Способы самоконтроля и самоанализа учащихся на уроках математики.


Способы самоконтроля и самоанализа учащихся на уроках математики.
Логика изменений, происходящих в современном российском обществе, выдвигает на первый план требование готовить подрастающее поколение не только к успешному усвоению и воспроизводству унаследованных от прошлого ценностей и навыков, но, главное, к самостоятельной творческой активности, постановке и решению новых задач.
В связи с этим перед школой возникает важная задача, значимость которой заключается в правильной организации учебной деятельности.
Сущность обучения основана на создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучения ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы и умение оценивать полученные результаты.
Часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.
Наверное, именно в этом кроется причина школьной неуспеваемости учащихся, имеющих достаточный интерес к учёбе и средние интеллектуальные способности.
Каково же влияние такого важного компонента учебной деятельности, как самоконтроль, на усвоение математики?
Главная цель образовательного процесса в современных условиях – это формирование у подрастающего поколения готовности к саморазвитию, самоопределению, самореализации, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Изучение основ наук становится средством развития готовности учащихся решать жизненные проблемы с использованием принципов научного мышления. Основным результатом обучения должен являться осмысленный опыт деятельности, а не просто знания, умения, навыки, ценности.
В связи с широким внедрением в образовательную практику идей компетентностного подхода передо мной встала проблема самореализации учащихся на уроках математики. Как научить детей самостоятельно действовать, осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей? Как помочь им реализовать свой потенциал в процессе изучения математики?
Главным в учебной деятельности ребёнка считаю понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом добиваюсь, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения моего предмета, ощущал своё развитие. Стараюсь пробудить в детях желание подняться духовно и интеллектуально на ступеньку выше и ощутить духовную прибыль от изучения математики.
Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения.
Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.
Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на уроках я создаю с помощью таких приемов: снятие страха («Ничего страшного», «С этой задачей ты легко справишься, зная свойство…»»;
скрытая инструкция («Ты же помнишь, что …»);
педагогическое внушение («Приступай же!», «Я знаю, что ты умеешь»);
авансирование («У тебя получится, так как …»);
персональная исключительность («Только у тебя это может получиться»; «Без тебя мы не справимся»);
усиление мотива («Нам это так нужно);
высокая оценка детали («Вот это у тебя очень хорошо получается!»).
Созданию ситуаций успеха способствует дифференцированный подход. Слабому учащемуся, потерявшему веру в себя, даю для решения самые простые задачи, которые он наверняка решит, чтобы дать ему возможность поверить в свои силы. При этом иногда оказываю помощь в выполнении задания, но так, чтобы ученик был уверен, что справился сам. На уроках применяю раздаточный материал, включающий в себя карточки обучающего характера, которые помогают усвоить ранее не понятный материал и хорошо воспринять новые темы.
Очень эффективна помощь со стороны более сильного одноклассника. Взаимопомощь допускаю при изучении нового материала, при решении трудных заданий, при выполнении обучающей самостоятельной работы.
Сильным ученикам для поддержания адекватности самооценки и стремления к саморазвитию даю усложненные задания. Если я вижу, что ученик испытывает затруднения, помогаю ему подачей идеи, наводящими вопросами, указанием необходимого теоретического материала. По завершении решения говорю: «Умница, молодец, вот видишь, ты справился». Происходит стимулирование ученика к решению сложных заданий и в дальнейшем. Ведь они ему вполне по силам. В результате появляется творческое заинтересованное отношение к учению, формируется познавательная самостоятельность.
Обучение самооценке провожу с помощью критериев оценки ответа у доски и критериев оценки выполнения практического задания, каждый ученик эти критерии знает. Выставлению оценки предшествует анализ, рецензирование ответа кем-либо из учащихся по данным критериям, после чего рецензент объявляет предполагаемую отметку. Если я не согласна с предполагаемой оценкой, то убедительно аргументирую это и только после этого выставляю окончательную оценку.
Работу по выработке у учащихся навыков самоконтроля следует начинать с формирования навыков самопроверки после математического диктанта или самостоятельной работы, то есть с воспитания умения проверять написанное путём сличения с текстом книги или данным на доске, карточке. В компьютерном классе этот вид работы значительно облегчается. Такой самоконтроль не требует от учащихся сложной аналитико-синтетической деятельности, так как основан на зрительном восприятии.
Коротко опишу работу по формированию навыков самостоятельного контроля у учащихся 5 класса. Первым моментом в выработке умений находить ошибки в письменных работах было корректирование чужих записей. Мною был использован метод взаимной проверки письменных работ учащимися в классе.
После выполнения упражнения и самостоятельной проверки дети обменивались тетрадями и проверяли работы друг у друга, сличая написанное с образцом, данным на доске, карточке или в книге. Проверяющий должен был объяснить ошибку тому , кто сделал ее.
Другой формой работы были взаимоликтанты и их проверка учащимися друг у друга. Школьники задавали друг другу вопросы на ранее изученные правила, а затем выставляли за это отметки. Каждый ребенок должен был знать все правила, если опрашиваемый не отвечал, тогда отвечал тот , кто задавал вопрос.
Новый вид работы учащиеся восприняли с большим интересом. Им нравилось быть «учителями», указывать на ошибки своему товарищу.
В условиях подготовки учащихся к ГИА наиболее важное значение приобретает формирование у учащихся навыков самоконтроля, самооценки, самопроверки, самоанализа.
Навыки самоконтроля формирую у учащихся в процессе изучения всего курса математики. Обучаю способам проверки найденных корней уравнения, значений выражений, оценки реальности полученного результата при решении примеров и задач.
Часто встречаются задачи, в которых учащиеся могут получить ответы не соответствующие реальной жизни, допустив логическую или вычислительную ошибку в решении. Такие ошибки приносят определенную пользу, так как дают учащимся возможность оценить реальность полученного результата, найти и исправить допущенную ошибку. Например, задача:
«Масса вяленой рыбы составляет 55% массы свежей рыбы. Сколько нужно взять свежей рыбы, чтобы получить 231 кг вяленой?»
Решив эту задачу с помощью действия умножения, учащиеся получают ответ 127,5 кг. Такой результат, конечно, не может быть верным, так как количество свежей рыбы должно быть больше 231 кг. Предлагаю детям подумать, почему получен неправдоподобный ответ. Оказывается, причиной является незнание правила нахождения числа по значению его части. Учащиеся традиционно путают правила нахождения части от числа и числа по его части. Подчёркиваю важность знания правил. Ориентирую детей контролировать правильность решения задачи по полученному ответу.
При решении задач на движение учу детей сверять результат с достоверными фактами: скорость пешехода должна быть 3-6 км/ч, скорость велосипедиста - 10 -18 км/ч, моторной лодки -10-20км/ч, автобуса 40 – 60 км/ч и т.д. Предлагаю проверить некоторые величины на практике.
Обучая учащихся решению математических задач, я стараюсь заинтересовать их условием задачи, выбирая более интересные и жизненные. Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.
Постоянно обращаю внимание учащихся на то, что текстовые задачи – это реальные ситуации. Составленные нами по условию задачи схемы, таблицы, графики, выражения, уравнения – это математические модели таких ситуаций. Поэтому нужно постоянно держать под контролем правдоподобность этих моделей и объективность полученных результатов.
Особенно важны навыки самоконтроля при выполнении тестов, самостоятельных и контрольных работ, и, конечно, при сдаче итоговой аттестации.
Владение навыками самопроверки и самооценки проявляется в умении проверить свою работу, найти ошибку и исправить её. Для формирования таких навыков включаю в устную работу задания «Найди ошибку».
Предлагаю также самопроверку и самооценку домашней работы по готовому решению и известным критериям оценивания.
В результате проделанной в этом направлении обучающей деятельности все учащиеся овладели навыками самопроверки и объективной самооценки по данным критериям. Честную и объективную оценку учащиеся выставляют себе при условии, что отрицательные отметки не выставляются в журнал. При этом дети не боятся признаться в своих затруднениях и непонимании материала. Выявляется объективный уровень усвоения учебного содержания и способов действий. Это позволяет мне оперативно ликвидировать выявленные пробелы, скорректировать учебную деятельность в соответствии с интересами и подготовленностью учеников. Адекватная оценка создаёт предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Всё это способствует самореализации учащихся в процессе изучения математики.
Завершающим этапом урока является подведение итогов, самоанализ, рефлексия. На обычных уроках рефлексию провожу чаще в устной форме, реже в письменной. Учащиеся заканчивают предложения: « Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Мне было интересно….», « Я смог…», « Я не смог…», « Мне хотелось бы…», « Мне удалось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний …», и т.д. Иногда вовлекаю учащихся в диалог с помощью вопросов: Кто хорошо усвоил сегодняшний материал? Кто не достаточно? Кто не разобрался в теме? Ощутили вы интеллектуальный рост? Хорошо ли мы сегодня применяли свой ум? Какую духовную прибыль вы получили?» Овладение навыками самоанализа имеет большое значение для развития личности школьника, для формирования положительной мотивации к учению и самореализации.
Все приобретённые учащимися способы самореализации находят своё воплощение при сдаче ГИА.
Главное в работе по выработке самоконтроля – системность, иначе навык ослабевает и даже утрачивается.
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Установка на постоянную проверку написанного , отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
Критерии оценки выступления у доски:
выделение главного,
четкость выводов;
логика изложения;
полнота ответа;
убедительность, доказательность;
эмоциональность;
правильность речи;
умение держаться у доски;
наличие ошибок;
наличие примеров.
Критерии оценки выполнения практического задания:
верное (неверное) решение;
рациональное;
полное (неполное);
верные рассуждения, но ошибка в вычислениях;
верное решение, но есть недочеты;
новый, интересный способ решения,
грамотное и аккуратное оформление.