«Роль театрально-игровой деятельности в формировании ценностных ориентаций младших школьников».


Роль театрально-игровой деятельности в формировании ценностных ориентаций младших школьников
В современном обществе проблема формирования и развития подрастающего поколения, ориентированного на воспитание человека культуры и нравственности является наиболее актуальной. Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, так как определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Использование театрально - игровой деятельности позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребенка, приобщают его к духовным ценностям, формирует базовые ценности личности.
Значение и специфика театральной деятельности заключается в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театрализованная деятельность – это один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
-художественным образованием и воспитанием детей;
-формированием эстетического вкуса;
-нравственным воспитанием;
-развитием коммуникативных качеств личности (вербальное и невербальное общение);
-воспитанием силы воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Именно в игре, как наиболее доступном виде деятельности для детей, особенно эффективно проявляются эмоциональные ресурсы, формируются основы эмоциональной культуры, развиваются доверительные отношения между ребенком и взрослым, навыки взаимодействия в обыденных и конфликтных ситуациях. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира. Через игру ребенок в опосредственной форме включается в жизнь взрослых, осваивает культуру как источник гуманизации отношений.
Значительную роль в усвоении ребенком смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение социальных отношений, формировании ценностных ориентаций занимает театрально-игровая деятельность. Театр – один из самых ярких, демократичных, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение, способствует творческому развитию. Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития творческих особенностей детей, а также способствует развитию эмоциональной сферы школьников. Дети, получившие художественно-эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, эмоциональными, чем их сверстники. Театрально-игровая деятельность объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает скованность, способствует инициативе, ускоряет процесс овладения навыками публичного выступления, помогает поверить в себя. [5, с. 156]
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, которые касаются формирования личности, выразительности вещания, интеллектуального и художественного восприятия. Театр для детей – это школа чувств и восприятия, школа высокой эмоциональной культуры, человеческого общения и отношений.
Театрализованная деятельность является мощным средством гармоничного развития и творческого потенциала ребенка. [2, с.11].
Еще В. А. Сухомлинский писал, что эмоциональная сторона личности - это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил.
Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность не сформировано у многих людей. Одни из первых культурно выработанных средств самовыражения, которыми овладевает ребенок, относятся к сфере чувств. Творческие способности и эстетические эмоции интенсивно развиваются в период от трех до пяти лет и проявляются в стремлении ребенка к духовному осмыслению окружающего мира. Как указывается в исследованиях Е. М. Торшиловой, Т. М. Морозовой после пяти лет при неправильной организации педагогического процесса отмечается спад в развитии эмоциональной сферы, что ведет к снижению познавательной и творческой активности детей.
Процесс воспитания эмоциональной культуры, ее структура и содержание рассматриваются в связи со смежными проблемами: развитие культуры восприятия, сенсорной культуры, эстетической культуры, развитие креативности, творческой одаренности.
Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований свидетельствует о сложности проблемы развития творческих способностей и наличии различных факторов, которые определяют как саму природу, так и особенности творческих проявлений детей. Эти факторы, как считает Л. Б. Ермолаева - Томина, можно объединить в три группы.
В первую включаются природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский).
Во вторую входят все виды влияний социальной среды на развитие и проявление творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, B. Н. Дружинин). Третья группа факторов отражает зависимость творческих проявлений личности от характера и структуры деятельности (Н. А. Ветлугина, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).
Значение эмоциональной культуры в формировании личности подчеркивали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, A.Н. Лук, Л.П. Стрелкова, В.А. Сухомлинский [1, с. 51-52].
Эмоциональная культура – один из критериев общей культуры человека. Эмоции имеют такую же значимость в развитии личности, как интеллект, мышление, речь и другие категории. В культуре проявления эмоций находит отражение связь образности речи с окружающей действительностью. По тому, как человек выражает свое эмоциональное состояние, какими языковыми средствами пользуется при этом, обладает ли умением видеть, какие эмоции и чувства испытывает собеседник, и умением поставить себя на его место, можно судить о степени его воспитанности и развитости душевных качеств.
Под «эмоциональной культурой» мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих личности незатрудненную регуляцию и коррекцию собственных эмоций, эмоциональное отношение к действительности, к произведениям искусства разных видов и жанров, а так же эмоциональной отзывчивости в процессе коммуникации.
