ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ(СЛАЙД 1)
Современная психолого-педагогическая наука стоит перед проблемой гуманизации обучения, то есть принципиальным переосмыслением роли учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Истинная гуманизация учебно-воспитательного процесса в современной школе предполагает глубокое проникновение в область социальных контактов ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Наши исследования показали, что отношения детского сотрудничества на инновационной основе вовсе отсутствуют, даже при позитивной организации детской деятельности. Их развитию препятствуют отрицательные эмоции, мотивы избегания взаимодействия, соперничество на негативной основе.
Актуальность работы заключается в выявлении такой системы обучения, при которой усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляется через учебное сотрудничество.
Таким образом, налицо реальные противоречия между значительным развивающим потенциалом различных форм совместной учебной деятельности в процессе организации учебного сотрудничества и недостаточной разработанностью методики их использования в начальной школе.
Разрешение указанного противоречия определило проблему исследования, которая заключается в выявлении условий формирования у младших школьников навыков сотрудничества при обучении русскому языку.
Исходя из вышесказанного, была определена цель исследования: обосновать условия формирования у младших школьников навыков сотрудничества в обучении русскому языку и проверить их эффективность. (СЛАЙД 2)
Гипотеза исследования: формирование навыков сотрудничества у младших школьников в обучении русскому языку будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускника начального общего образования, если учитель:
создаёт ситуацию успеха, условия для эмоциональной и содержательной поддержки каждого учащегося;
использует на уроке различные формы учебного сотрудничества, учитывая правила организации совместной деятельности взрослого и ребёнка. (СЛАЙД 3)
Объект исследования: обучение младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков сотрудничества у младших школьников в обучении русскому языку.(СЛАЙД 4)
Исследование выявленной проблемы и проверка гипотезы потребовали решения следующих задач:
Рассмотреть особенности формирования навыков сотрудничества у младших школьников.
Выявить условия формирования навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста в обучении русскому языку.
Провести опытно-экспериментальную работу, позволяющую проверить эффективность формирования навыков сотрудничества у младших школьников в условиях обучения русскому языку.(СЛАЙД 5)
Изучив исследования Ш. А. Амонашвили, А. С. Белкина, А. А. Бодалёва, И. Л. Волкова, Г. А. Цукерман и других, мы смогли прийти к выводу, что изменение в содержании, методах школьного обучения требуют изменения и форм организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим возникает необходимость в учебном сотрудничестве, где участвуют обе стороны: и учитель, и дети.
Экспериментальная работа осуществлялась нами в 2012-2013 учебном году.
Для проведения опытно-экспериментальной работы были выбраны учащиеся 3-х классов – 3 «А» и 3 «Б». В каждом классе по 25 учащихся.
Цель экспериментального исследования: определение исходного уровня сформированности навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста.
Наш эксперимент состоял из трех этапов – констатирующего, формирующего и контрольного.
Цель первого этапа исследования: определение исходного уровня сформированности навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- определить методы исследования;
- провести исследование в соответствии с выбранными методами.
Для решения поставленных задач было проведено:
анкетирование учащихся (см. Приложение 1)
наблюдения за учащимися во время уроков.
В ходе исследования мы опирались на следующие критерии, представленные на слайде (СЛАЙД 6).
По результатам анкетирования мы определили, что многие дети без труда общаются друг с другом, имеют друзей среди одноклассников, любят участвовать в коллективных играх. А вот общение с учителем некоторым ученикам даются с трудом.
В ходе наблюдения учитель отмечал особенности поведения учащихся во время коллективной работы, фронтальной беседы, ответов у доски, индивидуальной и групповой работы на разных этапах урока. (СЛАЙД 7) Наблюдения показали, что дети не умеют слушать друг друга во время фронтальной работы (повторяют ответы товарищей), учителя (приходится несколько раз повторять задание). Некоторые учащиеся отказываются работать у доски, теряются во время устного ответа. Выделилась группа лидеров, которые не испытывают затруднений в общении с учителем, постоянно поднимают руку, с удовольствием работают у доски.
(СЛАЙД 8) Таким образом, фронтальная работа неэффективна (часть учеников не следит за ходом работы, не понимает и не усваивает материал). Создание групп, пар (можно сменных, со сменными лидерами) позволит снизить тревожность учащихся на уроке, вовлечь их в работу.
Как мы видим, в обоих классах уровень сформированности навыков учебного сотрудничества достаточно низкий. Однако, в классе «А» показатели несколько ниже, чем в классе «Б», поэтому мы определили класс «А» в качестве экспериментального, а класс «Б» в качестве контрольного.
На основании результатов констатирующего эксперимента нами был разработан и реализован план формирующего этапа эксперимента.
Цель: повышение уровня сформированности навыков учебного сотрудничества у младших школьников.
