Рефлексивный доклад на тему Формирование УУД на уроках обучения грамоте


Рефлексивный доклад на курсах повышения квалификации учителя начальных классов МБОУ«Бетькинской СОШ» Шакировой Фарсии ФаритовныФормирование УУД на уроках обучения грамоте
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учеников в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе.
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательной организации.
Формирование универсальных учебных действий–это умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетентностей, образа мира и ценностносмысловых оснований личностного морального выбора.
Развитие универсальных учебных действий невозможно вне ситуации изучения предметных знаний. Оно реализуется в условиях специально организованной образовательной деятельности по освоению обучающимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных школьных дисциплин. Вместе с тем, освоенные знания, умения и навыки рассматриваются как поле для применения сформированных универсальных учебных действий обучающихся для решения ими широкого круга практических и познавательных задач.
Я хочу поделиться своим опытом работы по формированию универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте в 1 классе.
Методологической основой учебников системы «Начальная школа 21 века», в том числе и букваря, является системно-деятельностный подход, цель которого в первую очередь – научить детей учиться. Этот подход предполагает превращение ребенка из объекта обучения и воспитания в субъект образования. Ребенок не получает знания в готовом виде, а постигает их сам в процессе формирования у него метапредметных и предметных учебных действий. Это достигается на уроках обучения чтению и письму, где я делаю опору на проблемно-поисковый метод обучения, на организацию проектной деятельности, на применение ИКТ-технологии.
Учебник Л.Е.Журовой «Букварь» позволяет решать задачи формирования всего комплекса УУД у учащихся 1 класса, которые являются приоритетным направлением в содержании образования.
В соответствии с требованиями ФГОС не только изучение каждого раздела, но и каждый урок должен начинаться с целеполагания.
На этапе организационного момента, когда необходимо подготовить  учащихся к работе, ставлю конкретную цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. В этом помогают рифмовки:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Станем буквы изучать
И научимся читать.и др.
На этом этапе формируются личностные и регулятивные УУД:смыслообразование, организация учащимися своей деятельности, целеполагание.
Важно обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность; я на своих уроках использую разрешении проблемной ситуации: разгадывание ребусов, таких игр «Найди одинаковый звук в словах», «Сравни первые звуки в словах» и др. Это ставит ребенка в положение первооткрывателя и повышает его мотивацию к усвоению материала урока. На этапе введения в тему урока стараюсь подвести учащихся к формулированию темы урока (реализация идеи педагогического сотрудничества, формирование познавательных и регулятивных УУД). «Как вы думаете, что мы будем обсуждать на уроке? Какова наша учебная задача? Как же может звучать тема урока?»
Довольно часто я использую такой метод как лингвистический эксперимент: «Измени слово окуни так, чтобы в конце был согласный звук?», «Как мишку превратить в мышку?», «Подумай, какие слова получатся?(насос-сосна, весна-навес, сев –вес, нос-сон, сел-лес), «Прочитай новые слова, меняя одну букву» (весть-месть-жесть-лесть), «Найди слово в слове»(товарищи – товар, щи, вари, ищи,), «Соедини слоги так, чтобы получились слова» (жа- ло, ба,ра, са, лит, лу, ко) на этом этапе учащиеся самостоятельно решают поставленную учителем задачу.
В начальной школе у ребенка должно сформироваться умение познавать и исследовать окружающий мир. Обучение поиску информации при работе по «Букварю» носит первоначальный и основополагающий характер. На страницах учебника детям предлагаются такие задания как составить модели слов, соотносить модели и слова, сравнить звуки с схемах , прочитай в таблице новые слова, меняя одну букву и т.д. Во время такой работы встречаются незнакомые слова. Для объяснения значения слов пользуемся школьным толковым словарём, что способствует формированию у детей такого познавательного УУД, как поиск и выделение необходимой информации.
 На уроках литературного чтения с целью внедрения сотрудничества в обучение и формирования коммуникативных УУД приучаю детей совместно планировать деятельность. Предварительно мы договариваемся о правилах сотрудничества в группе и в дальнейшей работе стараемся им следовать. На мой взгляд, работа в паре и в группе на уроке более всего способствует формированию у детей умения дискутировать шепотом, спокойно, сдержанно, бесконфликтно, т.е. развивает у учащихся не только коммуникативные УУД, но и стиль поведения в обществе.
