Научно-методическая работа Формирование интереса школьников к занятиям физической культуры

Формирование интереса школьников к занятиям физической культуры

Дьяченко А.С.,МОУ СШ № 7Центрального района, г. Волгограда
Учитель физической культуры
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Введение
Концепция развития социально-экономического потенциала нашего общества, реформы общеобразовательной и профессиональной школ выдвинули новые требования к всестороннему совершенствованию личности школьника, к путям и методам решения социально-педагогических задач.
По-новому нужно взглянуть и на проблемы физического воспитания школьников, поскольку здесь закладываются основы личной физической культуры, фундамент здоровья и здорового образа жизни каждого человека. К сожалению, существует тенденция того, что школа, семья, общество не справляются с задачами физической подготовки молодежи к жизни, к производительному труду, к воинской службе. При этом недопустимо большое количество учащихся имеют не только слабую физическую подготовленность, но и отклонения в состоянии здоровья. И основная причина этого – отсутствие у школьников интереса к физической культуре.
Актуальность проблемы формирования у школьников интереса к сфере физической культуры и спорта (ФК и С) стала очевидной давно. Однако комплексное изучение ее проводилось недостаточно интенсивно. Имеющиеся исследования и эмпирические данные носят фрагментарный характер, не отражают сложности и существа явления (М.И. Жаворонкова, 1972; Н.А. Эль-Саббат, 1976; Н.А. Козленко, 1984; К.К. Кардялис, 1992 и др.). Более того, до сих пор не определено само понятие интереса к физической культуре, не разработаны методологический и концептуальный подходы к решению этой, по существу центральной научно-практической проблемы в области физического воспитания школьников и, естественно, не определены пути, средства, методы и методики формирования этого интереса, общественно необходимого и жизненно важного для каждого человека. Необходимо отметить, что формированию интереса к физической культуре уделено крайне мало места в учебниках и учебных пособиях для учащихся образовательных учреждений среднего и высшего звена. Сказанное свидетельствует о необходимости решения поставленной проблемы.
Предметом исследования является образовательный процесс в общеобразовательной школе.
Объект исследования: интерес к физической культуре у учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы.
На основании проблемы, предмета и объекта исследования была выдвинутагипотеза: при научно обоснованных методологическом и концептуальном подходах можно, используя традиционные средства физического воспитания, разработать систему эффективных средств, методов и методик формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре в условиях работы общеобразовательных школ. При методологическом подходе необходимо реализовать соответствующие положения философского, исторического, системного, гносеологического и социологического подходов. Теоретической основой концептуального подхода следует считать предпосылку, состоящую в том, что психологической основой интереса является внутренняя мотивация учащихся.
Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании системы эффективных средств, методов и методик формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре в условиях работы общеобразовательных школ.
Теоретическая значимость исследования. Работа вносит вклад в разработку теории и методики физического воспитания школьников и в теорию физической культуры, т.к. определены методологический и концептуальный подходы к формированию у школьников устойчивого интереса к физической культуре и научному обоснованию путей, средств, методов и методик решения этой центральной научно-практической проблемы физического воспитания подрастающего поколения.
Практическая значимость исследования. Все выводы и рекомендации направлены на решение проблемы формирования общественно необходимого и жизненно важного для каждого человека интереса к физической культуре в условиях работы общеобразовательных школ. Они могут быть использованы при организации учебной, внеклассной и внутришкольной работы по физическому воспитанию учащихся, а также при подготовке учителей физической культуры к этим видам работ. Исследования и эксперименты, проведенные в обычной общеобразовательной школе показали возможность использования учителями физической культуры разработанных анкет, а также методик самооценки и экспертных оценок интереса с целью изучения мотивационно-потребностной сферы учащихся.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ
ФИЗКУЛЬТУРОЙ
I.1. Пути формирования интереса к физической культуре с позиций методологического подхода.
При методологическом подходе к решению проблемы формирования у школьников интереса к физической культуре были использованы философский, исторический, гносеологический и социологический подходы. Причем все они реализовывались во взаимосвязи, специфика которой была обусловлена особенностями отдельных сторон изучаемой проблемы (см. рис. 1.)

Рис. 1. Схема теоретического подхода к решению проблемы
формирования у школьников интереса к физической культуре
На основании данных, имеющихся в философской, социологической, экономической, исторической, психологической и педагогической литературе (В.М. Шубкин, 1970; В.Н. Турченко. 1973; М.Х. Титма. Э.А. Саар, 1986; В.Ф. Рябов, 1987; В.В. Бовкун, 1988; А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, 1990; В.А. Соколов, 1992 и др.) были сделаны следующие заключения.
