Статья «Обучение невербальному общению как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников


Маслова И. Н.
Статья
«Обучение невербальному общению как средство формирования
ценностных ориентаций младших школьников».Современная школа призвана сыграть одну из главных ролей в вопросах приобщения младших школьников к социокультурным, духовным и личностным ценностям.
Ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе на личностных ценностях является одним из основных положений Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Ценностным ориентиром в формировании личностных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии со стандартом является эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им [4: с.9].
Обучение младших школьников пониманию чувств собеседника, сопереживанию и правильной передачи собственного эмоционального состояния в соответствии с речевой ситуацией обнаруживает необходимость становления и развития у учащихся умений невербального общения.
В лингвистических трудах (Н. А. Ипполитова, М. Р. Савова, И. А. Стернин и др.) отмечено, что вербальное и невербальное общение сопутствует друг другу. Вербальное общение − это общение словесное, на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение − это общение несловесное, в котором системой знаков в устной речи служит сочетание позы, жестов, мимики, интонации и т.д. Разделение словесной и несловесной сторон речи условно. Применительно к общению, по мнению Н. А. Ипполитовой, правильно говорить о вербально-невербальном балансе как норме речевого общения. Восприятие и раскодирование слушающим средств невербального общения зависит от речевой ситуации. Умение «декодировать» невербальную информацию в конкретной речевой ситуации − важное условие эффективности общения. В процессе общения невербальные средства могут замещать словесную информацию, дублировать ее. Однако чаще возникает эффект дополнения смысла сообщения, усиление воздействия: мимика и жесты говорящего, тональность и мелодика речи обеспечивают выразительность речи.
Развитие у младших школьников умений понимать чувства собеседника и передавать собственное настроение в процессе коммуникации достигается эмоционально-психической функцией невербальных средств общения. Комплекс чувств и психических состояний говорящего в процессе общения передается с помощью его мимики, жестов, позы и интонации. Эмоционально окрашенные посредством невербального общения слова позволяют собеседникам эмпонировать друг другу, выражать внимательное и уважительное отношение.
Таким образом, роль невербальных средств общения в процессе приобщения учащихся к личностным ценностям велика. Формировать у учащихся умения невербального общения целесообразно одновременно с обучением их способам передачи говорящим эмоционального состояния и настроения [1: с.44].
Особый интерес в вопросах обучения младших школьников невербальному общению представляют труды Т. А. Ладыженской и М.С. Соловейчик. Ученые предлагают основную работу по обучению несловесному общению проводить в первом классе в период обучения грамоте.
Приведем пример фрагмента урока на тему «Мимика – помощник общения». Целью урока является формирование у первоклассников представления о мимике как средстве передачи говорящим чувств и настроения.
« - Дети, как вы понимаете слово «мимика»? (Выражение лица).
- В толковом словаре мимика определяется как «изменение выражения лица при промощи лицевых мышц». Что выражает наше лицо? (Состояния, эмоции, чувства).
- Какие эмоции может испытывать человек? (Радость, печаль, испуг, гнев, удивление).
- Изобразить в овалах выражение лица при разных эмоциях. Как вы нарисуете радость? (Улыбка, глаза открыты, брови подняты).
- Какими еще словами можно назвать эту эмоцию? (Восторг, восхищение, подъем).
- Как можно нарисовать грусть? (Уголки рта, брови и глаза опущены).
- Какими еще словами можно передать это настроение? (Печаль, тоска, уныние, огорчение).
- Если мы хотим изобразить гнев, то каким будет выражение лица? (Глаза сжаты, рот широко раскрыт, брови резко подняты вверх).
- Нарисуйте эту эмоцию (Рисуют в тетрадях и на доске).
- Какими еще словами можно назвать эту эмоцию? (Ярость, злость, воз-мущение).
- Как бы мы изобразили удивление? (Рот открыт, глаза широко раскрыты).
