Внедрение интерактивных технологий обучения в школьном курсе истории.


Лариса Александровна Свинарь
Директор Макеевской специальной
общеобразовательной школы-интерната №35,
учитель-дефектолог, учитель-методист
Тема. Внедрение интерактивных технологий обучения в школьном курсе истории.
ВступлениеСоциально-экономические изменения в обществе, реформирование образования на гуманистических и демократических принципах, переход на личностно ориентированноеобучение и воспитание в разных системах образования нуждаются во внедрении инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Все современные педагогические концепции (педагогика сотрудничества, гуманистическая педагогика, личностно ориентированная педагогика) основываются на демократическом, равноправном и гуманном общении и формировании субъект-субъективных взаимоотношений в педагогическом процессе, поэтому остро растет актуальность использования интерактивных технологий, которые внедряются учителями в школьный учебно-воспитательный процесс.
Наиболее нуждается в таких технологиях историческая дисциплина. Обществу, как никогда раньше, необходимы новая историческая наука и образование, которые бы эффективнее выполняли функцию социальной памяти, способствовали национальной самоидентификации личности. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования современных технологий учебы (О. Пехота, Г. Селевко, М. Кларин, И. Зязюн, М.Хайруддинов и другие) свидетельствует, что среди многообразия педагогических (образовательных) технологий немногие из ученых отдельно определяют интерактивные технологии. Как правило, исследователи рассматривают их в контексте личностно ориентированных технологий. Вместе с тем, признаки интерактивной учебы заметны в других описанных в научной литературе технологиях (имитационной (игровой), групповой, диалоговой, технологии коллективной умственной деятельности (КРД)).
Существует даже мысль, что само название "интерактивная учеба" является некорректным, поскольку учеба сама по себе в большей или меньшей мере является активным процессом. Однако, интерактивная учеба, как и другие технологии, отличается стойкостью, системностью, способностью воссоздаваться, эффективностью и стабильностью конечных результатов. В связи с этим оказывается целесообразным исследование проблемы интерактивной организации учебного процесса. Интерактивную учебу как специфическую образовательную технологию в общедидактичном аспекте основательно исследовали О.Пометун и Л. Пироженко.
Педагогический поиск учителей-практиков всегда опирается на достижение психолого-педагогической науки, которая нуждается, чтобы методы учебы обеспечивали овладение школьниками содержания образования.
Поэтому цель введенных на современном этапе интерактивных методов учебы заключается в том, чтобы учебный процесс происходил при условии постоянного активного взаимодействия всех учеников. Это совместная учеба, взаимообучение, где и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют.
Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр и общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность педагогу стать настоящим лидером детского коллектива. Интерактивное взаимодействие включает как доминирование одного участника учебного процесса над другими, так и одного мнения над другим.
Во время интерактивного обучения ученики учатся быть демократическими, общаться с другими людьми, конструктивно мыслить, принимать продуманные решения.
Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение, диалоговую учебу, которая относится к педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
Назначение интерактивного обучения заключается в том, чтобы, во-первых, передать знания, во-вторых, осознать ценность других людей. Имеет оно и свои задания: решение учебных поведенческих заданий; поддержка членами группы. Содержание работы заключается не только в знаниях, но и в способах мышления.
Интерактивное обучение- это специфическая форма организации учебной деятельности, одна из целей которой - обеспечение комфортных условий, при которых каждый ученик чувствовал бы свои успехи, интеллектуальную работу, продуктивность обучения, исключение доминирования одного мнения над другой. Иногда, увлекаясь внешними проявлениями интерактивного обучения, учителя дискредитируют саму идею диалоговогообучения. Цель - диалог не ради взаимодействия детей, а взаимодействие детей ради проявления и реализации их индивидуальных возможностей.
Для этого необходимо руководствоваться соответствующими принципами: индивидуализация реализуется при взаимодействии с разными партнерами, взаимодействия всех со всеми, объединение групп; самоуправление (привлечение детей к планированию, организации и управлению учебным процессом).