На II этапе нашей экспериментальной работы мы предположили, что изменение характера педагогического взаимодействия (то есть организация учебного сотрудничества) в экспериментальном классе приведет к повышению эффективности обучения русскому языку младших школьников.
Учитывая рекомендации по организации учебного сотрудничества при обучении младших школьников, на первом этапе формирующего эксперимента нами создавались условия для эмоциональной и содержательной поддержки каждого учащегося и класса в целом. Для этого, во время урока поощрялись самостоятельность, инициатива, познавательная активность учащихся. (СЛАЙД 9) Использовались вербальные виды подкрепления, такие как похвала (отдельному ученику или всему классу); письменные подкрепления (записи об успехах в дневнике, положительные записи в тетрадях, в дополнение к отметке). А так же невербальные подкрепления: жесты, прикосновения, мимика учителя. Как показывает практика, учащиеся обращают внимание на них не меньше, чем на вербальное поощрение.
На начало эксперимента было замечено, что многие дети испытывали тревогу в ситуациях ответа у доски. Для поддержки и утверждения ребёнка в собственных силах, создавались ситуации, при которых учитель находился не рядом с ребёнком во время ответа, а в другом конце класса, при этом ученику разрешалось находиться не у доски, а у учительского стола или стула.
На уроках использовались задания, на которые есть несколько вариантов ответов. Подобные задания помогали развить вариативность мышления и неимитационное поведение. (СЛАЙД 10)
Кроме того на уроках русского языка мы использовали различные задания-«ловушки», задания, не имеющие решения, задания, формирующие умения запрашивать у учителя необходимую информацию.
Для учащихся создавались условия для формирования и развития навыков контроля и оценки деятельности, планирования собственной деятельности и деятельности группы. (СЛАЙД 11)
Дифференцированный подход к учащимся и дозированная помощь постоянно осуществлялась на уроках. В начале нашей работы мы предупредили учеников, что каждый из них может что-то забыть или ошибиться, но в этом случае не надо сидеть и переживать, нужно поднять руку. Учитель не будет решать за учащихся их задания, он может указать место, где допущена ошибка, вспомнить вместе с ребенком правило, обратить внимание на особенности условия, которые ребенок не заметил.
Для развития способности анализировать детям давались задания на группировку трех видов: «сходство», «отличие», «перечисление».
Помимо этого неуспевающим ученикам предлагались задания индивидуального характера.
Организуя учебное сотрудничество детей, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, мы, собрав весь накопленный опыт по работе над словарными словами, представили его в виде нескольких разделов, представленных на слайде (СЛАЙД 12).
Перед началом работы мы объединили детей в группы и предложили им посоревноваться между собой. Дети с удовольствием придумывали или находили ребусы к изучаемому словарному слову.
Таким образом, в формирующем эксперименте мы использовали различные методы, приемы и средства, которые помогли нам организовать учебное сотрудничество на уроках русского языка.
Изменив стиль взаимодействия, систему подкреплений и требований, используя эмоциональные разгрузки, индивидуальный подход к учащимся, учитель стремился повысить учебную мотивацию, снизить уровень тревожности, сориентировать учащихся на самостоятельный и творческий подход к учебным заданиям, повысить эффективность обучения русскому языку в целом.
По окончании формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент, целью которого было: определить эффективность проделанной работы.
(СЛАЙД 13) По результатам анкетирования мы определили, что большинство детей экспериментального класса без труда общаются друг с другом, имеют друзей среди одноклассников, любят участвовать в коллективных играх. Наладилось и общение с учителем – дети стали более раскованными, легко идут на контакт. Большинство хотят работать в паре и группе.
Во второй серии эксперимента было проведено наблюдение, по результатам которого было определено, что большая часть учеников научилась следить за ходом работы, хорошо понимают и усваивает материал. Метод эвристической беседы, используемый нами на протяжении всего эксперимента, способствовал вовлечению в работу всех учащихся. Тогда как на констатирующем этапе эксперимента нами было отмечено, что в эвристической беседе принимали только активные хорошо успевающие дети. Создание групп, пар позволило нам снизить тревожность учащихся на уроке и вовлечь их в работу.
(СЛАЙД 14) Как мы видим, в обоих классах уровень сформированности навыков учебного сотрудничества повысился. Однако, в экспериментальной группе произошли более значительные положительные изменения.
Полученные результаты говорят об эффективности проделанной нами формирующей работы и позволили нам сформулировать вывод о том, что формирование навыков сотрудничества у младших школьников в обучении русскому языку будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускника начального общего образования, если учитель:
создаёт ситуацию успеха, условия для эмоциональной и содержательной поддержки каждого учащегося;
использует на уроке различные формы учебного сотрудничества, учитывая правила организации совместной деятельности взрослого и ребёнка.
(СЛАЙД 15) Благодарю за внимание!