Доклад На родительском собрании на тему:Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения

Доклад
«Формирование навыков самоконтроля и самооценки
у учащихся в процессе обучения»

Целью проведения собрания является осознание значимости самооценки и самоконтроля - как факторов повышения качества знаний уч-ся, повышения уровня мотивации учения.
Задачи:
1) определение места самооценки и самоконтроля в урочной системе, функции контроля;
2) овладение способами проведения самоконтроля и самооценки в различной учебной деятельности;
3) составление модели выпускника школы.
 Работая над формированием мотивации учения школьников, необходимо проводить обучение самооценке, самоконтролю учащихся с целью:
формировать представления учащихся о себе, на осмысление собственных знаний и поступков, умение осознать ход своей деятельности, анализировать свой ответ, помогать корректировать самооценку.
Центральным механизмом, регулирующим взаимоотношение личности и окружающего мира, является самооценка человека-представление о самом себе, образ самого себя, образ «Я» и собственное отношение к нему. Самооценка может быть как осознаваемой, так и скрытой от сознания человека, но проявляется во всём: в одежде, в походке, характере общение с людьми, отношениях к собственным привычкам и т.д.
Человек с низкой самооценкой внутренне (наедине собой) постоянно чувствует неуверенность в собственных силах. Человек, который боится результата, ещё не достигнув его, боится любых действий, плохо концентрируется на проблеме.
Он в большой степени переживает, чем рассуждает.
Детям с адекватной самооценкой свойственна активность, находчивость, бодрость, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в конкурсах, не обижаются, если они оказались проигравшими не дразнят других в случае выигрыша.
Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, мнительность, повышенная решимость, страх перед учителем и одноклассниками, обидчивость.
Они не хотят участвовать в мероприятиях, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто стараются быть незаметными. Иногда дети, которым даётся негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с одноклассниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удаётся.
При завышенной самооценке дети во всём стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «я самый лучший на свете (красивый, сильный)».
Такой ребенок порой бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидером. Результаты проведения исследований показали, что из 30 опрошенных учащихся 8 и 9 классов заниженная самооценка у 13, завышенная у 17.
Большинство педагогов считают, чтобы осуществлять самоконтроль, школьникам сначала следует осознать контроль учителя и взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса. Отсюда на данном этапе обучения основным методам формирования самоконтроля и самоанализа является наблюдение и коррекция со стороны учителя. Если ученик достаточно быстро извлекает из памяти знания, которые требуются в той или иной ситуации, и осознает это, то у него развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которую нужно, и не осознает этого, тогда механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае, необходима помощь от учителя или учащихся.
Было проведено исследование мотивов учения среди учащихся 5-8 классов. В результате исследования установлено, что в пятых классах преобладает социальный мотив учения, т.е. еще и желание узнать новое, проявить себя. Наибольшее падение интереса к учебным предметам приходится на подростковый возраст.
Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроках, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать готовое решение с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, характер их мышления, тяга к самостоятельности, готовность включаться в разные виды деятельности на уроке.
Работа над постепенным формированием у учеников навыков самоконтроля и самоанализа ведётся давно. Возможно, иногда не до конца осознанно, недостаточно систематически, или не слишком методически разнообразно, не всегда хватает теоретической базы, но важность и необходимость подобной работы очевидна.
 
Приемы формирования самоанализа и самоконтроля на самоподготовку.
Цель: формирование навыков осознанной самопроверки домашнего задания.
- приход на самоподготовку с чётно формированным и записанным в дневнике домашним заданием;
- выполнение домашнего задания по памятке, или по алгоритму выполнения работы
(применения схем, графиков, ответов на контрольные вопросы);
- распределение времени на выполнение домашнего задания;
При проверке:
а) проверка по образцу (фиксирование в таблице результатов выполнения )
б) самостоятельное нахождение ошибок;
в) указание на ошибку учителем;
г) взаимопроверка работ.
Фиксирование в таблице результатов выполнение своей работы (на листке самоконтроля, самооценки или на оценочном листе).
Приемы формирования самоанализа и самоконтроля в свободной деятельности.
В каждой школе имеют место свои традиции, которые способствуют формированию навыков самоанализа и самоконтроля: это работа совета президентов, дни самоуправления, дежурство, тематические классные часы, проведение конкурсов и т.д.)
Использование различных форм деятельности в первую очередь позволяет создать условия для активной деятельности учащихся, заинтересовать их работой, активно включить их во все формы занятий с использованием подвижных игр, командных форм деятельности, соревнований, выпуском
стенгазет, брошюр и т.д. Главное в этой среде, чтобы каждый ученик реализовался как участник. Также необходимо создать условие для психической разрядки учащихся.
Приемы формирования самоанализа и самоконтроля на уроке:
- извлечение основного содержания темы самим учеником;
- точная формулировка мыслей;
- уметь строить логическую последовательность при решении примеров и задач (т.
·е. соблюдать ход решения с использованием формул, правил, понятий т.д.);
- решение примеров и задач разными способами, методами (составление таблиц, графиков, диаграмм и т.д.);
- решение разноуровневых задач (от простого к сложному);
- выявление типичных ошибок, работа над ними в рамках изучения новой темы; - самостоятельная формулировка вопросов, которые интересуют ученика, коррекция и контроль в ходе проведения итоговой работы на уроке.

