Авторское эссе «Без творчества нет успеха».


Авторское эссе «Без творчества нет успеха».
Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет.
У. Уорд
Во все времена в человеке жила жажда к познанию. Утолить эту жажду мог только Учитель. Учитель… Как много в этом слове ноток уважения и гордости. Нет на свете прекраснее и милее профессии.
Учитель-профессия непростая, и легко решиться посвятить ей жизнь нельзя. Надо осознанно к этому выбору подойти.
Родом я из Краснодарского края. Родилась в этом регионе и живу по сей день, чем и горжусь. Вот уже 18 лет работаю в небольшой сельской школе, где всего 75 обучающихся. Очень люблю свой коллектив и ребят. Именно любовь к детям привела меня в школу. Будучи ещё ребёнком, я собирала детей со всей улицы у себя во дворе и устраивала для них маленькое театральное представление. Часто играли мы с ребятами в школу. Уже тогда я поняла, что обязательно стану учителем, когда вырасту.
Да, теперь я –учитель русского языка и литературы! И это моё призвание, мой жизненный путь. Моя работа перестала давно быть для меня просто работой. Она превратилась в смысл жизни, который каждый человек ищет в своей жизни. А я его уже нашла. Я вообще считаю, что в школе работать надо не ради зарплаты, а по призванию.
Каждый раз с большим волнением я захожу в класс, где на меня смотрят любопытные глаза моих учеников. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя. Я верю, что могу подарить им радость, приобщить к тонким и светлым чувствам. Ведь что нужно ребёнку? Так мало: чувствовать себя умным, успешным и счастливым.
За партами в моём классе сидит будущее России, в котором мне тоже предстоит жить. И то, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
С чего начинается мой день? С уроков. Чем заканчивается? Тоже уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что круг, наполненный разными событиями: детским смехом и шутками, интересными и скучными встречами, замечаниями- моими и чужими, советами, нравоучениями(без этого не обойтись), вкусными обедами в столовой, собраниями, заседаниями, совещаниями. У меня насыщенная жизнь благодаря моей профессии. Я всегда молода душой, потому что дети не дают стареть.
Мой успех в работе зависит профессиональных знаний, от осведомлённости о последних достижениях в науке, от творческой активности и инициатвности.
«Всякий новый век, давая нам новое знание, даёт нам новые глаза». Эти слова Г. Гейне соответствуют тому, что происходит сейчас в современном образовании.
Известно, что русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из важных задач считаю привитие интереса к этому предмету, стремление разбудить творческие и интеллектуальные силы. Русский язык всегда остаётся красивейшим и интереснейшим языком мира. Изучать русский язык – значит расширить свой кругозор, развивать речь, память. Знание языка позволяет ребёнку стать полноценной личностью, открывает большие возможности в жизни.
Согласно образовательному стандарту основного общего образования по русскому языку, обучение русскому языку преследует цели:
-формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык;
-вооружение учащихся основами знаний о языке и речи;
-эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.
Какую же цель преследую я? Научить ученика учиться, обеспечить условия для развития индивидуальных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении русского языка, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
-научить собирать, систематизировать и обобщать материал;
-помочь овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление плана, тезисов, вопросов, схем;
-научить писать сообщения, сочинение, составлять рассказ;
-поставить развитие коммуникативной компетенции на уроках во главу угла.
Сегодня проблема использования эффективной методики преподавания русского языка в школе представляется крайне важной. Необходимо привитие интереса к предмету.
Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения? Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли.
Для этого надо внести определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. В этом помогут образовательные педагогические технологии и ИКТ. Я в своей работе чаще всего использую игровые технологии, технологию «Метода проектов», технологию развития критического мышления.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.
Не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества преподавания предмета. Опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. «Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»,-писал В.Сухомлинский. Применение игр возможно для всех школьных возрастов.
Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. В связи с этим у детей более активно развивается способность к языковой догадке. Чему же учатся дети, играя в такие игры?
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки» в 5 классе, КВН по мифологии, по лексике, по фразеологии, викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуется успехом «Путешествие по стране Лингвистике» по самым разным ее разделам («По морям, по волнам в удивительную страну Лингвистику», «Веселая грамматика»), а также ребусы, шарады, кроссворды, метаграммы, конкурсы эрудитов.
На уроках русского языка используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки (сказка о суффиксах причастий, о приставках ПРЕ-, ПРИ-). Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки - КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» являются помощниками в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.
Технология «Метод проектов». Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.
Метод проектов не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших отметок. («Моя семья», «Путешествие по литературным местам», «Сборник иллюстраций» по изученным произведениям, выпуск тематических стенгазет и др.)
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Развитие критического мышления через чтение и письмо используется в работе с учебными текстами (приемы «кластер», «таблицы», «синквейна» и др.).
Прием «Составление кластера»
Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
Прием «Составление синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по - возможности, эмоциональной.
Именно методическое мастерство является важнейшей составляющей успеха.
Именно творчество позволяет любое дело делать так, словно это твоя «лебединая песня»: не повторяться, иметь свой почерк, смело уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ.
Именно увлеченность учителя ведёт ребят к вершинам творчества и самосовершенствования, своей увлеченностью учитель «заражает» детей.
Именно нравственная культура педагога является примером для подражания в поступках, делах. 
Все эти составляющие не могут привести к профессиональному успеху  учителя, если нет любви к детям. Недаром О.В. Ключевский сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Секрет успеха очень прост, учитель!
Трудись, твори, прокладывай свой путь!
Выращивая Человека,
Учитель, сам ты человеком будь!