С философских позиций интерес к физической культуре следует признать общественно необходимым и жизненно важным для каждого человека. Это признание должно быть не только вербальным, но и действенным: лица, систематически занимающиеся физической культурой, должны поощряться и морально, и материально. Общественно-психологический климат, способствующий формированию интереса к физической культуре и определит нравственное отношение к ней прежде всего у взрослых людей, а затем, естественно, у школьников, т.к. сознание школьника формируется вначале под влиянием эмпирического сознания и лишь постепенно изменяется под воздействием общественного сознания.
Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников должен включать воспитание у них социально значимых мотивов занятий и мотивов долженствования. Интересы школьников (субъективный фактор) должны подстраиваться, подтягиваться к интересам, потребностям и возможностям общества (к объективному фактору), а не наоборот. Поэтому следует создать базовую программу по физическому воспитанию учащихся, которая заключала бы в себе требования и учитывала интересы общества; на ее основе должны разрабатываться региональные, а затем и авторские программы, которые позволят при выполнении требований общества использовать региональные, национальные особенности и традиции физического воспитания, а также климато-географические и конкретные, специфические условия работы отдельных школ, талант и творчество педагогов, т.е. они будут играть роль объективно-субъективного (организационного) фактора.
В базовой программе необходимо определить единые требования к физической подготовленности учащихся, знания по личной физической культуре и, кроме того, поставить задачу сформировать интерес и привычку к тем видам физических упражнений, заниматься которыми сможет и будет иметь возможность каждый выпускник и после окончания школы, в том числе будучи взрослым и пожилым человеком.
Свобода личности и свобода общества диалектически взаимосвязаны. Свободное, правовое общество ставит целью вырастить здоровое поколение и создать реальные предпосылки для здорового образа жизни каждого человека. Свобода личности означает, что школьник вправе выбирать те занятия, которые ему нравятся. Однако свобода выбора цели и решений личности в условиях любого государства имеет свои объективно сложившиеся пределы. Верхним пределом свободы выбора личности в настоящее время у нас в стране является полное уяснение ею общественных потребностей, возможностей и учет их в своих планах и действиях. (М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубина, 1993).
Общество не может создать всех условий, которые требует каждая личность, но оно в свою очередь требует от нее самостоятельных занятий доступными видами физических упражнений в имеющихся реальных условиях. Однако школьник, как личность, находится в стадии формирования, поэтому он не в состоянии понять этих требований, а зачастую просто не желает заниматься доступными видами упражнений, т.к. формируется под влиянием различных неблагоприятных для этого факторов. К сожалению, таких факторов становится се больше, и поэтому целесообразно в школах ввести не только зачеты, но и экзамены по физической культуре, а также вступительный экзамен по этому предмету во все высшие и средние специальные учебные заведения, т.к. это стало объективной необходимостью. Содержание экзамена должно охватывать теоретические, методические и практические аспекты личной физической культуры.
С позиций исторического подхода к решению рассматриваемой проблемы следует считать, что для успешного формирования у школьников интереса к физической культуре необходимы педагогически организованные, целенаправленные воздействия не только в школе, но в семье, по месту жительства, в среде сверстников, т.к. такая закономерность формирования сознания школьника выработана человечеством. До появления письменности и школьного обучения в первобытном обществе непрерывно происходило накопление эмпирических фактов на уровне обыденного сознания. Поэтому и с появлением, школы, науки эмпирический способ обогащения сознания остается и лишь постепенно подчиняется теоретическому способу познания мира.
Однако эта историческая закономерность плохо учитывается при формировании у школьников интереса к физической культуре. Вопросы работы с родителями, по месту жительства, в подростковых клубах и неформальных объединениях недостаточно освещены в учебниках и учебных пособиях для студентов высших и средних учебных заведений. Имеется дефицит и дополнительной литературы, где бы могли уже работающие специалисты почерпнуть необходимые знания, позаимствовать имеющийся опыт.
История человечества повествует о том, что к обучению и воспитанию подрастающего поколения всегда привлекались как представители господствующих классов, так и подневольные люди из низших классов и сословий, т.е. общество никогда не возлагало обязанности обучения и воспитания только на работников специальных учебно-воспитательных заведений. Естественно, задача формирования у школьников интереса к физической культуре, как учебно-воспитательная задача, не может быть успешно решена только усилиями специалистов. К этой работе необходимо привлекать широкие слои общественности.
