Урок по биологии на тему Животная клетка


5 –А Дата проведения - 07.12.15 г.
5 –Б Дата проведения - 10.12.15 г.
Тема урока. Животная клетка
Цель: ученик научиться строению животной клетки, сравнивать и определить черты сходства и отличия в строении животной и бактериальной клеток, формулировать выводы.
Задачи:
образовательные:
- лсоздать условия для формирования у детей представлений о строении животной клетки; об отличительных и сходных признаках бактериальной и животной клеток;
- закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клеток;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения дополнительного материала, ИКТ, электронного приложения к учебнику Сухоруковой Л.Н., В.С.Кучменко, И.Я. Колесниковой. Издательство «Просвещение», 2012, 2014, презентации, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
- развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;
- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.
Методы:
словесный – рассказ, беседа на основе знаний учащихся;
наглядный – демонстрация наглядных пособий, презентации, слайдов;
практический – работа с учебником, учебными таблицами, слайдами, заполнение сравнительной таблицы в тетрадях;
исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию.
Методические приемы:
логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;
организационный – фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа учащихся;
технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебные таблицы «Бактериальная клетка», «Строение животной клетки под электронным микроскопом», учебник «Биология 5-6 класс. Живой организм» для общеобразовательных учреждений (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.), электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., В.С.Кучменко, И.Я. Колесниковой. Издательство «Просвещение», 2012, 2014, раздаточный материал – карточки с тестом, рабочая тетрадь, тетрадь для промежуточного контроля знаний учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой. Вступительное слово учителя.
Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть осеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Возьмитесь за руки и повторяйте:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
Проверка выполнения домашнего задания.
Так клетка кажется мала,
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна…
Беседа по вопросам:
Что изучили на прошлом уроке?
Какие организмы относятся к прокариотам?
Тестовый контроль по теме: «Бактерии».
Задание. «Угадай – ка», где да, а где – нет.
Бактерии – многоклеточные организмы.
Бактерии разнообразны по форме.
В лаборатории бактерии выращивают на питательных средах.
Бактерии могут иметь три оболочки.
Бактерии никогда не имеют жгутиков.
Основной признак бактериальной клетки – наличие ядра.
Бактерии обитают всюду.
Спора бактерии – это покоящаяся группа клеток.
С помощью спор бактерии переносят неблагоприятные условия и распространяются в природе.
Бактерии приносят только вред.
II. Изучение нового материала.
Формулирование цели учащимися, определив границы знания и незнания.
Планирование учащимися способов достижения цели.
Например,
1.Изучение строения животной клетки по рисунку учебника (слайду) с. 47.
2. Сравнение строения бактериальной и животной клетки: черты сходства и отличия.
3. Выводы.
Дополнения учителя:
с. 46 учебника в разделе «Общие черты строения ядерных клеток»
4. Вспомнить царства живых существ.
Изучение строения и функций ядра как важнейшего компонента животной клетки.
5. Изучение функций цитоплазмы как обязательной части клетки.
План урока.
Царства живых существ.
Строение животной клетки.
Сравнение строения бактериальной и животной клеток.
Выводы.
Строение и функции ядра и цитоплазмы.
III. Реализация плана урока.
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану:
а) вспоминают царства живых существ (слайд с. 47 учебника);
б) самостоятельно изучают строение животной клетки (слайд с. 47 учебника);
в) работая в парах, самостоятельно сравнивают строение бактериальной и животной клеток. Определяют в их строении признаки сходства и отличия.
г) работая в парах, самостоятельно заполняют таблицу: «Сравнение строения бактериальной и животной клеток».
Признаки отличия Бактериальная клетка Животная клетка
Слизистая капсула Клеточная оболочка Мембрана Жгутики Цитоплазма Ядро Включения Признаки сходства в строении бактериальной и животной клеток:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
2.Учащиеся:
устно формулируют затруднения, самостоятельно корректируют свои ответы.
Учитель:
для сравнения, предлагает примерное заполнение таблицы:
Признаки отличия Бактериальная клетка Животная клетка
Слизистая капсула Имеется Отсутствует
Клеточная оболочка Имеется Отсутствует
Мембрана Имеется Имеется
Жгутики Имеются Имеются у простейших жгутиконосцев (эвглена зелёная (слайд)Цитоплазма Имеется Имеется
Ядро Отсутствует. Имеется ядерное вещество. Имеется.
Включения Имеются Имеются
Признаки сходства в строении бактериальной и животной клеток:
наличие мембраны, цитоплазмы, наследственной информации, включений, у некоторых – органоидов движения.
г) самостоятельно сделать выводы.
3. Учитель:
дополняет и корректирует выводы учащихся.
II. Изучение нового материала (продолжение).
Изучение строения и функций ядра и цитоплазмы (слайды с. 46 учебника).
Словарная работа с терминами и понятиями (слайды, с. 46 учебника).
III. Контроль знаний.
Ответьте устно на вопросы:
В чём состоит основное отличие доядерных организмов и ядерных?
Каковы общие черты строения бактериальной и животной клеток?IV. Рефлексия:
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового сегодня узнали?
Чему научились?
V. Оценивание учащихся.Учащиеся дают оценку своей деятельности по её результатам.
VI. Домашнее задание: §17 с. 46-47, придумать вопросы для проверки знаний одноклассника по теме, изученной на уроке; по выбору: придумать сказку или рассказ о клетке (бактериальной, животной), или составить кроссворд.
\s