Например, важную роль в системе оценки учебных навыков играют критерии, которые отражают основные цели обучения математике:

Такими критериями являются:
- развитие математического мышления (оригинальность мышления, рациональность);
- формирование умения решать задачи и доказывать теорему;
- формирование умения исследовать проблемы, применять разные способы решения;
- формирование умения четко и аргументировано излагать свою мысль;
- развитие коммуникативных умений (уметь работать в малых группах, умение выступать в группе);
- формирование письменного математического языка (грамотное оформления задач и доказательств теорем, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.);
- формирование умений самоконтроля и самооценки (умение работать над ошибками самокритичность, правдивость в оценке своих способностей).
Контроль и проверка знаний, умений и навыков учащих позволяет выполнять три основные функции.
Контролирующая функция связана с выявлением состояния знаний, умений и навыков учащихся.
Обучающая функция состоит в повышении качества их знаний. Все надо организовать так, чтобы проверка знаний была полезна для всего класса. Это значит, что для основной массы учащихся полученные знания должны быть включены в новые связи и исследования, а слабым ученикам создаются условия для дополнительной проработки материала с целью его условия.
Воспитывающая функция проверки заключается в приучении учащихся к систематической работе, а также в развитии навыков самоконтроля и самооценки, без которых успешное продвижение ученика в познавательной сфере едва ли возможно. Только тот контроль можно считать достаточно результативным, который способствовал повышению качества знаний школьников и укреплению их веры в свои силы.
Следующая памятка помогает чётче представлять позицию учителя и ученика по формированию самооценки и самоконтроля:




 ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ
1 ЭТАП. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.Для этого учитель должен:– показать учащимся, что любое обучение – единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени его усвоения, т.е. контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения;– ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки, знаний, умений и навыков;– сообщать учащимся после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;– выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;– просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;– просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;– научить учащихся пользоваться различными видами проверки
2 ЭТАП. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Для этого учителю необходимо:– практиковать взаимопроверку обучающихся самостоятельных упражнений, домашних работ;– в процессе взаимопроверки учить сверять ответы, искать ошибки, объяснять их друг другу;– сориентировать обучающихся на то, что цель работ по взаимопроверке не только в получении отметки, сколько в выяснении насколько правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно в ней ориентироваться, анализировать чужую работу;– необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи несколькими учениками, с последующим совместным обсуждением всем классом;– предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, высказать свои соображения по поводу ответа и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант;– стимулировать постановку вопросов учителю, контроль за деятельностью учителя.
3 ЭТАП. Ученик должен научиться освоению  навыков самоанализа и самоконтроля, осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекциюДля этого учитель должен:– приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, находить ответы на вопросы в учебнике;– вырабатывать привычку проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого предмета приемы;– не торопиться с выставлением отметки, если решение неверно, а дать возможность найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то можно и не снижать оценку;– предлагать работать по карточкам, где с одной стороны задан вопрос, а с другой – записан правильный ответ. Ученик самостоятельно сверяет свою работу с предложенным эталоном, фиксирует свои ошибки;– вывешивать в классе таблицу сдачи зачетных и письменных работ и приучать решать проблемы на консультациях;– приучать самостоятельно оценивать трудность работы, находить объекты, в которых допускаются ошибки, анализировать свои затруднения и решать, что необходимо сделать, чтобы повысить свой уровень;– формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, правильно выбирать свой уровень сложности работы. Предварительно следует сообщать критерии оценки и требования к выполнению задания.






































15