Исходя из данного определения, можем предположить, что эмоциональная культура приобретается индивидом путем обучения, воспитания, а также непосредственно через личный опыт. Культура – это, прежде всего, «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие».
Спад уровня эмоциональной воспитанности естественным образом влияет на воспитание подрастающего поколения. Дети, как губка, впитывают негативные проявления поведения родителей, старших детей, соседей, педагогов. Поэтому сейчас, как никогда ранее, назрел вопрос о целенаправленном включении в процесс обучения и воспитания работы по формированию эмоциональной культуры.
Эмоциональная культура является частью общей культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально-творческой деятельности, имеющее способность воспринимать, выражать, понимать и регулировать эмоции. Она включает в себя такие качества:
эмоциональная отзывчивость, развитая способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание;
 умение сопереживать;
чувство ответственности за выражение собственных переживаний;
регуляция собственных эмоциональных состояний.
На эмоциональную культуру ребенка, в первую очередь, влияет его ближайшее окружение, а именно взрослые, которые находятся рядом: родители, сверстники, воспитатели в детском саду, учителя. [3, с. 63-64].
Чем свободнее человек ориентируется в мире эмоций, чем больше оттенков эмоциональной зоны он знает и может их выразить вербально (словесно) или не вербально (жестом, мимикой, позой), тем наиболее адекватно будет его эмоциональная реакция на явления действительности, на жизненные ситуации, тем выше будет его коммуникативная культура, культура мышления, поведения, а значит, и общая культура.Обладая собственным богатым эмоциональным миром, человек может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить любовь, страсть, нежность адекватно ситуации.Анализ особенностей становления и развития личности младшего школьного возраста позволил выделить следующие условия развития эмоциональной культуры ребенка:
Одним из условий может служить создание эмоциональной развивающей среды в учебно-воспитательном процессе, включая предметно-пространственное окружение, систему развивающих отношений, активность самого ребенка, позволяет не только обогатить и существенно углубить эмоционально-чувственный мир ребенка, но и развивать качества, необходимые для жизни в обществе, его творческую деятельность. Для стимуляции эмоционально-творческой деятельности, для того, чтобы заинтересовать, вызвать эстетическую реакцию на театрализованную деятельность и глубокое восприятие персонажа используются игры-импровизации, пантомима, имитационные упражнения, этюды с куклами, психогимнастика, релаксация, сказки-шумелки. Причем, не только как подготовительный этап театрально-игровой деятельности, они нужны для создания необходимой творческой атмосферы, интриги, снятия внутреннего напряжения.
Интеграция разных видов искусства, так как театр объединяет в себе живопись, архитектуру, музыку, художественно-речевую деятельность.
Накопление эмоционального опыта детей, накопление представлений об окружающем мире.
Развитие вербальных и невербальных средств, т.е сценическая речь, искусство декламации, комплексное применение мимики, жестов, взгляда, для выражения переживаний и ощущений.
Большую роль играет систематическая работа по формированию и повышению уровня эмоциональной культуры ребенка. Важнейшим показателем эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.
В процессе театрально-игровой деятельности и учителю и детям необходимо развивать эмоциональную чуткость, отзывчивость, подвижность, артистизм, эмоциональную гибкость, которая определяется как гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости), так и эмоциональную устойчивость. Под эмоциональной экспрессивностью понимается выразительность в движениях, жестах, походке, мимике, речи. Мимика педагога должна быть подвижной, разнообразной и динамичной. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, высоким уровнем внешней эмоциональности. Экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и открытая улыбка располагают к диалогу, способствуют установлению контакта с ребенком. Эмоциональная гибкость – это способность правильно понимать, искренне принимать переживания детей, проявлять к ним участие, эмпатичные качества личности.
Эмпатия – отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому, активное поведение в поддержку человека. Эта способность педагога находит свое выражение в таких характеристиках, как доброжелательность, уважение к детям, чуткость и заботливость, отзывчивость, эмоциональная восприимчивость и понимание. [3, с. 61-63].
Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего. Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности – во внимании к другому, в наблюдательности за другим, восприятии его свойств и состояний. Эмоциональный компонент эмпатии связан с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов. Именно эмпатические качества взрослого выступают залогом развития эмпатии у детей, одним из важнейших компонентов становления нравственного развития детей, как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний. Установлено, что эмоционально чувственные дети более эффективно включаются в процесс социализации, успешны в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. [1, с.51-52].
