как требуя переноса знаний, они способствуют развитию обучающихся, помогая им все полнее, глубже и правильнее познавать мир.
Развитие знаний вскрыло глубокую внутреннюю связь между химией и физикой, биологией, историей, медициной, экологией, географией, литературой, искусством Можно заметить, что эти науки, порой, изучают одни и те же объекты, но с разных сторон. Так, молекула служит предметом изучения не только химии, но и молекулярной физики. А вот анатомия представляла и представляет большой интерес, например, для художников. В эпоху Возрождения были созданы картины Рембранта ван Рейна «Урок анатомии доктора Тюлпа» и атлас анатомии человека, профессионально выполненный гениальным художником Леонардо да Винчи. Привнесение таких фактов расширяет мировоззрение обучающихся, позволяет изменить свое мнение о каких-либо законах, явлениях, утверждениях.
Обучение может стать полноценным, если обучающиеся усваивают принципы и способы учебной деятельности.
Учебная деятельность суть творческого преобразования объекта изучения, позволяющая. развивать теоретическое мышление, т.е. это такое изучение материала, при котором выясняется происхождение, становление и развитие предмета.
Межпредметные связи можно использовать в одном из методов активного обучения, что во много раз усиливает развивающую сторону обучения. В игре, занимательной дидактике, ролевых, сюжетных постановках можно успешно решить и реализовать поставленную цель и задачу. Непринужденная обстановка на уроке также способствует успеху в развитии личности ребенка.
Применяя различные дидактические приемы можно как снизить мыслительную деятельность обучающегося, так и способствовать ее активизации.
Для усвоения материала школьники должны решать учебные задачи. При этом сам обучающийся ищет общий способ подхода к решению частных задач. Чаще всего для нахождения решения недостаточно знаний по одному предмету. Ответ может быть получен только при аналитическом движении обучающегося от простого к сложному, от общего к частному благодаря «содержательному обучению», привносимому межпредметным обучением в том числе. В таком случае плодотворность данной линии в обучении несомненна. Ее необходимо привлекать к организации учебного процесса и она отвечает потребностям времени.
Вклад химии как предмета в развитие навыков и практической деятельности обучаемого очень велик. Специфика применяемых в химии объектов способствует обогащению обучающегося знаниями, необходимыми для осознания роли и места человека в природе, а также созданию осознанной ориентации личности в окружающем мире, пониманию возможных перспектив и последствий конкретной практической деятельности. Но комплексное использование различных фактов других наук в большей степени помогают развивать у обучающихся воображение, память, абстрактное и пространственное мышление. Внедряя межпредметные связи в процесс обучения необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся , так как внутри- и межпредметные знания базируются на их жизненном опыте.
Итак, подводя итог анализа темы, можно сказать, что обучение будет развивающим если в процессе формирования предметных знаний оно обеспечит развитие: 1) потребности мотивационной сферы обучающихся, прежде всего познавательных интересов; 2) интеллекта; 3) адекватной самооценки. УВП должен выявлять сферу интеграции знаний и соединения теории с практикой, осуществлять объединение формируемых предметных знаний с контекстом личностного жизненного опыта обучающихся и межпредметной интеграции знаний и умений. Именно так можно добиться целостности формируемых у обучающихся знаний и сформировать задатки и творческий потенциал личности.










Заголовок 1 Заголовок 215