Статья по теме — формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста


Формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста
Изменения, происходящие в социальной, экономической и духовной сферах жизни общества, утрата раннее существенных ценностей и возникновение новых оказывают значительное влияние на развитие образования, современное состояние которого характеризуется как кризисное. Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме. Этот переход связан с восхождением педагогической мысли от односторонне-функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности. Ориентация на данную тенденцию объективно требует формирования концептуальной системы взглядов, интегрирующих ценностные ориентации традиционных и инновационных процессов[5].
Проблему формирования ценностей исследовали такие ученые как Б.Г. Ананьев, В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, Б.Г. Кузнецов, А.А. Ручка, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др.
В современной начальной школе перед учителем встает задача воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников, прописанных в ФГОС НОО, включающие в себя:
Ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
Формирование у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;
Формирования ценности здоровья и здорового образа жизни[6].
Мы считаем, что ценности, привитые с детства, определяют наше поведение в дальнейшей жизни, помогают выбрать верный путь.
Существует множество определений понятия «ценность». Так, А. Г. Здравомыслов рассматривает ценности как «обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы». Высшие ценности – добро, истина, красота, любовь, по мнению ученого, интегрируются в нравственном сознании и являются способами осознания и осмысления интересов[1].
М.Г. Макаров выделяет ценности в широком и узком смысле слова. В первом случае это явления природы и общества, цели, идеалы, ценности культуры; во втором – регуляторы сознания, регуляторы отношений между людьми и регуляторы поведения человека[5].
Согласно М. Рокичу, ценности представляют собой устойчивые убеждения о предпочтительных способах поведения или конечных целях. Он различает два класса ценностей:
Терминальные ценности представляют предпочтительные конечные цели существования, включающие в себя такие ценности, как свобода, равенство, мир и другие цели.
а) социальные
б) личностные
Инструментальные ценности относятся к идеальным стандартам поведения, таким как: честный, амбициозный, ответственный и другие качества.
а) моральные
б) ценности компетентности[3].
Сензитивность детей младшего школьного возраста к освоению ценностей, в том числе и духовно-нравственных, обусловлена такими возрастными особенностями как произвольность психических явлений; конкретный характер познавательных процессов; внутренний план действий; сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения; способность к обобщению переживаний; рефлексия; интенсивное формирование моральных чувств; безграничное доверие взрослым; самооценка; чувство компетентности; доминирование познавательной потребности; развивающееся самосознание; способность к разграничению игры и труда; выделение учебного труда в самостоятельную, ответственную деятельность[2].
Шалютин С.М. выделяет 4 педагогических фактора освоения ценностей младшими школьниками:
Знания о ценностях, позволяющие расширить круг представлений школьника о личностных, общественных, национальных, общечеловеческих ценностях;
2. Духовно-практический опыт ребенка - осмысление сущности, ценностей, их поиск и оценка;
3. Оценка ребенка другими людьми – любовь и признание другими людьми позволяет сформировать у младшего школьника самооценку, самоуважение.
4. Воспитание - формирования ценностных ориентаций, представлений, ценностей и идеалов[4].
В рамках констатирующего эксперимента на базе 1 и 4 классов МБОУ «СОШ № 18» г. Лесосибирска проведено исследование, с целью выявления ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста. В качестве основного метода исследования нами была избрана методика по оценке структуры терминальных и инструментальных ценностей (тест М. Рокича).
В исследовании приняло участие 52 школьника (25 детей первого класса, 27 детей четвертого класса). В первом классе методика проводилась индивидуально с каждым ребенком.
Анализ полученных данных начнем с описания результатов исследования терминальных ценностей (см. табл.1).
Таблица 1 – Терминальные ценности

(ранг) Ценностные ориентации 1 класса Кол-во детей Ценностные ориентации 4 класса Кол-во детей
1 Развлечение 5 (20%) Познание 7 (25,9%)
2 Наличие хороших и верных друзей 2 (8%) Активная деятельная жизнь 2 (7,4%)
3 Познание 2 (8%) Наличие хороших и верных друзей 1 (3,7%)
4 Творчество 2 (8%) Здоровье 1 (3,7%)
5 Активная деятельная жизнь 1 (4%) Общественное призвание 1 (3,7%)
6 Свобода 1 (4%) Счастье других 1 (3,7%)
7 Красота природы и искусства 1 (4%) Развлечение 1 (3,7%)
8 Здоровье 1 (4%) Любовь 1 (3,7%)
9 Общественное призвание 1 (4%) Развитие 1 (3,7%)
10 Уверенность в себе 1 (4%) Материально-обеспеченная жизнь 1 (3,7%)
11 Любовь 1(4%) Жизненная мудрость 1 (3,7%)
12 Жизненная мудрость 1(4%) Творчество 1 (3,7%)
13 Счастливая семейная жизнь 1(4%) Красота природы и искусства 1 (3,7%)
14 Развитие 1(4%) Продуктивная жизнь 1 (3,7%)
15 Счастье других 1(4%) Уверенность в себе 1 (3,7%)
16 Продуктивная жизнь 1(4%) Свобода 1 (3,7%)
17 Материально-обеспеченная жизнь 1(4%) Счастливая семейная жизнь 1 (3,7%)
18 Интересная работа 1(4%) Интересная работа 1 (3,7%)
Итак, для первого класса основными ориентирами в жизни служат развлечение (20%), наличие хороших и верных друзей (8%), познание (8%), а также творчество (8 %). К числу «отвергаемых» терминальных ценностей учащиеся отнесли материально-обеспеченную жизнь (4%) и интересную работу (4%).
