Презентация по биологии на тему растительная клетка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Тетюшская татарская средняя общеобразовательная школа»





Разработка
урока по биологии для 10 класса
по Сингапурскому методу обучения на тему:

« Особенности строения растительной клетки. Сравнительная характеристика растительной и животной клетки»




Урок разработала: Учитель биологии высшей квалификационной категории
Хуснутдинова Гульфия Мазитовна














2014-2015 учебный год


Тема урока: « Особенности строения растительной клетки. Сравнительная характеристика растительной и животной клетки»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами критического мышления Методическая цель: показать применение элементов Сингапурского методов обучения.

Цель урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии частей и органелл клетки как основы её целостности, обмене веществ, лежащем в основе жизнедеятельности.
Задачи :
образовательная - продолжить изучение строения эукариотической клетки, изучить строение растительной клетки, особенности строения клеток животной и растительной, организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением
Выяснить сходство и отличие клеток растений и животных

Развивающая: развивать критическое и креативное мышление, умения сравнивать, выделять главное, делать выводы, развивать навыки эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде.
Воспитательная: создать условия для увлеченного учения; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, закрепление изученного).
Методы обучения: частично – поисковый с использованием Сингапурского метода обучения.
ЭЙ Ар Гайд ( обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения« упражнения раздражителя» для активизации мышления ( видео, картинка, рассказ) Тайм ПЭА ШЭА ( обучающая структура , в которой участники делятся развёрнутыми ответами в течении определенного количества времени; Куиз-Куиз Трейд ( обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу используя карточки с вопросами и ответами по теме ; Финк- Райт Раунд Робин ( « Подумай- запиши- обсуди. Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой- то вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде) .

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, парная.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедий , экран, раздаточный материал.  Формирование знаний, умений и навыков: Уметь:  -делать выводы из проделанной работы; -правильно пользоваться биологической терминологией; -анализировать иллюстративный материал; -обобщать; -грамотно аргументировать свои выводы; -работать в парах, индивидуально. работать с индивидуальными картами; -оценивать свои знания и знания других учащихся
Знать: - знать общее строение клетки, отдельных органоидов; - различать прокариотические и эукариотические клетки; -выявлять сходства и отличия растительных, животных и клеток грибов; -работать с индивидуальными картами; -оценивать свои знания и знания других учащихся;

Ход урока:

Организационный момент (Слайд №1)

Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок биологии? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Зарядитесь энергией хорошего настроения, зарядите энергией своего партнера по плечу, по лицу, пожелайте удачи. II. Повторение изученного материала.
Учитель: Ребята! Посмотрите на экран, перед вами различные формы клеток, дайте сравнительную характеристику клеткам и сделайте вывод ( по слайду №2 «Многообразие клеток»)



Ученики: На экране представлено различные по форме эукариотические клетки: мышечная клетка- вытянутая в виде веретена, , нервная – в виде дерево, инфузория туфелька- в виде туфельки и.т.д. Дают биологическую характеристику каждому из них. Делают вывод, что клетки бывают различной формы. Клетки многоклеточных растений очень разнообразны. Они отличаются друг от друга формой, строением, размерами. Это связано с тем, что в многоклеточном организме клетки выполняют различные функции. Многообразие растительных клеток возникает в результате дифференциации однородных клеток зародыша. Размеры клеток большинства растений колеблются в переделах 10-1000 мкм. Форма клеток многоклеточных организмов может быть округлой, эллипсовидной, кубической, цилиндрической, звездчатой и т.д.
Учитель: На предыдущем уроке мы с вами изучили животную клетку и ее органоиды. Давайте повторим пройденный материал.
Слайд №3 Рассмотрите модель животной клетки и назовите все ее части и органоиды.

Что относится к главным частям животной клетки?
Какие органоиды животной клетки изображены на рисунке? Назовите их функции? (групповая работа). Учащиеся по нумерациям определяют названия органоидов и называют их функции.
Слайд №4 Угадай органоиды животной клетки? И назови их функции.
Учащиеся выполняют задание на контрольном листе.
№ 1 №2

№3 №4 №5


III. Изучение нового материала.
Слово учителя: Растения, как и все живые организмы, имеют клеточное строение. Они могут быть одноклеточными, колониальными и многоклеточными. Клетка одноклеточного растения представляет собой  целый организм и  выполняет все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности.
Прием ЭЙ Ар Гайд
Откройте учебник стр.177-176 прочитайте текст и ответьте на вопросы какие особенности строения имеет растительная клетка?
Учитель: Вам предлагаю просмотреть видеоматериал.
По вашему: Какие особенности строения имеет растительная клетка? Измениться ли ваше мнение?
Видеоматериал : « Растительная клетка»
После просмотра фильма учитель задает вопросы, ученики отвечают.
Учитель: Что вы увидели и какие гипотезы клеточного строения растений у вас возникли?
Слайд № 5 ( рисунок растительной клетки)