Теоретические и методические принципы современных образовательных технологий находятся еще на стадии разработки, осмысления, первичной практической апробации.
Целью данной работы является исследование интерактивных технологий и возможности их использования в школьной практике для проведения занятий по истории.
Объект исследования: школьный учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: интерактивные технологии обучения в школьном курсе истории.
Для реализации цели исследование предусмотрено выполнение следующих задания:
− проанализировать научную литературу по вопросам интерактивных технологий и практике их использования в школьном курсе истории;
− определить типологию интерактивных методов и эффективность каждого из них;
− проанализировать особенности организации и проведения занятий с применением интерактивных технологий;
− провести урок из истории с использованием интерактивных методов, убедиться на практике в действенности и эффективности интерактивных технологий.
Задания исследования направлены на подтверждение рабочей гипотезы: качество и эффективность обучения на уроках из истории зависит от степени использования интерактивных технологий.
Проведение интерактивного урока истории позволяет быть уверенным, что ученики смогут объяснить содержание проработанного материала, установить связи между предыдущим материалом и тем, что изучается в данный момент, продемонстрировать определенный уровень умений и навыков, изложить свое отношение к материалу изученной темы.
Особенностями организации и проведения интерактивного урока является то, что он требует значительной подготовительной работы для учителя и учеников, а также активной и эффективной позиции педагога во время проведения занятия.
Основная часть.
В настоящее время в мировой образовательной практике доминирующей становится новая идеология как образец образования, которая сочетает интеллектуальную и знаниевую составляющие части и формируется "от результата". Ее направлениями в теории и философии образования можно считать деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный подходы. Все они, постепенно реализуясь в образовательном пространстве, изменяют представление об оценке и квалификации тех, кто получает образование.
Важным становится не наличие у индивида внутренней организации чего-либо (знаний, качеств, способностей), а возможность использования и применения того, что есть.
В пределах такой системы содержание образования выступает как педагогически адаптированный социальный опыт, точнее - культура человечества, которое рассматривается в аспекте социального опыта во всей его полноте. В этом случае содержание образования должно быть аналогичным по структуре (не по объему) социальному опыту и включать, кроме "готовых" знаний и опыта использование известных способов деятельности, опыт познавательной, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.
Усвоение такого содержания нуждается в принципиально новой организации учебы, когда необходимо вводить ребенка в реальную жизнь.
Именно это, а не только черты индивида, и является нормой образовательного результата.
Однако реальная практика продолжает в значительной степени оставаться традиционной и базируется на том, что на каждом уроке учитель должен передать, а ученик получить определены знания, умения и навыки.
Для большинства учителей аксиомой есть то, что главная цель урока - это "вложить" в голову ученика определенный набор понятий, цифр, знаний и научить, как с помощью этих знаний решать определенные учебные задания.
Запомнив это объяснение, попробуем определить, что же тогда является результатами учебы, какие из них будут нам нужны длительное время, а может, и всю жизнь, "заставят" наших учеников запомнить материал, который изучается, и превратит нас из школьных учителей у "учителей жизни".
Учитель, который готовится к уроку, в первую очередь должен выяснить для себя, чего он хочет от своих учеников, каких результатов ожидает от них через год, месяц, через один урок. Объем содержания, как правило, уже определен стандартом, программой. Однако распределение этого содержания по часам учебного времени не дает ожидаемых результатов. Это происходит прежде всего потому, что учитель не планирует деятельность, направленную на формирование у учеников определенного отношения к содержанию, которое усваивается.
Чаще всего он даже не задумывается над тем, зачем ученику нужны именно эти знания и умения, которые он преподает. А вот у ученика и его родителей вопроса "зачем это нужно"? возникает достаточно часто.
К формулировке своей собственной цели в конспекте урока учителя в большинстве случаев подходят формально. Однако именно от цели зависит выбор методов, средств и технологий обучения.
