Роль классного руководителя в формировании детского коллектива в начальной школе

Муниципальное казённое образовательное учреждение
« Сидорская средняя общеобразовательная школа»
















Роль классного руководителя в формировании детского коллектива в начальной школе
(выступление на методическом совете классных руководителей)













Передунова Е. В.
учитель начальных классов














2015 год



Детей нет – есть люди,
но с иным масштабом понятия,
иным запасом опыта, иными
впечатлениями, иной игрой чувств.
ПОМНИ, что мы их не знаем.
Ш.А.Амонашвили
Школьный коллектив – это второй коллектив, в котором живёт ученик при условии, если он посещал детский сад. Разумеется, задача учителя – сделать всё, чтобы этот «сырой» материал превратился в замечательную «фигуру». И с первых дней обучения начинается кропотливая, целенаправленная работа по формированию, а затем развитию детского коллектива. В чём же заключается эта работа? Каковы её психологические и педагогические аспекты? Учитель составляет план, разрабатывает серию мероприятий, а иногда действует стихийно в зависимости от ситуации, т.к. обладает большим опытом работы с детьми. Какие же мероприятия помогут учителю сформировать дружный и сплочённый коллектив? На мой взгляд, все формы работ способствуют задуманному. Свою работу я начинаю с установления традиций класса. День именинника, календарные праздники (праздник Осени, для девочек - 8 Марта, для мальчиков - День Защитника, Новый год, Масленица) экскурсии, «Поле чудес», «Своя игра», викторины, конкурсы. Бесспорное значение для сплочения коллектива имеют семейные праздники («Мама, папа, я – спортивная семья», «У самовара я и моя семья») и др. Особое значение уделяю театральной деятельности учащихся, которая, на мой взгляд, как ничто иное сплачивает детей. Здесь можно увидеть ребёнка совсем с другой стороны, которая ранее никогда не проявлялась. А это очень важно для учителя. Реализация этой деятельности проходит через постановку спектаклей, на которые дети с удовольствием приглашают не только своих близких, но и друзей. Вместе с тем большое значение для формирования сплочённого коллектива являются различные психологические тренинги. И т.к. это дети младшего возраста для них важна тактильная чувствительность. Вспомните, наши «классные» дети и, в своё время собственные, очень любят ходить, держа кого – то за руку. Поэтому на первых этапах я организую такие упражнения:

Н-р: «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Время: 5-7 минут.
Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:
Поздороваться с помощью рук.
Побороться руками.
Помириться руками.
Выразить поддержку с помощью рук.
Пожалеть руками.
Выразить радость.
Пожелать удачи.
Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим я.





Н-р: « «Кто быстрее?»
Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
квадрат;
треугольник;
ромб;
букву;
птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?










ИГРЫ на сплочение коллектива
. Построиться в шеренгу по:
росту;
цвету волос;
алфавиту имен;
размеру ноги;
по наличию братиков и сестрёнок и т.д..

ПОСЧИТАЙ. Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача найти сумму всех чисел и назвать результат.

ЧТО ТАКОЕ? Командам раздаются карточки с названиями 34-х предметов. Задача для каждой команды:
после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?

Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)

Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.) и т.д.

Однако, один детский коллектив не похож на другой. Бывает так, что в одном классе подбираются дети дружные, внимательные друг к другу, вежливые, но иногда класс вызывает беспокойство педагога: дети подсмеиваются над ошибками другого, или высмеивают того или другого ученика. Дети проводят в школе достаточно много времени, и желание идти в школу с удовольствием часто зависит не только от выполненных или невыполненных домашних заданий, но и от того, как тебя встретят одноклассники, а самое главное, как тебя встретит учитель. Ведь специфика начальной школы состоит в том, что дети постоянно находятся рядом с нами.
Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя. И если этот человек сочетает себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты, ему доверяются детские тайны.
Т.е., на мой взгляд, сплочённость и сформированность детского коллектива зависит не только от перечня запланированных мероприятий, психологических тренингов, а в первую очередь от личностных качеств учителя.
Я предлагаю перечень заповедей классного руководителя, в соблюдении которых и проявляется его личность.



Заповеди классного руководителя:

1.Будь требователен к себе
2.Владей грамотной речью
3.Показывай пример во всём
4.Не будь равнодушным
5.Доверяй, но проверяй
6.Пообещал – сделай
7.Не раздражайся, будь терпелив и настойчив
8.Будь добрым, но не добреньким
9.Умей поставить себя на место ребёнка
10.Помни: максимум поощрения, минимум наказания
11.Не заводи любимчиков
12.Не требуй от ребёнка больше, чем он умеет.
13.Давай воспитаннику посильные задания.
14.Сумей смотреть с родителями в одну сторону.
15.Люби детей, чего бы тебе это ни стоило


«Слово – ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей»

Л.Н.Толстой

















·