Однако и в этом вопросе педагогическая наука и практика оказываются не на высоте. Для формирования у школьников интереса к физической культуре практически не привлекаются другие лица, помимо штатных работников сферы ФК и С. Мало имеется научных рекомендаций, методических пособий по этому поводу. Более того, к формированию этого интереса далеко не всегда привлекаются даже родители учащихся.
С гносеологических позиций процесс формирования интереса к физической культуре следует рассматривать, прежде всего, как учебно-воспитательный процесс, при этом необходимо учитывать закономерности и механизмы этого процесса, выработанные человечеством, а также унаследованные от животных предков.
Наглядность – абсолютно необходимое условие эффективной передачи, усвоения информации и успешного формирования у школьников интереса к физической культуре. Природный механизм эффективного воздействия наглядности на интеллект воспитанника унаследован человечеством от животных предков. Изменить или заменить его нельзя. Наглядность должна применяться на самых первых этапах процесса формирования интереса к физической культуре.
Затем приоритет должен отдаваться постановке целей. Эта закономерность выработана уже человечеством. И только после этого необходимо теоретическое освещение способов достижения цели, т.к. лишь на последней ступени развития человечества. Ведущим стало усвоение научных знаний. Но и здесь нельзя обойтись без наглядности, показа и практических действий учеников.
Названные закономерности должны лежать в основе путей, средств, методов и методик формирования у школьников интереса к физической культуре. К сожалению, в процессе физического воспитания школьников они учитываются недостаточно. До сих пор нет наглядных пособий, показывающих не только то, как выполнять упражнения, но и их влияние на организм, осанку, телосложение человека. Более того, по такому важному для человека, по сути самому гуманитарному в школе предмету – физической культуре в настоящее время нет учебника. А ведь сформированный интерес к физической культуре, как основополагающий фактор здорового и активного образа жизни, играет ключевую роль в жизни подрастающего поколения.
I.2. Концептуальный подход к формированию у школьников
интереса к физической культуре.
Для определения концептуального подхода к формированию у школьников интереса к физической культуре необходимо вначале выявить, что же такое интерес к физической культуре, а также педагогические и психологические факторы и условия, обеспечивающие успех в процессе его формирования. С этой целью были проанализированы и обобщены данные отечественных авторов, изучавших и рассматривающих эту проблему непосредственно в области физического воспитания и спортивной подготовки школьников. Затем были изучены литературные источники из области философии, социологии, специальной, общей и педагогической психологии. Кроме того, в процессе теоретических поисков проанализированы данные зарубежных авторов.
В результате установлено, что наше понимание интереса к физической культуре принципиально отличается от изложенного в этих работах. Мы считаем, что интерес к физической культуре необходимо рассматривать как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы школьника. При этом нужно не рядополагать мотивацию и интерес, а считать мотивацию основой, источником, интерес же – следствии, проявлением процессов, происходящих в ней (А.К. Маркова, 1986). Это означает, что с целью формирования интереса к занятиям физической культурой нужно соответствующим образом воспитывать мотивацию школьников.
Под мотивацией занятий физической культурой следует понимать смысл занятий, мотивы, цели, эмоции. При этом мотив должен рассматриваться как направленность ученика на отдельные стороны таких занятий (учебно-познавательные мотивы, результативные, процессуальные, отметочные, мотивы благополучия, избегания неприятностей и социально-значимые мотивы: быть здоровым, готовым к жизни, к высокопроизводительному труду и обороне Родины). Смысл занятий физической культурой определяется личностным значением таких занятий. Цели – промежуточные этапы на пути реализации мотивов.
Эмоции – психические состояния, возникающие в процессе и в условиях занятий, а также в связи с характером мотивов, целей и субъективной возможностью их реализации.
Мотивацию следует различать как внутреннюю и внешнюю по отношению к школьнику (А.Б. Орлов, 1990). Активный интерес к физической культуре формируется лишь в результате внутренней мотивации, которая возникает тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьника, т.е. являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень легкими), и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию.
Успешная реализация таких мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение достигнутым успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, т.е. внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда школьник испытывает удовлетворение от самого процесса, условий занятий, характера взаимоотношений с педагогом, товарищами по классу во время занятий и т.д.
Вместе с тем, как чрезмерно трудные, так и чрезмерно легкие режимы внешней мотивации дают противоположный эффект: внутренняя мотивация и интерес к занятиям не формируется; в первом случае возникают эмоции тревожности, неуверенности в себе, во втором – эмоции скуки, равнодушия.
