Доклад на педагогическом совете: «Сотрудничество и сотворчество – залог успеха классного руководителя».

Классный руководитель 4 «А» класса Лебедева А.А.
Доклад на педагогическом совете:
«Сотрудничество и сотворчество – залог успеха классного руководителя».
Классное руководство - это своего рода таинство. Из группы учеников, где каждый   со своим характером, привычками и увлечениями, педагог - воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое.
Сотворчество... Это слово вызывает у меня особые чувства. Ведь это – создание новых по замыслу ценностей. А ребенок – ценность. Да ещё какая! Каждый ребенок уникален. И заслуга в этом родителей в первую очередь. Именно они вкладывают в него основы нравственности, формируют его внутренний мир, знакомят с азами этики и эстетики. У В.А. Сухомлинского есть замечательные слова о том, что «семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».    Учитель тоже обладает огромным потенциалом влияния на ребенка. Он дает знания, способствует развитию интеллекта, прививает культуру общения.    А если объединить наши усилия? По-моему, от такого сотворчества выигрывают все и, в первую очередь, ребенок. Дети, воспитанные в обстановке любви и взаимопонимания, вырастают уверенными в себе людьми. Они ответственны, доброжелательны, отзывчивы и умеют любить. Ну, разве не такими мы хотим видеть своих детей?
Сотворчество, сотрудничество, соуправление - это такая система отношений, при которой их участники готовы ставить перед собой кажущиеся неразрешимыми сверхзадачи и умеют в развивающем, усиливающем ключе работать с этими задачами. Построить воспитательную работу на идеях сотворчества и соуправления - это значит не просто дать ребятам самим влиять на свою жизнь, но сделать эту жизнь предметом скоординированных творческих усилий всех заинтересованных сторон.
При этом у ребят возникает чувство сопричастности к общему делу, потребность в общении друг с другом, осознание и переживание себя и других как «мы». Сотворчество достигается, если участники деятельности осознают важность взаимодействия друг с другом в достижении положительного результата, выполняет работу по собственной инициативе, относятся друг к другу как к индивидуалисту. Сотворчество, соуправление, сотрудничество детей, родителей, учителей, социума – благоприятная почва для развития личности ребёнка, всех гуманных, интеллектуальных и нравственных его качеств. Только в совместной деятельности ребёнок может раскрыть себя, проявить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, выдержку и волю. Интересные дела способствуют зарождению и проявлению организаторских, творческих способностей детей. Фантазируя, создавая новые проекты, ведя активную поисковую работу, участвуя в различных конкурсах, ребята укрепляют веру в себя.
Целью моей воспитательной работы было объединить коллектив, научить работать и добиваться результатов, сформировать каждого ребенка как личность.
ИДЕЯМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ явилось: создание благоприятных условий для развития личности; жизнедеятельности детей и взрослых; КТД; организации совместного досуга, используя способности каждого ученика.
Как классный руководитель я ставила перед собой задачи:
повысить роль ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;
создать необходимые условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
формировать основы культуры общения и построения межличностных отношений;
содействовать саморазвитию, познанию, воспитанию, реализации личности детей; формированию нравственной позиции; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
Моя концепция воспитания
Сотрудничество СОдружество СОтворчество
В своей работе я руководствовалась такими принципами воспитания:
искренность и доверие в отношениях с детьми;
личный пример и участие во всех делах;
разумное сочетание любви и строгости;
уважение личности ребёнка;
доброжелательность в отношениях с родителями;
ориентация на положительные жизненные идеалы.
При работе с классным коллективом я использовала словесно-игровые (досуговые), логические, образно-художественные, психологические и трудовые формы и методы внеурочной работы.
Основное средство - слово (воздействие словом). Главной целью для меня было – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем (совместная оформительская деятельность, коллективная подготовка к праздникам, подготовка номеров художественной самодеятельности к концертам, праздникам, это игры, совместный отдых, дни именинников, содержательные развлечения.
Игры проводились познавательные, соревновательные, конкурсные, спортивные.   
 Притча об облезлом чёрном верблюде.
Умирал старый дервиш. Позвал он к себе трёх своих сыновей и сказал, что оставил им в наследство 17 своих верблюдов. Старшему сыну он завещал одну вторую всех верблюдов, среднему – одну треть, и, наконец, младшему – одну девятую часть этих 17 верблюдов. После смерти отца братья никак не могли поделить наследство. В то время мимо их селения ехал старец на облезлом чёрном верблюде. Узнав причину их спора, он сказал: “Я уже стар для путешествий. Возьмите себе моего облезлого верблюда, и вы сможете поделить наследство». Братья так и поступили. Верблюдов стало 18. И старший брат отвёл в свой сарай 9 верблюдов, средний – 6, а младший – двоих. После этого в стороне остался стоять облезлый чёрный верблюд“Вам уже не нужен мой верблюд? – спросил старец.
– Пожалуйста, верните мне его обратно, может, он послужит ещё и мне, и другим” И старец поехал дальше
Несомненно, эта притча – о сути деятельности классного руководителя: присоединиться; помочь; вовремя отойти в сторону, позволяя детям идти своим путём; следовать дальше, чтобы помочь другим.












15