При чтении по ролям дети сами распределяют роли в группе, функции каждого члена группы, корректируют ошибки. Тем самым вырабатывается умение слушать друг друга и позиция партнера по общению или деятельности.(В.Осеева «Просто старушка», Я. Тайц «По Грибы»и др.)Выработке нравственно – этической ориентации   способствует чтение таких произведений эпической формы. Содержание букваря помогает развивать у учащихся эстетические чувства и эстетический вкус, вырабатывать отношение к литературе как искусству слова.
Проверить, достигнуты ли цели урока, усвоены ли необходимые знания, сформировались ли необходимые навыки, ребенок может при выполнении заданий рубрик «Вспомним», «Проверь себя», «Проверим себя и оценим свои достижения», эти задания способствуют формированию таких регулятивных УУД как контроль, оценка, саморегуляция и коррекция общеучебного УУД рефлексия. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что не только учитель проверяет его знаний и оценивает его, но он и сам проверяет и оценивает свои знания. Я использую такие ролевые игры для повышения мотивации ребенка к самостоятельному получению знаний и формированию навыков, которые увеличивают способность оценивать собственные, личные результаты работы.
«Живые звуки»
-Какой 2й звук в слове СЫР? Какой 3й? Какой звук остался? А он какой по счёту?
(Дети «играют» роль звуков).
-Ко мне подойдёт 2й звук в слове СЫР; 1й, 3й. Получилось ли слово? (нет) Почему? Что нужно сделать, чтобы схема слова СЫР получилась? (расставить звуки в нужном порядке)
«Я – учитель», которая выполняется ребенком дома вместе с родителями. Учащийся, изучив материал на уроке, представляет себя учителем и стремится обучить взрослого члена семьи тому, что он изучил на уроке.
«Сам себе контролер» проводится ребенком без участия взрослых: он просматривает прописи и оценивает, какие буквы он пишет достаточно хорошо, а какие ему пока не удаются, после чего сам принимает решение о дальнейшей работе по улучшению навыков написания букв.
На уроках обучения грамоте очень часто использую дифференцированные задания, так как есть дети, которые читают хорошо и гораздо быстрее работают. Это задания на чтение( 1гр.–тексты, 2гр. – слоги, 3гр. – слова) или на карточках. Например, Карточка 1.
– Буква З потерялась. Впишите букву в слова.
моро _ _ ано _ а _ вон ре _ инка _онтикКарточка 2.
– Прочитайте слова. Подчеркните синим карандашом слова с твердым звуком з, зеленым – со звуком з’.
Запах зима Зерно звери узел зеркало слеза зоопарк
Карточка 3.
КОЗЛЁНОК
У меня живёт козлёнок, Я сама его пасу. Я козлёнка в сад зелёный .Рано утром отнесу. Он заблудится в саду –Я сама его найду.
А. Барто– Подчеркните букву З синим (звук [з]) или зелёным (звук [з’]) карандашом.
Карточка 4.
– Выучите скороговорку: «Зоиного зайку зовут Зазнайка».
– Подчеркните слоги с буквой З.
Жили-были прыгуны:
– Мы допрыгнем до луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
– Где вы, прыгуны?
– Мы тут!
В. Берестов
Формирование личностных УУД – процесс долгий и сложный, требующий проведения кропотливой работы и в урочное и во внеурочное время. Сейчас работаю над созданием детского коллектива класса, отработкой умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Стараюсь в работе с первоклассниками создавать ситуацию успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.
Формирование у первоклассников УУД, необходимых для дальнейшего учебного процесса, способствует успешному обучению учащихся в школе, уверенности в своих силах и возможностях.
В ходе обучения по дополнительной образовательной программе я получила очень много полезной информации по внедрению идей ФГОС. Заметила свои слабые стороны, особенно по различению предметных и метапредметных результатов. Мне понравилось то, что с нами работали именно учителя начальных классов, которые знают наши проблемы. Они проводили практические занятия, рассказывали на своём опыте как можно реализовать ФГОС в начальной школе. Я надеюсь, что знания, полученные на курсах, помогут мне в дальнейшей работе.
СПАСИБО!