Эмоциональная «глухота» учителя, отсутствие яркой эмоциональности, выраженной в речи, мимике, пантомимике, вызывают душевную черствость, неудовлетворенность детей общением, минимальную эмоциональную восприимчивость к сюжету, событиям, персонажам…. В таких случаях взрослым создается слабая мотивация ребенка к происходящим событиям, когда не проявляется сопереживание, соучастие, развиваются такие формы эмоциональных проявлений как безразличие, равнодушие, апатия, что в свою очередь негативно сказывается на формирование детской личности.Еще Ш. Амонашвили писал, что положительное, комфортное общение воспитателя с детьми возможно при достаточно грамотном умении педагога выразить свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. «Читайте с душевным трепетом, тихо… радуйтесь и плачьте вместе с детьми…».
Только максимальная эмоциональная включенность взрослых, открытость в выражении чувств и эмоций, активное осуществление эмоционального контакта взрослого и ребенка, обеспечение атмосферы доверия и партнерства, поможет нам приоткрыть таинственный занавес детской души и непосредственной искренности ребенка.
Известный композитор Д. Кабалевский писал о значении искусства для детей: «Оставляя впечатление на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и морали, человечности. И что содержательнее и более яркие эти уроки, то легче и более успешно идет развитие духовного мира детей. Как правило, маленькие дети активно реагируют на то, что вызывает у них любопытство». Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать много проблемных ситуаций опосредствовано – от лица персонажа. Это помогает преодолеть застенчивость касательно трудностей общения, неуверенность в себе. [2, с.156].
В результате появления опосредственных эмоций они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми. Ребенок способен сдерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и к общепринятым нормам поведения. Ребенок ориентируется на «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», все чаще «хочу» уступает «нужно». Представление ребенка о красивом и безобразном в собственном поведении служит источником этических чувств, ассоциируясь с добром и злом.
Котырло В.К. писал, что в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками, при его участии в коллективных формах деятельности, у него формируется эмоциональная составляющая направленности на других людей, такие социальные ценные качества личности, как чуткость, внимательность, усердность. При этом имеет значение эмоциональное содержание общения ребенка с окружающими. Возникают не просто отдельные умения понимать другого, выявлять симпатию, сочувствие, быть товарищеским, но и целостное эмоциональное образование – направленность переживаний ребенка на эмоциональные проявления взрослого и ровесника, которая служит целям проникновения в его внутренний мир, который выступает как средство интимной связи с ними. [4, c.15].Организация театрально-игровой деятельности, ее содержание, формы и методы проведения должны способствовать реализации следующих задач:
-развитию речи и навыкам театрально-исполнительской деятельности,
- созданию атмосферы творчества,
- формированию эмоциональной культуры детей.
Рекомендуемые способы и приемы воспитания эмоциональной культуры школьников в условиях театрально - игровой деятельности:
- организация представлений с использованием различных видов театра,
- психологические упражнения,
- личностно ориентированное общение,
- упражнения - эмпатии,
- сюжетно - ролевые игры,
- игры - тренинги,
- упражнения - этюды,
- релаксационные упражнения,
- игры - имитации,
-психогимнастика,
- элементы групповой дискуссии,
- приемы саморегуляции,
-партнерская деятельность с музыкальным руководителем, психологом,
-общение со сверстниками.
Итак, театр может стать эффективным и мощным эмоционально окрашенным средством развития гармоничного и творческого потенциала ребенка, если грамотно создать условия руководства и оптимальное театрально образовательное пространство, которое будет содействовать развитию эмоциональной восприимчивости и культуры детей школьного возраста.
Литература:
Гайворонская Т. А. Педагогическая технология развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности // Детский сад от «А» до «Я». – 2008. – №4. – С. 51-61.
Макаренко Л. В. Театр и театрализованная деятельность в современном дошкольном учреждении образования: монография / Л. Макаренко. – Донецк: ЛАНДОН-ХХЫ, 2011. – 211 с.
Пасечник Л. Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья // Здоровье дошкольника. – 2008-2011. – С.61-64.
Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В. К. Котырло. – М.: Педагогика, 1987. – 142с.
Юданова О. С. Игра как средство формирования эмоциональных отношений между родителями и ребенком // Детский сад от «А» до «Я». – 2012. – №4. – С. 156-160.