Статья Семья в системе воспитания ценностных ориентаций и социализации личности


Тураханова Т.С.
(НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород)
Семья в системе воспитания
ценностных ориентаций и социализации личности
Семья в России как социальный институт находится в центре экономических, социальных и иных проблем, обрушившихся на страну. Проблемы семьи имеют устойчивую тенденцию к обострению. Эта ситуация определяет необходимость объединения усилий государственной власти всех уровней, социальных институтов и общественных организаций по улучшению ситуации.
Вместе с тем, в силу ослабления механизмов воспитания и социализации детей через общественные и государственные институты, а также самоустранения и массового отторжения российских семей от их главного назначения – воспитания детей, происходит отчуждение семьи от школы, родителей от педагогов.
Эта тенденция вызывает тревогу. Она во многом обеспечивает высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде. Семья – это та первичная среда, где человек учится творить добро, учится выбирать четкую цель в жизни. В.А.Сухомлинский писал: "Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства". 90% личностных качеств и поведенческих мотиваций человека формируется в тех семейных условиях, где проходит его детство.
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качестве личности. Решающую роль в социализации ребенка играет семья.
Семья по праву считается институтом первичной социализации, так как она обеспечивает ребенку самый ранний опыт социального взаимодействия, освоение первых ценностных представлений и норм. В окружении родных, естественно выступающих как "значимые другие", ребенок присваивает необходимые ролевые модели поведения.
Школа действует как институт вторичной социализации. И дело не столько в том, что она позднее подключается к процессу социализации, сколько в создании здесь для ребенка другого социального коллектива с неизмеримо большим, чем в семье, набором моделей идентификации, но с меньшей эмоциональной и личностной значимостью.
Для ребенка родитель и учитель – носители разного социального опыта. Родители проявляют общественный жизненный (витагенный) опыт, включающий опыт предшествующих поколений семьи, этнические и религиозные традиции, они создают пространство личной жизни ребенка. Учитель воплощает обезличенный духовный опыт человечества, достижения культуры, науки и организует социальную жизнь ребенка во внешней (относительно семьи) среде.
Семья и школа пользуются разными "кодами" в социализации и воспитании, именно поэтому необходим их живой контакт и взаимодействие.
С целью определения ценностей семьи, а также приоритетов, которые выделяют родители для своих детей как главные, в школах № 15 и №169 Нижнего Новгорода была проведена анкета "Ценности семьи", построенная на идеях известной методики М. Рокича. Родителям учащихся 1-11х классов было предложено проранжировать от 1 до 14 предложенных в анкете ценностей (воспитательные, моральные, нравственные).
Вот текст анкеты:
Уважаемые родители!
Просим вас принять участие в исследовании ценностей современной семьи.
Вам предлагается список ценностей, которые семья могла бы дать ребенку. Поставьте в скобках цифры от 1 до 14, указав ими степень важности этих качеств для вашей семьи:
1. Прокормить, одеть, обуть ребенка ( )
2. Дать ребенку образование ( )
3. Уберечь от влияния преступного мира ( )
4. Воспитать трудолюбивого, культурного, нравственного человека ( )
5.Приучить к самостоятельности ( )
6.Научить поскорее зарабатывать деньги ( )
7.Воспитать экономное отношение к вещам, деньгам ( )
8. Обеспечить материальный жизненный старт в виде
квартиры, мебели, денег ( )
9. Воспитывать послушание ( )
10. Прививать уважение к истории страны, патриотизм, создать условия для самореализации ребенка на благо общества ( )
11. Привить здоровый образ жизни ( )
12. Научить любить прекрасное ( )
13. Уметь постоять за себя ( )
14. Добиваться поставленной цели в жизни ( )
Всего в анкетировании приняли участие 500 родителей.
Результаты анкетирования показали, что родители учащихся 5-х классов на первое место ставят образование и здоровый образ жизни, что составляет 70% опрошенных. Нравственные ценности также находятся в первой тройке (вопросы №4, №5) что составляет 50% опрошенных.
Родители учащихся 6-х-7-х классов на первое место ставят вопросы воспитания самостоятельности, ответственности ребенка (№5,№ 14), что составляет 50% опрошенных. Выбрали ценности "Дать ребенку образование" 50%, " Прокормить ,одеть, обуть ребенка" оценивается как главная задача у 50% родителей этой категории детей.
Родители учащихся 8-9-х классов на первое место ставят воспитание здорового образа жизни, что составляет 70% опрошенных. На второе ставвтя ценности "Прокормить ,одеть, обуть ребенка" – 60%, на третье – "Уберечь от влияния преступного мира" – 50% опрошенных. Ценность "Дать ребенку образование" поставили на третье место 50% опрошенных родителей этой категории детей.
Родители учащихся 10-11-х классов на первое место ставят обеспечение материальных условий жизни ребенка (прокормить, одеть, обуть ребенка), что составляет 50%, уберечь от влияния преступного мира – 50%. Ценность "Дать ребенку образование" 49% опрошенных ставят на третье место. Во всех классах (с 1-11) родители ставят на последние места (11,12,13,14) ценность под номером 10 – "Прививать уважение к истории страны, патриотизм, создать условия для самореализации ребенка на благо общества". Это говорит о том, что семьи учащихся обследованных образовательных учреждений (школы №15 и №169) не рассматривают воспитание патриотизма и самореализации ребенка на благо общества как важную цель воспитания в семье. Между тем важно отметить, что в недавно предложенной для обсуждения "Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников" (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, 2009) заостряется вопрос о воспитания гражданственности, патриотизма и формирования у наших школьников российской национальной идентичности.
"Национальный воспитательный идеал" как высшая цель образования предусматривает, согласно этой Концепции, в качестве одной из приоритетных задач общества и государства воспитание высоко нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, активно участвующего в делах общества. В проекте федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но как процесс "развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей".
В рассматриваемой Концепции духовно-нравственного развития российских школьников перечислены основные нравственные ценности, формирующие, согласно этой концепции, "национальный воспитательный идеал": патриотизм – чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями; социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие на всех уровнях общества, справедливость, милосердие, доброта, честь и честность, достоинство; гражданственность –законопослушность в условиях правового государства, гражданское сознание, долг, закон, правопорядок и межэтнический мир; семья, создающая человека и поддерживающая его стремление к развитию, связанная с любовью и верностью, здоровьем и благополучием, почитанием родителей, заботой о старших и младших, продолжением рода; труд и творчество, связанные с познанием и истиной, креативностью и инновационностью, целеустремленностью и настойчивостью, трудолюбием и бережливостью; природа и искусство, красота природы и родной земли, гармония жизни; человечество как система общечеловеческих ценностей. Все эти ценности определяют самосознание личности, расставляют приоритеты общественного и личностного развития, определяют характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смыслы человеческой жизни. При этом ключевыми нравственными ценностями личности определяются: добро, красота, истина, свобода, ответственность, которые в своей совокупности составляют содержание понятие духовности личности. При этом ведущая роль в решении этих задач отводится педагогу и семье.
Библиографический список
1. Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Третьей Международной конференции/ Под ред. проф. В.В. Рыжова.- Нижний Новгород 2005.
2. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.М. Тишков //Учительская газета, 2009.- № 23.