Выступление на педсовете Эффективность внеурочной деятельности


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ.
Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов.
Значительное место в полноценном развитии личности по новому ФГОС отводится внеурочной деятельности. Главной отличительной особенностью нового стандарта является не предметный, а личностный результат. В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Все мы с вами согласны, что ребенок развивается в любое время – будь это игра или учеба, встречи или экскурсии, кружки или спортивные мероприятия.
И каждый из нас понимает, что задача школы заключается в том, чтобы помочь подрастающему поколению подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому важно – в начальной школе, научить ребенка ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленные основания для решения и оценивания своих возможностей.
В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:(Слайд)
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное;
- спортивно - оздоровительное;
Создатели методического конструктора Д.В. Григорьев и П.В.Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать следующие ее виды(Слайд)
- игровая деятельность
- познавательная
- проблемно-ценностное общение
- досугово-развлекательная
-художественное творчество
- социальное творчество
- трудовая
- спортивно-оздоровительная
- туристско-краеведческая.
В нашей школе программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, которые реализуются по данным направлениям деятельности:(Слайд)
Направление Программы (рабочие) Формы работы Решаемые задачи
Спортивно-оздоровительное Хореография, «Здоровей – кА», «Школа здоровья»
Занятия в хореографическом зале, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья
Духовно-нравственное
«Я – гражданин своей России»
Выставки рисунков,
тематические классные часы; беседы, экскурсии,
Развитие нравственных качеств личности; привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;
Умение управлять своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми
Общекльтурное Вокальная студия «Паруса надежды» Занятия в вокальной студии, художественное творчество, экскурсии, посещение концертов, театра, создание творческих проектов. Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Общеинтеллектуальное «Умники и умницы», «В мире книг», «Эрудит», «Риторика» П, беседы, игры, соревнования, проектирование, исследовательская деятельность Развитие у детей мышления, логики, суждений, способности делать умозаключения, предвидеть результаты своей деятельности способствование формированию функциональной грамотности
Социальное «Мир деятельности»,
«Мир добрый и опасный" Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов
Педагогами начальной школы охвачены все направления внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности в начальных классах и, в частности, выборе её содержательных направлений, мы ориентировались:
- на запросы родителей;
- на традиции школы;
- учитывались интересы и склонности педагогов;
- возможности нашего ОУ и образовательных учреждений дополнительного образования, которые функционируют на базе школы.
Кроме того, была изучена занятость детей в учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта. Изучение занятости школьников и пожеланий родителей показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей, общеинтеллектуальному, художественно-эстетическому развитию.
Внеурочная деятельность по общеинтеллектуальному направлению, как вы видите, представлена самым большим количеством программ. Ведь это развивает и интеллектуальные, и творческие способности, развивает навыки самостоятельной работы младших школьников и умение применять полученные знания на практике.
Работу по этому направлению мы проводим с учащимися, имеющими повышенную мотивацию. Сюда входит подготовка к интеллектуальным играм, предметным и альтернативным олимпиадам, научно-практическим конференциям. Такая форма работы дает свои положительные результаты. Учащиеся занимают призовые места.(СЛАЙД таблица)
Количество призовых мест, занятых обучающимися (или школьными командами) в интеллектуальных турнирах муниципального уровня -12
Количество призовых мест, занятых учащимися в открытой муниципальной олимпиаде школьников по математике «Уникум» -7.
Количество призовых мест, занятых обучающимися в творческих конкурсах (смотрах, выставках и др.) муниципального уровня, проводимых ДО (или другими структурными подразделениями администрации города Липецка) – 17 из них 10 призовых мест принадлежит вокальной студии «Паруса надежды», руководитель Дюкова И.Ю.Количество призовых мест, занятых учащимися в творческих конкурсах (смотрах, выставках и др.) регионального уровня, проводимых УОиН Липецкой области (или другими структурными подразделениями администрации Липецкой области) -2
Количество призовых мест, занятых обучающимися в творческих конкурсах (смотрах, выставках и др.) уровня выше регионального -7
Количество призовых мест, занятых обучающимися в дистанционных олимпиадах, конкурсах- 536
Для изучения продуктивности внеурочной деятельности используются такие методы как беседа, тестирование, мероприятия состязательного характера (соревнования, конкурсы, проектная деятельность), анализ содержания «портфолио достижений».
Данные 1)достижения обучающихся во внеурочной деятельности являются одним из показателей ее продуктивности. На наш взгляд также, показателями продуктивности являются
2)знания, умения, навыки, сформированные у младших школьников по итогам внеурочной деятельности;
3)Показателями результативности внеурочной деятельности является и вовлеченность учащихся в систему внеурочной деятельности и сохранность контингента.
4)Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности, а именно обеспеченность кадровыми ресурсами.
1)И по этому показателю у нас существует определенная проблема.
Например, вы наверное обратили внимание, что по спортивно – оздоровительному направлению отсутствуют какие либо результаты. Это объясняется тем, что до недавнего времени в школе не было педагога данного направления. Хотя на базе школы работают спортивные секции.
2)Еще одна проблема с которой столкнулась начальная школа, это отсутствие кружков декоративно – прикладного и изобразительного творчества. По данном видам деятельности запросы у родителей и детей существуют.
3) Еще одна проблема, с которой столкнулись педагоги начальной школы - это перегрузка учащихся.
В этом случае классные руководители рекомендуют родителям и детям???????????
Из данных критериев, показателей и методик складывается диагностико-аналитический инструментарий для изучения и оценки состояния и эффективности системы внеурочной деятельности в школе.
Уровень достижения ожидаемых результатов (знания, умения, навыки, сформированные в процессе занятий)
Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Школьник знает и понимает общественную жизнь
(1 класс) Школьник ценит общественную жизнь
(2-3 классы) Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
(4 класс)
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), понимание социальной реальности и повседневной жизни Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура)Получение школьником опыта самостоятельного социального действия (опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт интервьюирования, опыт волонтерской деятельности, опыт работы в команде, опыт организации )Взаимодействие с учителями Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде