Доклад по теме Пути формирования навыков самоконтроля как средство повышения грамотности и вычислительных навыков


Пути формирования навыков самоконтроля как средство повышения грамотности и вычислительных навыков
Самоконтроль и самооценка составляют
основу успешности обучения.
С.Т.Шацкий В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.
Прежде чем начать учение, школьник должен усвоить (понять, принять для себя, самостоятельно поставить) учебную задачу. Полноценное учение невозможно, далее, без активных учебных действий – способов, приемов учебной работы (например, сравнить разные стороны изучаемого предмета, выделить в них отдельные признаки, перестроить их и преобразовать, построить схемы, модели) Осуществление активного учения требует так же от ученика умений проверить себя, оценить, т. е. выполнения действий самоконтроля и самооценки.
Таким образом, целостная учебная деятельность обязательно включает в себя все эти компоненты:
учебную задачу;
учебные действия;
действия самоконтроля и самооценки.
`Самоконтроль один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается
в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных
ошибок. Осуществление самоконтроля и самооценки школьников необходимо для успешного выполнения учебных действий.
В психологии различают три вида самоконтроля:
итоговый - по результату работы
Например, ученик выполнил работу и сравнил ее с образцом (ответ в учебнике, образцу на доске и т. д.);
пошаговый, пооперационный – по ходу работы
Например, ученик выполняет работу и в процессе ее может (сам или на вопрос учителя) сказать, что он сейчас делает, каким способом решает задачу. Этот способ самоконтроля является более зрелым, так как позволяет ученику скорректировать работу. Преодолеть ошибки до завершения работы;
прогнозирующий, перспективный, опережающий – до начала работы.
Он состоит в том, что ученик (сам или по просьбе учителя) может определить, из каких этапов будет состоять работа; что будет первым, вторым, третьим этапом. Этот вид самоконтроля является самым сложным видом регуляции своей учебной работы. Он позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом.
В младшем школьном возрасте действия контроля и самооценки осуществляются пока в своих простейших формах. Но здесь уже начинается становление действия контроля по ходу работы. Это является одним из признаков формирующейся учебной деятельности. Суть любого контроля состоит в установлении соответствия результата или способа действия материальному или существующему в сознании образцу. Установление такого соответствия предполагает не только констатацию его наличия, но и качественную характеристику степени этого соответствия. Поэтому, в любой деятельности контроль тесно связан с оценкой. Самоконтроль связан с самооценкой.
Так в 1 классе дети учатся:
- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;
- выполнять действия по развернутой инструкции;
- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.
Во 2 классе ученикам предлагается:
- сравнивать промежуточный результат с эталоном;
- перечислять последовательность действий и операций контроля;
- корректировать памятки;
- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
- участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.
В 3 классе ученики тренируются в:
- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;
- составлении проверочных заданий для самоконтроля;
- коллективно-распределительном составлении алгоритмов;
- выполнении действий по инструкции с ограничениями;
- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;
- составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.
В 4 классе школьники упражняются в:
- сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
- определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;
- выполнении действий по общей инструкции;
- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;
- самостоятельном корректировании плана проверки;
- целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.
Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, природоведение) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.
Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.
Чтобы работа по воспитанию навыка самоконтроля была более эффективной, прежде всего я стараюсь убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показываю, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ, например при решении задачи, не удовлетворяет ее условию. Конечно, нужна систематическая работа в этом направлении. Я систематизировала работу следующим образом:
1. Создаю потребность в самоконтроле. Подбираю ситуации, в которых учащиеся встречаются с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.
2. Предлагаю учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.
3. Сообщаю учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъясняю, что проверять надо не только окончательный, но и промежуточные результаты.
4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда сначала предлагаю рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.
5. Иногда преднамеренно допускаю ошибки на доске.
6. В тех темах, в которых это возможно, провожу наблюдения и практические работы по предмету изучения.
7. Предлагаю учащимся самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.
8. Предлагаю учащимся проверить и оценить работу товарища.
Степень или мера обобщения действительности является одним из важнейших параметров самоконтроля, отработка которого необходима для получения полноценного умственного действия. Поэтому я считаю, что обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой (на уроках математики) и добукварный (на уроках обучения грамоте) периоды, используя следующие задания:
1.Проверь, правильно ли срисован (заштрихован) узор (правильно ли срисовано положение фигур на шахматной доске).
2.Найди такую же картинку.
3.Что неправильно нарисовано на картинке?
4.Позднее можно включать в работу задания с цифрами и буквами:
5.Проверь, одинаковые ли цифры (буквы) вычеркнуты на карточке и на образце.
6.Найди цифру (букву) среди многих, изображенных в беспорядке.
Также использую упражнения, которые больше подходят для развития внимания детей, но их тоже необходимо использовать при формировании навыка самоконтроля, т.к. при отсутствии внимания не может быть речи ни о самоконтроле, ни о контроле вообще.
Например:
•предлагаю готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам;
•привожу неполное решение задачи, а ученикам предлагаю завершить его;
•для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это;
•предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен:
•показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.
•ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
•сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
•выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).3-й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
В результате этой работы:
•во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;
•во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.
Упражнения для развития навыков самоконтроля
Детям предлагается готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить
ученикам. Например, задания устного счёта 39:6=5 (ост. 9) 65:9 =7 (ост.3) 60:12 =4 (ост.12) 24:36=0 (ост.12)
Учитель предъявляет неполное решение задачи, а ученикам предлагается завершить его. Для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это. Предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
Игра «Лесенка» Каждой паре детей дается одна карточка с примерами: Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан: Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.
 Игра «Число-контролер» Ученики получают карточки с примерами, решив данные примеры, они могут себя проконтролировать – сумма всех ответов равняется числу 10.
Упражнение «Исправь ошибки». Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только подчеркнули, но и исправили.
«Проверка-сверка». Во время чистописания после написания букв дети сверяют по кальке правильность начертания. Затем находят и выделяют зеленой точкой самую удачную букву.
А если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
«Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность» Джозеф Шугерман.