- Какими еще словами можно назвать эту эмоцию? (Изумление, недоумение).
- Изобразите эту эмоцию [Рисуют в тетрадях и на доске].
- Посмотрите на рисунки, что мы изобразили? (Эмоции).
- С помощью чего? Что мы рисовали? (Глаза, брови, губы).
- Обратите внимание, что глаза, брови, губы – главные средства, с помощью которых мы выражаем мимику. Используем мы такую мимику в повседневной жизни? (Да).
- Приведите примеры (Здороваемся улыбкой, взглядом). Молодцы!»
По мнению М. С. Соловейчик, при обучении первоклассников созданию или восприятию высказывания с опорой на невербальные средства общения учитель должен обеспечить понимание школьниками речевой ситуации и ее компонентов. Соблюдение данного требования объясняет необходимость формирование у учащихся следующих умений: а) ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать коммуникативную задачу; б) планировать содержание сообщения; в) формулировать собственные мысли и понимать чужие; г) осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера [3: с.225].
Так, во время организации беседы по иллюстрации букваря учителю целесообразно предлагать первоклассникам не только ответить на вопросы или составить предложение, рассказ по сюжету картинки, но и «разыграть» речевую ситуацию. В данном случае дети принимают роль героев иллюстрации и высказываются от имени своего персонажа. Большое значение в данной работе отводится анализу невербальных средств общения персонажей. Важно формировать у первоклассников умение «читать» мимику, жесты, позу собеседников и с учетом предложенных обстоятельств формулировать и интонационно оформлять реплики-вопросы и реплики-ответы.
Приведем пример такой работы по иллюстрации букваря В.Г. Горецкого.
«- Откройте «Русскую азбуку» на с.72 – 73 [2: 72-73]. Посмотрите на иллюстрацию, кто изображен? (Звери).
- Перечислите их (Волк, ворона, сова, осел, чебурашка, заяц, крокодил Гена, лев, Пух, Пятачок).- Что они делают? (Играют в футбол).
- Как вы это поняли? (По их позе, держат мяч, волк стоит в воротах).
- Изобразил ли автор мимику героев? (Да).
- Какое выражение лица у волка? (Удивление).
- Как вы догадались? (Глаза и рот широко раскрыты).
- Чему удивился волк? (Неожиданно летит мяч в ворота).
- Что бы сказал он в этот момент? («Мяч!»).
- Что мы видим по его позе, жестам? (Он очень сосредоточен, хочет поймать мяч).
- Какое выражение лица у Зайца и льва? (Радостное).
- Как вы определили? (Улыбаются, руки подняты вверх)»
В работе по развитию умений интонационного оформления высказываний особое внимание уделяется анализу эмоционального состояния героев иллюстрации. Осознание настроения персонажа позволяет учащимся представить себя вместе с героями (или вместо героев) и построить высказывание с соответствующей интонацией. Важно в данной работе уделять внимание анализу высказываний учащихся, их интонированию, соотносить высказывание с чувствами и настроением героя.
Приведем вариант продолжения работы по иллюстрации букваря:
- Что бы сказали герои в этот момент? («Ура! Гол»).- С каким чувством? (Радости, восторга, ликования).
- Кто из вас хочет сказать эти слова за льва и зайца? (Говорят).
- Удалось ли передать нужные чувства? (Да).
- Почему? (Говорили уверенно, радостно).
Подобная работа позволяет первоклассникам обнаружить, что эффективное общение определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда. Средства невербального общения позволяют собеседникам ярче выразить свои чувства и проявить ценностное отношение к партнеру по общению.
Литература:
1. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи.__ М.: Академия, 2006. __ С.44 - 45.
2. Русская азбука. В 2ч./ В. Г. Горецкий и др. __ М.: Просвещение, 2009. -с. 72-73.
3. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения/ под ред. М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.- М.: Просвещение, 1997. – с. 225.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М.: Просвещение, 2010.- с.9.