Однако внешняя и внутренняя мотивации должны существовать в диалектическом единстве. Активная, целеустремленная деятельность школьника не может побуждаться только одними успехами или только одними неудачами (А.Б. Ломов, 1990). Поэтому мотивация занятий физической культурой должна носить многоуровневый характер: от дальних перспектив в физическом совершенствовании и требований общества до ближайших целей и задач, посильных для реализации в данный момент.
Как же педагогу определить, какими мотивами руководствуются школьники: внешними или внутренними? Для этого нужно предоставить им реальную возможность заниматься физическими упражнениями по собственной инициативе, и если они продолжают занятия – это значит, что в основе данной двигательной деятельности лежат внутренние мотивы.
При воспитании мотивации занятий физической культурой необходимо, чтобы школьник брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснил свои неуспехи и неудачи не отсутствием способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируется внутренняя мотивация и интерес к занятиям. При этом каждому школьнику, безусловно, должны подбираться индивидуальные, доступные и в то же время прогрессирующие результаты, а также посильные упражнения, задания, требования и т.д., т.е. оптимальные режимы внешней мотивации.
Процесс формирования интереса к физической культуре – это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими упражнениями до глубоких психофизиологических знаний и интенсивных занятий спортом. Занятия спортом – это лишь одна из возможных ступеней процесса формирования у школьников интереса к физической культуре. Каждый спортсмен впоследствии должен будет вновь переключиться на систематические занятия физической культурой.
Изложенное выше понимание интереса и процесса его формирования, а также использование данных литературы о психофизиологической природе основных личностных образований: мотивации, интереса, активности, потребности, привычки и отношения к физической культуре позволили выявить и обосновать их иерархию (см. рис. 2).
Мотивация занятий физической культурой формируется на основе естественной потребности школьника в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. Активно-положительный интерес к физической культуре является интегральным проявлением мотивационных процессов и в результате своего развития превращается в новую, вторичную потребность в физическом совершенствовании, на основе которой формируются новые мотивы и интересы. В процессе развития интереса воспитывается активность школьника в физическом совершенствовании, формируются привычки к физическим упражнениям, гигиеническим нормам и процедурам. Интересы, мотивы, потребности и привычки определяют в целом активно-положительное отношение учащихся к физической культуре. Таким образом, интерес к физической культуре является главным, центральным звеном в системе названных личностных образований школьника.

Рис. 2. Схема иерархии личностных образований школьника и место
в ней активного интереса к физической культуре
I.3. Формирование у школьников интереса к физической культуре
в условиях работы общеобразовательных школ.
Формировать интерес – это значит воспитывать мотивацию. В мотивационной сфере школьников все взаимосвязано: при воспитании одних мотивов неизменно затрагиваются и воспитываются другие. Поэтому при целенаправленном формировании интереса к физической культуре педагогически оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом.
Успешное воспитание учебно-познавательных мотивов достигается сознательностью обучения, развития физических качеств; применением средств наглядности, учебных карточек, «учебных стендов» и технических средств обучения. Обязательным условием является обучение школьников теоретическим сведениям по личной физической культуре. В начальных классах такое обучение целесообразно осуществлять непосредственно в ходе всего урока, как при выполнении упражнений, так и в специально отведенное время, используя адекватные возрастным особенностям детей средства, методы, приемы. В средних и старших классах кроме этого необходимо проводить специальные теоретические уроки в помещении классной комнаты с краткими записями учащимися излагаемого учителем материалом и с последующим теоретическим зачетом в конце учебного полугодия или года.
Воспитание процессуальных мотивов учащихся нужно начинать сразу же, с момента прихода детей в школу. Процессуальная мотивация имеет очень важное значение в формировании интереса к занятиям физической культуры и воспитывается лишь в том случае, когда эти занятия вызывают у школьника чувство удовлетворения. Поэтому при воспитании ее нужно прежде всего учитывать уже имеющиеся желания, интересы и потребности школьников и удовлетворять их.
Успешному воспитанию процессуальной мотивации у школьников всех возрастов способствует разнообразное материально-техническое оснащение процесса физического воспитания, инвентарь, оборудование, соответствующие процессуальные традиции уроков. При определении наиболее эффективных видов оборудования, инвентаря педагогу следует пользоваться методом «ситуации выбора», «шкалой интереса» и экспертных оценок интереса.
Важное значение имеет достаточно высокий положительно-эмоциональный фон урока, который может быть достигнут простейшими приемами воздействия на эмоции и чувства школьников. Высокий эффект в воспитании процессуальных мотивов и интереса к занятиям физической культурой дает проведение уроков, начиная уже с пятого класса, с однополым составом учащихся. Для этого расписание должно составляться так, чтобы уроки в двух параллельных классах проводились в одно время. Один учитель занимается с мальчиками двух классов, другой – с девочками.
