Методические рекомендации по созданию презентации PowerPoint


«Быть с веком наравне» - это требование ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, в том числе – и образованию. Важнейший фактор успешной социальной адаптации учителей в рамках информатизации школы - готовность изменяться, а отсутствие у некоторых учителей желания совершенствовать свои компетентности, в конечном результате ограничивает обучающие возможности в школе.
Сегодня применение на уроке технических средств – не экзотика. В нашей школе 2 кабинета информатики, интерактивная доска, мультимедийные комплекты в каждом кабинете, доступный интернет. Не отстает и дидактическое сопровождение технического процесса – педагоги активно применяют икт – технологии, размещают свои уроки на персональных страничках образовательных сайтов, участвуют в on-line конкурсах и проектах. Но всегда ли готов учитель применить все имеющиеся возможности на уроке?
Сегодня учитель на уроке владеет двумя мощными инструментами - классическая доска и персональный компьютер. Можно ли часть учебного материала перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал — да, но полностью упразднить доску в школе нельзя, так как в этом случае теряется живое общение учителя с классом, он становится в большей степени внешним транслятором знаний. Щелчок мыши делает учителя более статичным, воспитывает некую профессиональную лень — учитель не импровизирует на уроке, не пытается что-то по ходу объяснения уточнить на доске или даже словесно, а учащиеся задают вопрос: «Можно скопировать презентацию и не записывать материал в тетрадь?»
Целесообразно ли применение презентации на каждом уроке? Давайте узнаем это у наших учеников.
Анализ проведенного тестирования.
Вывод один – компьютер не сможет заменить учителя?
Но сможет ли компьютер изменить учителя, и есть ли у учителя желание и возможности меняться?
Использование современного оборудования усиливает интерес к предмету, позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки. Эти слова подтверждают ответы ребят – анализ анкеты
Кроме того, компьютерные презентации учебного материала могут обеспечить более эффективные коммуникационные взаимодействия между преподавателями в целях обмена опытом, а также при подготовке и повышении квалификации педагогического состава образовательных учреждений.
Что необходимо для того, чтобы сделать презентацию?
Основная программа для изготовления презентаций - это Microsoft Power Point (причем, она есть на большинстве компьютеров, т.к. идет вместе в комплекте с Word и Excel).
Далее вам нужен качественный материал: текст, картинки, звуки, возможно и видео.
Откуда все это взять?
Текст Самый лучший вариант, если вы сами в теме презентации и сами можете написать текст из личного опыта. Такая презентация получится уникальной и интересной для слушателей.
Картинки, схемы, графики Конечно, самым интересным вариантом были бы ваши личные фотографии, которые вы сделали в процессе подготовки к написанию презентации. Но можно обойтись. Графики и схемы можно начертить самому, если у вас есть какие-то закономерности, или вы считали что-нибудь по формуле. Например, для математических расчетов, есть интересная программа для составления графиков graph. Если не сможете найти подходящую программу, график можно составить и вручную, нарисовать в Excel'e, или просто на листе бумаге, а затем его сфотографировать или отсканировать. Вариантов много...
Перевод картинки в текст:
http://pcpro100.info/kak-perevesti-kartinku-v-tekst-pri-pomoshhi-abbyy-finereader/Делаем из картинок файл PDF: http://pcpro100.info/kak-iz-kartinok-sdelat-pdf-fayl/Видео Если есть возможность - снять качественное видео и обработать его. Можно использовать недорогие модели телефонов со встроенными камерами, чтобы показать какие – то конкретные вещи детально, то, что сложно объяснить на картинке. А многое можно найти на просторах сети Интернет. Можно записать с экрана монитора, причем добавить свой голос для описания.
Как редактировать видео: http://pcpro100.info/kak-rezat-video/.
Итак, можно приступать к созданию мультимедийного продукта.
Какой бы ни была красивой ваша презентация - без вашего выступления она всего лишь набор картинок и текста. Поэтому, прежде чем начинать делать, определитесь с планом вашего выступления!
Кто будут слушатели вашего выступления? Какие у них интересы, что больше бы им понравилось. Порой успех презентации зависит больше не от полноты информации, а от того, на чем вы сфокусируете внимание!
Определите главную цель вашей презентации. Что она доказывает или опровергает? Продумайте, что вы будете говорить вначале, в конце - и, соответственно, какие слайды и с какой информацией вам понадобятся. Нельзя забывать, что презентация – это сопровождение доклада или выступления, а ни в коем случае не его замена.
Рассчитайте время выступления Лучше сделать небольшую презентацию, а дополнительный материал сохранить в отдельной папке и всем заинтересовавшимся - скопировать ее на носители.
Создание, удаление и работа со слайдами Техническая сторона вопроса всем хорошо понятна, если вы сомневаетесь в своих возможностях – привлеките к работе своих учеников. У них прибавится знаний, у вас – уверенности, что все получится. Не размещайте на одном слайде сразу несколько блоков зрительной или текстовой информации. Это отвлекает, рассеивает внимание, ухудшает концентрацию. Не следует делать слайды слишком пёстрыми и разрозненными по цветовому решению. Это вредит формированию неустойчивых зрительных образов.
Использование на слайдах трёх-четырёх сочетаемых цветов благоприятно влияет на концентрацию внимания и улучшает восприятие
Работа с текстом Текст должен контрастировать с фоном, иначе слайд будет плохо читаем. При разработке презентации важно учитывать, что материал на слайде можно разделить на главный и дополнительный. Главный необходимо выделить, чтобы при демонстрации слайда он нёс основную смысловую нагрузку: размером текста или объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для подчёркивания основной мысли слайда.