Спросите себя сейчас, в чем ваша цель. Если вы стремитесь, чтобы как можно больше учеников усвоило учебный материал, вы должны обучать их в соответствии с требованиями программы. Если вы ходите на работу, чтобы исполнить обязанность и работать до пенсии, вы должны планировать деятельность, которая не требует больших усилий, - пусть ваши ученики пишут конспекты, изучают тексты параграфов и тому подобное.
Если же вашим заданием является воспитание человека, который будет иметь знание и умение жить в современном мире, то должны хорошо поразмышлять и спланировать деятельность, после которой ваши ученики смогут критически мыслить, излагать свою мысль, вести дискуссию, сотрудничать, решать конфликты не с позиции силы, а с позиции прав человека, толерантности и уважения.
Следовательно, цель определяет методы работы.
Заходя в класс и увидев 10-12 пар глаз, подумайте:
■Зачем моим ученикам то, что мы сейчас изучаем?
■Что они будут знать через 45 минут, через месяц, через год ?■Что они должны уметь?
■Как я сформирую у них осознание важности этих знаний и умений?
Надо начинать планировать урок именно от отношения школьников к тому, что изучается, и к способам познания и деятельности, которые необходимо усвоить. Вы формулируете для себя, почему ученикам важно приобрести знания, умения и навыки по определенной теме, как они могут понадобиться им в жизни и, таким образом определяете для себя объем, глубину действительно важного для ученика содержания. Зная этот объем, вы легко сможете выбрать метод, способ или технологию обучения, которые лучше всего помогут вам достичь усвоения знаний и умений.
Помня ответ на вопрос "Зачем это надо"? легко найти интересные приемы мотивации учебной деятельности учеников на уроке. Вопросы заключительной части урока должны помочь вам проверить знания, усвоенные учениками, их умения, а также выяснить, удалось ли сформировать у учеников то же отношение, с которого учитель начал свою работу над уроком. Итог поможет определить, достигли ли вы ожидаемых результатов учебы, оценить себя и знания и умения, которые получили дети.
Таким образом, мы превращаем урок в определенный завершенный цикл обучения: от планирования результата к его получению и проверке.
Такой подход значительно отличается от традиционной формирования цели и заданий к уроку, мифическая цель на образец "показать ученикам", "подвести к выводу", "добиться усвоения" должен быть изменен на реальные, жизненные достижения, которые ожидаем от урока. Формирование ожидаемых результатов урока является другим, чем мы можем увидеть это в значительном количестве существующих методических и дидактичных пособиях.
Формирование результатов урока, которые способствуют успешности обучения учеников, должна отвечать таким требованиям:
- освещать результаты деятельности на уроке учеников, а не учителя, и должны быть сформулированы таким образом: "После этого урока ученики смогут.".;- четко определять уровень учебных достижений, который ожидается в результате урока.
Он должен предусматреть:
1) объем и уровень усвоения знаний учеников, который будет обеспечен на уроке;
2) объем и уровень развития навыков и умений, которые будут достигнуты после урока;
3) отношения (оценку) ученика к явлениям, событиям, процессам, усвоенным на уроке знаниям, умениям, навыкам, что обеспечивает развитие эмоционально-ценностной сферы ребенка,
Ожидаемые результаты урока должны быть сформулированы с помощью соответствующих глаголов, например, формирование знаний определяем глаголами: объяснить, определить, охарактеризовать; формирование умений и навыков через глаголы: дискутировать, думать, дать собственную оценку, проанализировать и тому подобное;
развитие отношения: сформировать и излагать собственное отношение к..., объяснять свое отношение к...
Формирование результатов урока именно таким способом дает возможность учителю и ученикам понять, как можно их измерять, когда они будут достигнуты. Формирование результатов должно быть коротким и абсолютно понятным для учеников, для самого учителя, для родителей, других учителей и для директора школы или завуча, который должен проверять ваш урок учитывая достигнуты ли ожидаемые результаты.
