«Сказочный квадрат» интегрированный урок по математике во втором классе


Интегрированный урок-путешествие во 2 классе
Тема: Сказочный квадрат
Цель: Закрепление понятия о квадрате и установление его значимых признаков ( самый близкий род – прямоугольник, а видовая особенность - равность длины всех сторон );
Задачи:
1.Закрепить решение задач разным способом, вычислительные навыки
2. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, творчески
мыслить.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, любовь к зимующим птицам.
Форма проведения: урок- путешествие.
Тип: интегрированный.
Методы и приемы: репродуктивный, индивидуально – фронтальный, практический.
Оборудование: геометрические фигуры, карточки, рисунки короля Точки и принцессы Прямой, проигрыватель,шаблоны,таблица «Зимующие птицы».
Ход урока:
1. Приветствие

Кому-то сказки надоели.
А кто-то сказками пленен
И самый лучший наш урок
Начнем со знакомых нам имен.
Мы по сказке пробежимся
И попробуем решить
С кем сегодня Король Точка
Познакомить нас спешит.
2. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы с вами будем путешествовать по необычной стране. Это страна Геометрия. С предметом «геометрия» вы будете знакомиться в старших классах. А на уроках математики мы изучаем элементы геометрического материала. И вот сегодня Король Точка и его дочка принцесса Прямая приглашают нас к себе в гости. (На доске рисунки короля и принцессы)
- А вы – путешественники, на протяжении всего пути вы должны быть
очень внимательны, находчивы. Нам предстоит решить все задания, которые приготовили король и принцесса. И сегодня, путешествуя по стране, мы познакомимся с фигурой, которая называется квадрат, и закрепим решение задач.
- Нам необходим пропуск, чтобы попасть в эту страну. Сейчас мы потренируемся. А для этого порешаем устно.
3. Устный счет.
Игра « Молчанка».
Дети поднимают числовой веер. Дополни число.
7 15
8 13
9 11
7 14
6 12
5 14
-А теперь загадки-шутки- только на одну минутку.
Логическая задача.
Цапля, стоя на одной ноге весит 20 кг. Сколько будет она весить на двух ногах?
В корзине 4 яблока. Как разделить их между двумя мальчиками так, чтобы у каждого было по два и чтобы в корзине было два яблока.
Геометрическое задание.
На доске:

Разделите все фигуры на две группы. (В первую группу- фигуры 1, 2. 4, 5; во вторую- фигуры 2, 4.)
- Что общего между фигурами каждой группы? ( Фигуры первой группы имеют углы; у фигур второй группы нет углов)
Но кроме этого принцесса считает, что в ее страну может войти достойный.
Тот, который умеет быстро писать и считать. Поэтому она затеяла игру «Лучший счетчик » ( За 1 мин. устно решить примеры, записать только ответы . Примеры на доске )
11-2, 3+8, 45-20, 6+5, 4+6, 54-30, 4+9, 67-40, 7+8, 14-5,13- 6, 12-4.
- Для начала мы откроем тетради и запишем число сегодняшнего путешествия . И на минутке «Чистописания» запишем цифру 15.
- А теперь приготовились, начали. ( Учитель засекает время)
- Молодцы. Теперь взаимопроверка. (9, 11, 25, 11, 10,24,13,27,15, 9,7,8)
-Вы хорошо справились с заданиями, и король Точка решил познакомить вас с жителями своего королевства.
4. Работа над новым материалом.
(К доске выходят ребята с разными геометрическими фигурами)
-Первый житель, с которым он нас знакомит - это фигура весьма важная.
(Выходит ученик с рисунком прямоугольника) Важность ее признавалась всеми людьми. Так при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвасталась:
«Посмотрите, какой у меня красивый вид. Красивее меня нет фигуры!»
-Как же зовут тебя?- спрашивали встречные.
- Назовите эту фигуру, ребята! (Прямоугольник.)
- А как вы узнали? (Все углы прямые.)
-Ходил прямоугольник по свету. И стало тяготить его одиночество. И решил прямоугольник поискать родственников. (Ребенок с прямоугольником рассматривает все фигуры )« Если я его встречу, то сразу узнаю, - думал прямоугольник,- ведь он на меня должен быть чем-то похож».
-Однажды встречает он на пути такую фигуру (Выходит ученик с рисунком квадрата) Стал Прямоугольник к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил тогда: «Как зовут тебя? »
-Меня зовут…
- Ребята, кто знает, как называется эта фигура? А почему же она так называется? ( Все углы прямые)
- Давайте убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы.
( Ученик у доски измеряет углы)
- Что можно сказать о сторонах? (Они равны)
Вот прямоугольник и спрашивает: «А мы не родственники с тобой?»
-Если мы найдем четыре признака, по которым мы похожи, значит мы с тобой близкие родственники, и фамилия у нас может быть одна и та же,-ответил квадрат.
- Давайте и мы их найдем.. Про( Четыре угла. Все углы прямые. Четыре стороны. Противоположные стороны равны.)Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться и по белу свету гулять.
- И, чтобы продолжить путешествие мы должны выполнить задания нашего учебника.
5. Работа с учебником.
Стр. 74. № 1 а) и б) устно
№ 2 задача.
- О ком говориться в задаче?
-Сможем мы ответить на главный вопрос задачи?
-Почему?
( На доске ученик записывает краткую запись и решение разными способами)
№ 4 устно.
6. Музыкальная физминутка «Две половинки»
7. Творческая работа в группах.
-Как вы думаете, принцесса любит цветы?
- Сейчас каждая группа должна нарисовать букет для принцессы из геометрических фигур. ( на доске таблица с геометрическими фигурами) На работу отводиться 3 минуты. Анализ работ.
9.Практическая работа в парах
- Принцесса хочет посмотреть, как вы умеете работать своими руками.
- У вас на столах лежат квадраты. Что из предметов имеет форму квадрата?
- Мы попробуем тоже кое-что смастерить. Сейчас зима и нашим птичкам приходиться туго.
- Каких зимующих птиц вы знаете?
А смастерим мы с вами модель кормушки. ( Из готовых шаблонов, ребята изготавливают коробочки-кормушки. Звучит тихая мелодия )10.Оценки за урок.
-Король и Принцесса решили присвоить всем звание «Грамотей геометрических фигур»
11.Рефлексия урока.
-А теперь на стикерах напишите:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было самым сложным?
- Что больше всего понравилось?
Дети помещают стикеры на доске
12.Дома с.75 № 2.