Уделите особое внимание такому моменту, как «читаемость» слайда. Для разных видов объектов рекомендуются разные размеры шрифта. Заголовок слайда лучше писать размером шрифта 22-28, подзаголовок и подписи данных в диаграммах – 20-24, текст, подписи и заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах – 18-22.
Для выделения заголовка, ключевых слов используйте полужирный или подчёркнутый шрифт. Для оформления второстепенной информации и комментариев – курсив.
Чтобы повысить эффективность восприятия материала слушателями, помните о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк.
Используйте шрифт одного названия на всех слайдах презентации.
Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом. Это могут быть шрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.
Не выносите на слайд излишне много текстового материала. Из-за этого восприятие слушателей перегружается, нарушая концентрацию внимания.
Не забывайте указывать авторов заимствованных материалов, поскольку уважение к чужой интеллектуальной собственности - важный аспект воспитательной работы.
Редактирование и вставка графиков, диаграмм, таблиц Применяются для наглядного представления изменения одних показателей относительно других.
Работа с картинками Старайтесь не размещать много картинок на одном слайде, лучше сделайте картинки по крупнее и добавьте еще один слайд. С задних рядов, иногда, очень сложно разглядеть маленькие детали изображений. Старайтесь избегать использования слайда «картинка, обтекаемая текстом».
Иллюстрацию лучше разместить на отдельном слайде, подписав под ней основную информацию. Текст в этом случае лучше воспринимается на слух.
Вставляемые фотографии или картинки должны быть хорошего качества и достаточно большого размера, иначе при растягивании они теряют резкость, чем могут только испортить эффект от презентации.
Звук и видео Вставка звука и видео очень похожи по своей сути. Вообще, эти вещи не всегда и везде стоит включать в презентацию. Во-первых, не всегда и не везде уместно, если у вас будет звучать музыка посреди молчания слушателей, пытающихся проанализировать вашу работу. Во-вторых, на компьютере, на котором вы будете представлять свою презентацию может не оказаться нужных кодеков или еще каких-либо файлов. Не переборщите с громкостью звука, иначе речь будет плохо слышна.
Для музыкального сопровождения презентации лучше выбирать спокойную инструментальную или классическую музыку. Это не будет отвлекать слушателей от содержания презентации, а только добавит эмоциональности.
Наложение переходов и анимации Переходы между слайдами делают презентацию PowerPoint более эффектной. Не следует перенасыщать презентацию спецэффектами. Чрезмерное обилие мигающих, вертящихся и скачущих объектов, посторонних звуков, анимационных картинок отвлекает слушателей и мешает им удерживать внимание на основном содержании выступления.
Помните, что анимация используется по минимуму и лишь тогда, когда на ней лежит функциональная нагрузка.
С помощью анимации хорошо выделять ключевые слова, цифры, обозначать выводы. Будет лучше, если анимация настроена на выделение цветом, а не на разного рода движения букв на экране.
Демонстрация и представление презентации  Желательно в настройках показа презентации отрегулировать все, как вам необходимо. Не допускайте частого звукового сопровождения перехода слайдов.
Смену слайдов презентации PowerPoint более удобно делать по щелчку мыши.
В тексте выступления сделайте пометки, указывающие на смену слайда в тот или иной момент речи.
Лучше сделайте два экземпляра выступления с пометками смены слайдов: один экземпляр – себе, а второй – технику, руководящему показом презентации. Старайтесь, чтобы презентация своими спецэффектами, яркими картинками и фотографиями, излишне красочным оформлением слайдов не затмила выступающего. Помните, что презентация – это не цель, а средство в её достижении.
 
 
Если вы ощущаете затруднения с подготовкой и проведением презентаций, а перспектива публичного выступления будит нервозность и досаду, прочтите книгу Стива Мэндела «Навыки эффективной презентации» (можно прочесть в электронном виде). С ее поддержкой вы сможете в краткий срок одолеть психологический барьер перед необходимостью выступать перед аудиторией, успокоиться, научиться концентрироваться на основном при подготовке к выступлению, верно оформить все наглядные материалы и применять современное оборудование.
Используя вышеописанные советы и рекомендации, вы подготовите презентацию, какая, безусловно, обеспечит вам успех и надолго запомнится всем присутствующим.
Используйте ресурсы сети Интренетhttps://support.office.com/ru-ru/article/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-PowerPoint-2007-C364A6E4-1E26-4D52-8013-B8D3C2024CCEофициальный сайт программных продуктов Office
Эта статья поможет быстро и легко создать базовую презентацию в Microsoft Office PowerPoint 2007. В ней также описаны дополнительные возможности, позволяющие улучшить работу.
http://pcpro100.info/kak-sdelat-prezentatsiyu/ - как сделать презентацию, какие проблемы возникают при изготовлении, на что следует обратить внимание, некоторые тонкости и хитрости при написании презентаций.
http://www.openoffice.org/ru/ - бесплатное ПО для создания презентаций
http://pedsovet.su/load/320, http://powerpointbase.com/ - шаблоны для создания презентаций
Список сайтов с методическими рекомендациями по созданию презентаций:
http://antonkozlov.ru/kak-sdelat/kak-sdelat-prezentaciyu-na-kompyutere.html -
http://ra-kurs.spb.ru/2/0/6/1/?id=77http://magnitnaya-shkola.ru/egorkina-n-a/sozdanie-i-ispolzovanie-multimediinykh-prezentatcii-na-urokakh-izobrazitelnogo-iskusstvahttp://st-sh3.narod.ru/teachers/DIN_lesson7.htm