Следовательно, определение ожидаемых результатов учителем во время проектирования урока является обязательной и важной процедурой. В современной системе обучения эта чрезвычайно важно, поскольку, как уже замечалось, применение той или той модели обучения невозможно без четкого определения дидактичной цели. Правильно сформулированные, а потом достигнутые результаты – 90% вашего успеха.
Но иметь запланированные результаты урока мы можем только в том случае, если привлечем учеников к работе. Следовательно, они тоже должны понимать, для чего пришли на ваш урок, к чему им надо стремиться и как будут проверяться их достижения. Образцовой является ситуация, когда после вашего урока ученик не только знает, понимает, чего он достиг, но и чего хотел бы, должен был бы достичь на следующем уроке по вашему предмету, чего вообще хочет от вас и вашего курса для себя.
Для того, чтобы добиться успеха, в начальной части урока нужно:
- назвать тему урока или предложить кому-то из учеников зачитать ее;
- если название темы содержит новые слова или проблемные вопросы, обратить на это внимание учеников;
- предложить кому-то из учеников объявить ожидаемые результаты по тексту пособия или по вашей записи, сделанной на доске заранее. Объяснить необходимо, новые понятия, способы деятельности и тому подобное;
- напомнить ученикам, что в конце урока вы будете проверять, насколько они достигли таких результатов. Если важно, надо также объяснить, как вы будете оценивать их достижения в баллах.
Попробуем показать, как такие подходы можно реализовать на примере урока истории в 7 классе. Прежде чем начать рассмотрение плана-конспекта урока, напомним, что этот урок построен по интерактивной модели, следовательно, и структура его содержит и элементы, адекватные ей.
Напомним эти элементы.
Структура интерактивного урока.
1.Мотивация
Цель этого этапа: сфокусировать внимание учеников на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. Приемами работы могут быть вопросы, цитата, короткая история, небольшое задание, разминка и так далее. Занимает не больше 5 минут времени занятия.
2. Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов.
Цель: обеспечить понимание учениками содержания их деятельности, то есть того, чего они должны достичь в результате урока и что от них ожидает учитель. Порою бывает целесообразно привлечь к определению ожидаемых результатов всех учеников. (Приблизительно 5мин урока)
3.Освещение необходимой информации
Цель: дать ученикам достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задания. Это может быть мини-лекция, чтение раздаточного материала, выполнение задания. Для экономии времени на уроке и для достижения максимального эффекта можно подавать информацию в письменном виде для предварительного (домашнего) изучения. На самом уроке учитель может еще раз обратить на нее внимание, особенно на практические советы, если необходимо прокомментировать сроки или организовать небольшой опрос. (Приблизительно 10 мин урока)
4. Интерактивные упражнения - центральная часть занятия
Цель: усвоение и применение знаний, умений, навыков в соответствии с ожидаемыми результатами урока. Последовательность проведения этого элемента такая:
- Инструктирование - учитель рассказывает о цели упражнения, правила, последовательность действий и количество времени на выполнение заданий; спрашивает или все понятно.
- Объединение в группы и / или распределение ролей.
- Выполнение задания, во время которого учитель выступает как организатор, помощник, ведущий дискуссии, пытаясь предоставить школьникам максимум возможностей для самостоятельной работы в сотрудничестве друг из друга.
- Презентация результатов выполнения упражнения.
Интерактивная часть занимает, как правило, около 60 % времени.
5. Подведение итогов, оценивания результатов урока
Цель: рефлексия, осознание того, что было сделано на уроке, или достигнуто поставленной цели, как можно применить полученные на уроке знания в будущем.
Подведение итогов желательно проводить в форме вопросов: что нового узнали, какие навыки приобрели, как это может пригодиться в жизни?
Кроме того можно поставить вопрос и относительно проведения самого урока : что было удачнее; что еще понравилось; что нужно изменить в будущем.
Важно, чтобы ученики сами смогли сформулировать ответы на все эти вопросы. Для подведения итогов желательно оставлять около 20% урока.
Перейдем к рассмотрению урока
на тему самые "Древние земледельцы и скотоводы ".
План урока :1. Появление земледелия и скотоводства при неолите.