В четвертом классе дети считают, что человеку стоит ставить перед собой такие цели как познание (25,9%), активная деятельная жизнь (7,4%), наличие хороших и верных друзей (3,7%). К числу «отвергаемых» терминальных ценностей учащиеся отнесли счастливую семейную жизнь (3,7%) и интересную работу (3,7%).
Это связано, прежде всего, с возрастными особенностями и ведущим видом деятельности младших школьников. Первоклассники – это бывшие дошкольники. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Простейшие виды труда дети выполняют охотнее, когда они облекаются в игровую форму. К 4 классу у детей происходят значительные перемены. Хотя и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение обучения, производительного труда, помощи взрослым. На основе включения ребят в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, появляется интерес и стремление к участию в общественной жизни[7].
Далее рассмотрим основные качества личности, на которые ориентируются дети младшего школьного возраста. Они представлены в таблице №2.
Таблица 2 – Инструментальные ценности
№ (ранг) Ценностные ориентации 1 класса Кол-во детей Ценностные ориентации 4 класса Кол-во детей
1 Жизнерадостность 6 (24%) Образованность 9 (33,3%)
2 Честность 2 (8%) Смелость в отстаивании своего мнения 2 (7,4%)
3 Воспитанность 2 (8%) Широта взглядов 1 (3,7%)
4 Заботливость 1 (4%) Ответственность 1(3,7%)
5 Образованность 1(4%) Аккуратность 1(3,7%)
6 Терпимость 1(4%) Жизнерадостность 1(3,7%)
7 Аккуратность 1(4%) Воспитанность 1(3,7%)
8 Исполнительность 1(4%) Эффективность в делах 1(3,7%)
9 Независимость 1(4%) Заботливость 1(3,7%)
10 Смелость в отстаивании своего мнения 1(4%) Исполнительность 1(3,7%)
11 Ответственность 1(4%) Честность 1(3,7%)
12 Высокие запросы 1(4%) Самоконтроль 1(3,7%)
13 Непримиримость к недостаткам в себе и других 1(4%) Рационализм 1(3,7%)
14 Широта взглядов 1(4%) Высокие запросы 1(3,7%)
15 Эффективность в делах 1(4%) Независимость 1(3,7%)
16 Самоконтроль 1(4%) Терпимость 1(3,7%)
17 Твердая воля 1(4%) Твердая воля 1(3,7%)
18 Рационализм 1(4%) Непримиримость к недостаткам в себе и других 1(3,7%)
Согласно полученным нами эмпирическим данным, учащиеся 1 класса считают самыми желательными для себя качествами личности жизнерадостность (24%), честность (8%) и воспитанность (8%). Испытуемые не готовы к принятию таких качеств как твердая воля (4%) и рационализм (4%).
В четвертом классе учащиеся к необходимым качествам отнесли образованность (33,3%), смелость в отстаивании своего мнения (7,4%) и широта взглядов (3,7%). К ненужным качествам –твердая воля (3,75%) и непримиримость к недостаткам в себе и других (3,7%).
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующий вывод, что из-за смены ведущих видов деятельности ценностные ориентиры 1 и 4 классов отличаются друг от друга. Для первого класса наиболее важно развлечение, наличие хороших и верных друзей, жизнерадостность, а также честность. В четвертом классе основным ориентиром является познание, активная деятельная жизнь, образованность, а также считают важным уметь отстаивать свою точку зрения.
Список использованных источников
Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат. 1986.
Моральные ценности и личность/ Под ред.А.И.Титаренко, В.О.Николаичева. – М.: МГУ, 1994. – 176с., с.155
Рокич М. Методика изучения ценностных ориентаций [Электронный ресурс]. URL:http://www.psyoffice.ru/7/tests/tests_rokich.htmlРубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 260с., с.112
Сластенин В.А., Чижакова Г.И.Введение в педагогическую аксиологию: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: «Академия», 2003.- 192 с.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005 - 349 с.