Класс делится на пары ( партнеры по лицу)
Обсуждение по парам прием Тайм ПЭА ШЭА
Ответ учеников: Для растительной клетки характерно наличие различных пластид, крупной центральной вакуоли, которая иногда отодвигает ядро к периферии, а также
расположенной снаружи плазматической мембраны клеточной стенки, состоящей из целлюлозы. В клетках высших растений в клеточном центре отсутствует
центриоль, встречающаяся только у водорослей. Резервным питательным
углеводом в клетках растений является крахмал.
Кроме того, в клетках большинства высших растений отсутствует клеточный центр с центриолями
Учитель далее только направляет учащихся на самостоятельное изучение темы.
Учитель: Сравните растительную клетку от животной? ( слайд №6)
Откройте учебник стр. 177. Найдите рис. 5.22. Скажите, какое строение имеет хлоропласт? Какие виды пластид вы знаете? (Слайд №7, №8)
Индивидуальная работа учащихся.
Далее идет общее обсуждение.
а) По строению различные эукариотические клетки сходны. Но наряду со сходство между клетками организмов различных царств живой природы имеются заметные
различия. Они касаются как структурных, так и биохимических особенностей.
б) Для растительной клетки характерно наличие различных пластид, крупной
центральной вакуоли, которая иногда отодвигает ядро к периферии, а также
расположенной снаружи плазматической мембраны клеточной стенки, состоящей
из целлюлозы. В клетках высших растений в клеточном центре отсутствует
центриоль, встречающаяся только у водорослей. Резервным питательным
углеводом в клетках растений является крахмал.
г) В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид,
нет и центральной вакуоли. Для клеточного центра характерна центриоль.
Резервным углеводом в клетках животных также является гликоген.


IV. Закрепление изученного материала
Запись в тетрадях
1 Таблица: Сравнительная характеристика животной и растительной клетки
Подумайте! Запишите! Обсудите командой! ( прием Финк-Райт-Раунд Робин)

Отличительные признаки животной и растительной клетки ( слайд 9)
Органоиды и включения
Животная клетка
Растительная клетка

Клеточная стенка1
Форма



















Каждой паре дается один вопрос «В чем особенность определенного вида клетки?»,  необходимо работать в парах, обсудить данный вопрос и доказать, почему именно этот вид клетки наиболее высокоорганизован и мобилен в условиях развития органического мира? Если нет аргументов «за», доказать почему данная клетка является менее организована по сравнению с другими клетками. Для работы уч-ся понадобятся иллюстрации «Растительная, животная и прокариотическая клетка». Указать составные части клетки.



2 Проведение тестирования ( в приложении прилагается)
V Домашнее задание
Изучить параграф 5.4.
Закончить таблицу «Строение и органоиды клетки»
Стр. 180-181 устно ответить на вопросы.

Учитель: Спасибо за урок! Выставление оценок.

Рефлексия
Оцените свой уровень знаний по трех бальной системе оценки: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень ( оставьте записи на выходе)








































приложение
Тест «Цитоплазма клетки и ее органоиды»

Наука о клетке?
а)гистология б)цитология в)эмбриология

2. Каким образом проходят через мембрану клетки крупные белковые молекулы и частицы?
а)фагоцитоз б)пиноцитоз

3. Чем отделена цитоплазма клетки от окружающей среды?
а)мембранами эндоплазматической сети б)наружной клеточной мембраной

4. У каких клеток поверх наружной клеточной мембраны находится целлюлозная оболочка?
а)растительные клетки б)животные клетки

5. Какой органоид связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ,
участвует в синтезе белков, жиров, сложных углеводов?
а)наружная клеточная мембрана б)эндоплазматическая сеть в)комплекс Гольджи

6. Какую функцию выполняют рибосомы?
а)фотосинтез б)синтез АТФ в)синтез белков г)транспортная функция

7. Где происходит синтез АТФ?
а)митохондрии б)комплекс Гольджи в)клеточный центр

8. Какие органоиды характерны только для растительных клеток?
а)рибосомы б)митохондрии в)пластиды г)эндоплазматическая сеть

9. Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл?
а)лейкопласты б)хлоропласты в)хромопласты

10. Какие из пластид выполняют следующие функции:
- фотосинтез
а)лейкопласты б)хлоропласты в)хромопласты
- накопление запасного крахмала
а)лейкопласты б)хлоропласты в)хромопласты
- окраска лепестков, плодов и осенних листьев?
а)лейкопласты б)хлоропласты в)хромопласты















Рисунок 1Biological cellРисунок 2Изображение:Biological cell.svg