2. Хозяйство, быт, духовная жизнь.
3. Скотоводы Степи.
Ожидаемые результаты урока.
После этого урока ученики смогут:
- рассказывать о появлении земледелие и скотоводства;
- показывать на карте территорию расселения;
- описывать хозяйство, быт и духовную жизнь;
- характеризовать образ жизни племен скотоводов;
-высказывать собственное мнение о значении появления земледелия
и скотоводства в жизни человечества.
Начнем урок с мотивации познавательной деятельности учеников.
Напомним им, например, сказку американского писателя Р. Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе", где утверждается, что первым домашним животным была кошка.
Предложим методом мнимого микрофона ответить на вопрос: соглашаются ли они с такой мнением? Почему?
Выслушаем 2-3 ответа учеников, не комментируя их
Потом спросим:
- Чем домашнее растение отличается от дикого?
- А домашнее животное?
- Как, по вашему мнению, появились первые домашние животные?
- Что вызнаете вы по истории древнего мира, когда (в какой период истории человечества) это состоялось?
За 2-3 мин выслушав ответы учеников, спросите их, чему, по их мнению, будет посвящен этот урок.
Потом сообщим тему урока сами "древние земледельцы и скотоводы ".
Обязательно надо записать ее на доске, как и ожидаемые результаты урока.
Прочитайте с учениками формулировку результатов и отметьте, что в конце урока вы спросите, достигнуты ли эти результаты.
Освещение нового материала.
Запишем на доске слово "неолит" и предложим ученикам объяснить его, подчеркиваем, что в каменный век (VI - IV тыс. к н. е.) были большие изменения в жизни человечества, прежде всего то, что человечество овладело новыми занятиями и новым образом жизни.
Предложим ученикам поработать в парах по такому заданию.
Задание для парной работы
Договоритесь со своим соседом по парте, кто из вас будет № 1, а кто № 2.
Если вы - № 1: у вас есть 3 мин, чтобы прочитать пункты параграфа "Новые приемы обработки камня" и "Керамика", осмыслить их содержание и подготовиться к пересказу.
Если вы - № 2: у вас есть 3 мин, чтобы прочитать пункты параграфа "Прядения и ткачество" и "Скотоводство и земледелие", осмыслить их содержание и подготовиться к пересказу.
После окончания индивидуальной работы по очереди перескажите друг другу содержание своей части параграфа. Каждый пересказ не длиннее 2 мин.
Тот, кто слушает, должен поставить тому, кто рассказывает, не менее одного вопроса и выслушать ответ.
Во время работы учеников в парах следите за тем, как происходит процесс взаимообучения, напоминайте о времени и необходимости переходить от одного этапа работы к другому.
Очень важно выдержать временные границы:
1) индивидуальное чтение учениками текста – 3 мин;
2) пересказ материала партнером № 1 - 2 мин;
3) вопросы партнера № 2 к партнеру № 1 и ответ на него - 1 мин;
4) пересказ материала партнером № 2 - 2 мин;
5) вопрос партнера № 1 к партнеру № 2 и ответ на него. В целом эта работа должна завершиться за 9 мин.
Потом можно перейти к следующей части уроау, заметив, что "по данным археологов, во времена неолита и следующим за ним - энеолита было немало очагов земледелия и скотоводства.
Одна из культур называется "трипольская" по названию села на Киевщине, вблизи которого были впервые найдены остатки деятельности древних земледельцев. Археологические данные свидетельствуют, что "трипольцы пришли на территорию Украины из Малой Азии и овладели огромными пространствами".
Обратимся к карте и покажем территории, на которых расселились трипольцы, четко называя каждую.
Потом предложим ученикам, глядя на большую карту (или карту в соответствующем атласе), записать в тетради предложение:
"Племена трипольской культуры жили на больших пространствах от .... до... . Это были регионы Украины .,...
Через 1 -2 мин проверим и откорректируем записи. Заметим также, что "время существования и расцвета трипольской культуры археологи определяют как IV - III тыс. до н. э".
