ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ учащихся на основе педагогического наследия В. А. Сухомлинского на уроках русского языка и литературы

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
учащихся на основе педагогического наследия В. А. Сухомлинского на уроках русского языка и литературы


Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
И.Гете

Долгое время в педагогике господствовал подход к содержанию образования, при котором знания выступали абсолютной ценностью и заслоняли собой самого человека. В Республиканском образовательном стандарте определено, что современная система образования предметом осознания должна сделать объективные ценности мира, сделать так, чтобы эти ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности, ее нравственными приоритетами.
В настоящее время наблюдается противоречие между осознанием необходимости формирования ценностных приоритетов у школьников и уровнем сформированности активной жизненной и гражданской позиции, чувства патриотизма, национального достоинства, наличием представлений об общечеловеческих ценностях у выпускников современной школы. Это последствия девальвации ценностей, происходившей в последнее время. При этом общество все сильнее ощущает необходимость в личности с твердой жизненной позицией, с правильными нравственными ориентирами.
Неслучайно Концепция национально-патриотического воспитания детей и учащейся молодежи определяет базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, нравственность.
Общеизвестно, что нравственное воспитание есть процесс целенаправленного развития ценностных отношений воспитанника к обществу, к окружающим людям, к самому себе. Нормы нравственности становятся основой поведения человека лишь тогда, когда они не просто познаются, но и становятся объектами эмоционального отношения.
Об особенностях формирования нравственных основ личности, базовых ценностных ориентаций речь идет в многочисленных работах В.А. Сухомлинского. Это именно та педагогическая система, которая поможет возродить Человека.
Анализ  многогранного педагогического творчества В.А.  Сухомлинского свидетельствует о том, что процесс развития нравственных чувств осуществлялся им преимущественно путем непосредственного влияния на эмоциональную сферу ребенка, через ее актуализацию. Под актуализацией эмоциональной сферы понимается  процесс, в результате которого моральные нормы становятся актуальными, личностно-значимыми для индивида не только на рациональном, но и на эмоционально-ценностном уровне.
В сложившейся ситуации особую значимость приобретают уроки русского языка и литературы, ориентированные на «разумное, доброе, вечное», на формирование ценностных приоритетов обучающихся.
Нередко учителей русского языка и литературы называют учителями- словесниками. Но очень часто можно встретить толкование различных подходов к урокам русского языка и литературы. Языковедение и литературоведение не должны отрываться друг от друга. Удовлетворяет ли нас уровень литературного образования наших учеников, их грамотность, их устная речь? Конечно, нет, ибо не всегда мы учим чувствовать слово, видеть и понимать его смысл, стилистическую роль, богатейшие возможности. Для учителей-словесников главная из межпредметных связей - связь русского языка и литературы, та глубинная связь, когда знания по русскому языку, речевые умения и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках русского языка.
Актуализация эмоциональной сферы  может стать действенным средством  и на уроках русского языка и литературы. Среди разнообразных форм, применяемых учителями-филологами, есть и те, которые помогут сделать обыкновенный урок русского языка «уроком доброты» или  «уроком  добрых дел».
Предлагаются некоторые  направления работы  и упражнения, которые реализуют все целеполагания современного урока, в том числе и его  воспитательную составляющую.
- Природа - основа основ. Природа -  вечный источник мысли и добрых чувств детей и, следовательно, - основа учения, основа детских инициатив и творческих проектов. Основа положительных эмоциональных стимулов.
Много ярких примеров обращения к природе с целью умственного и нравственно-эстетического воспитания дал В.А. Сухомлинский. Его оригинальные уроки в природе со школьниками, являются образными примерами использования природы в целях нравственного обогащения и умственного развития учащихся, прекрасно показывают, что, действительно, природа - вечный источник мысли и добрых чувств детей.
- Речетворчество как деятельность. Сочинение сказок, загадок и др. Нельзя не обратить внимания на положение В.А. Сухомлинского о том, что открытия детей, в том числе и родной природы, начинаются со знакомства их с различными жанрами народного творчества. Большой интерес у детей вызывают загадки, моделирование которых может стать  занимательной частью каждого урока русского языка или литературы.
Для развития у школьников интереса к природному миру, для сопереживания и размышления В.А. Сухомлинский использовал сказки, которые писал сам, а также приобщал детей к этой деятельности. Он писал: "Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу".
- Нравственные основы урока. На уроках русского языка уместны будут литературные миниатюры В.А. Сухомлинского. «Нравственный кодекс Человека» - именно так может называться упражнение на основе данных текстовых материалов. Методика работы с ними сводится к тому, что детям предлагается восстановить пропущенные при чтении слова или словосочетания, исходя из логики развития событий и характеров. Литература и язык всегда были, есть и будут, говоря словами А. Чехова, «уставом нравственного строительства», т.е. способствуют воспитанию человеческого в человеке.
Подобная работа может проводиться на текстовых вариантах любого рода. Например, на уроках русского языка  можно использовать деформированные тексты:
«Профессия ..........не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, .........ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он.........  .............  . ..........человек может быть..................только ............. человеком. ...............в нашем обществе - это человек из.................., пришедший к...............   ............, чтобы воодушевить их мечтой о будущем».
Научные исследования педагогов, психологов, социологов за последнее десятилетие показали, что уровень воспитанности учащихся низок, а вместе с этим снизился интерес к школьным предметам, в том числе к русскому языку. В связи с этим актуализируются вопросы воспитания на уроках. Необходимо изменить соотношение между обучением и воспитанием. В наше время воспитание подрастающих поколений должно стать главным приоритетом, а главной тенденцией школы - превращение школы в воспитывающую. Именно эту идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал В.А. Сухомлинский: «Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием». Практическая реализация воспитательной функции школьного филологического образования - реальный инструмент успешной самореализации  и социализации современных школьников.
Литература
Сахаров В.А., Эмоциональные стимулы нравственного развития личности ребенка в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского
Липина О.И. Формирование ценностных ориентаций учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах. www.dslib.net/teoria-vospitania/lipina.html