Объединим учеников в тройки и распределим между ними задание по овладения тремя частями текста :1)занятие и ведение хозяйства ;2)жилье и быт;
3)духовная жизнь.
Предложим им в течение 2-3 мин прочитать соответствующий текст.
По завершению чтения дадим каждой троице лист бумаги А4 и предложим в течение 4-5 мин выполнить такое задание.
Задание для работы в тройках
В течение 3-4 мин обменяйтесь с членами своей группы информацией, которую вы прочитали (не больше 1 мин на каждый рассказ).
Посоветуйтесь и на чистом листе бумаги попробуйте нарисовать образ, символический рисунок или картину из жизни трипольцев.
Определите докладчика и подготовьтесь к представлению и объяснению своих рисунков классу.
По завершению работы в тройках дайте им возможность презентовать результаты деятельности.
(вывесьте рисунки на доске с помощью скотча.)
На каждую презентацию отводим не больше 1 мин (всего 5-7 мин).
Переходя к последней части содержания урока, спросим, чем отличался образ жизни земледельцев и скотоводов.
Потом предложим ученикам в парах с помощью учебника выполнить письменное задание: заполнить пустые места в тексте в соответствии с информацией учебника. Ученики работают над предложениями:
1) … культура существовала в... тыс. до н. э. на территориях ., .,... . Они занимались по большей части ... скотоводством. Отгонное ... - это отгон... весной и возвращение... .2)...культура существовала от середины 3 к началу 2 тыс. до н. э. Ее остатки встречаются на территории от... до... Ямники занимались... Название культуры происходит от... . Наибольшим богатством у них считалась... .
Перейдем к подведению итогов урока, поставим перед учениками вопросы :
- Какие основные вопросы мы сегодня рассматривали?
- Когда и как возникли земледелие и скотоводство ?- Какие были главные черты трипольской культуры?
-Чем отличался образ жизни скотоводов степи от жизни трипольцев?
- Чем отличался образ жизни земледельцев и скотоводов от образа жизни давних собирателей и охотников?
В конце урока привлекаем учеников к аргументированным высказываниям на тему :"Я считаю, что привлечение людей к земледелию и скотоводству является наибольшим достижением древнего человека, потому что.".
Для облегчения высказываний напишите первую часть предложения на доске. Выслушайте 2-3 ответа учеников, обращая внимание на количество и качество приведенных аргументов.
Как домашнее задание предложите детям написать пересказ из 5-7 предложений-аргументов своей позиции относительно поставленного вопроса.
Опять обратите внимание учеников на ожидаемые результаты урока и предложите им оценить себя по 12-бальной системе.
Спросите о самых низких и наивысших оценках.
Объясните: если их не удовлетворяет уровень достигнутых результатов, они могут повысить его, работая дома.
Следовательно, наш урок подходит до конца. Если он проведен по предложенному варианту, то, закончив его, можем быть уверенными, что наши ученики могут объяснить содержание проработанного материала, установить связь между предыдущим материалом и тем, который изучался сегодня, продемонстрировать определенный уровень умений и навыков, изложить свое отношение к изученной теме.
Такой итог урока также дает возможность учителю и ученикам проанализировать собственную деятельность, под которой в педагогике понимают способность человека к самопознанию, умению анализировать свои действия, поступки, мотивы и сопоставлять их с общественно значимыми ценностями, а также действиями и поступками других людей.
Цель рефлексии :вспомнить, выявить и осознать основные компоненты собственной деятельности - ее содержание, тип, проблемы, способы их решения, полученные результаты и др. и открыть для человека, учителя новое пространство для усовершенствования.
Предложенные новые подходы к проектированию урока нуждаются дальнейшего осмысления и постепенного ввода в практику учебы не только истории, но и других предметов, поскольку само обучение, ориентированная на реальные, четкие, измеряемые, понятные, жизненно значимые результаты, может сегодня обеспечить настоящее развитие личности каждого ученика, следовательно, и нашего государства.