Воспитание результативных мотивов является обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре. Без ориентации на результат двигательная деятельность школьника неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки школьников.
Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической подготовленности, воспитанности школьника. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма спортивного разряда; определенное место в соревнованиях; конкретные показатели в тестах; должные возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и т.д.
Каждого школьника необходимо сориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу, родителями как успех, как победа школьника над самим собой.
Результативные мотивы должны воспитываться и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучения на уроках физической культуры должно включаться в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство школы, класса. В первенстве школы класс выступает как сплоченный, дружный коллектив: неудачи и успехи каждого касаются всех. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть определен индивидуальный, доступный результат, достижение которого должно расцениваться учителем, товарищами по классу как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, которая определяет интерес учащихся к физической культуре.
Отметочные мотивы при умелом воспитании и использовании их также могут сыграть важную роль в формировании у школьников интереса к физической культуре. Наибольший эффект дает оценивание не абсолютных показателей учащихся, а изменений (сдвигов) в их двигательной подготовленности. Большое значение имеет использование метода отсроченной отметки, а также взаимооценка учащихся.
Мотивы благополучия (желание получить одобрение учителя, родителей, классного руководителя, товарищей по классу; завоевать авторитет, доброжелательное отношение к себе и т.д.) – это естественные желания школьника. Удовлетворение их помогает успешно формировать у учащихся внутреннюю мотивацию, т.е. интерес к физической культуре. Учителю необходимо постоянно видеть успехи воспитанников (положительные сдвиги в результатах обучения и развития физических качеств) и непременно отмечать их. Важно постоянно контактировать с классными руководителями, родителями школьников (особенно физически слабыми) и своевременно показывать пусть самые незначительные, но все-таки успехи школьника. Не все дети способны к высоким показателям, но все способны заметить похвалу, одобрение, все способны вдохновляться, т.е. испытывать интерес к занятиям физической культурой.
Мотивы избегания неприятностей – это отрицательные мотивы занятий физическими упражнениями. Однако в исключительных случаях и их не следует использовать, при этом постоянно актуализируя и противопоставляя им положительные мотивы.
Социально значимые мотивы (быть здоровым, готовым к жизни, к высокопроизводительному труду и обороне Родины) – это те мотивы, к которым учитель физкультуры должен привести своих воспитанников к окончанию школы.
Для успешного формирования этих мотивов и интереса к физической культуре необходимо: подбирать средства и методы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и особенностей их мотивации; разъяснять социальное значение занятий теми или иными видами физических упражнений, реальную возможность заниматься ими после окончания школы и в течение всей жизни, а также благотворное физиологическое и психологическое влияние их на организм и личность человека (юноши, девушки, будущего защитника Родины, труженика, гражданина, будущей матери и т.д.).
Хотя мотивация школьников динамична, однако в каждый данный момент ведущая роль, как правило, принадлежит какому-либо одному мотиву (побуждению). Поэтому педагогу можно и нужно находить индивидуализированные (групповые) формы занятий, виды упражнений, а также методы работы с учетом особенностей мотивации учащихся.
Комплексное воздействие на мотивационную сферу школьника успешно осуществляется рационально организованной физкультурно-спортивной работой в школе и прежде всего рациональным учетом ее.
При учете внеклассной работы следует подводить итоги среди параллельных классов или среди смежных параллелей по следующим показателям: количество занимающихся в спортивных секциях, кружках физической культуры, в группах ОФП; количество школьников, выполняющих домашние задания и занимающихся самостоятельно; количество участвовавших в массовых спортивных соревнованиях. Это позволяет переориентировать школьные коллективы с подготовки отдельных спортсменов-разрядников на массовые занятия физической культурой и спортом. Важное значение имеет обучение школьников самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а также активная работа с родителями.
I.4. Личность учителя физической культуры, как фактор формирования интереса школьников к занятиям физкультурой.
На современном этапе физическое воспитание сосредоточено на личности, ее ценностных ориентациях, формировании мотивов (интересов и потребностей в наиболее значимых видах физкультурной и спортивной деятельности), развитии нравственных и волевых качеств личности. В этом направлении организуется работа по формированию знаний и практических навыков здорового образа жизни, что естественно предполагает значительное расширение сведений по истории физической культуры, основам гигиены, биомеханики, психологии и физиологии физических упражнений, обучению и методике самостоятельных индивидуальных и групповых занятий оздоровительной физической культурой и спортом. Единство профессиональной и физической подготовки является основополагающим фактором развития личности учителя.
Р. Бернс в своей работе «Развитие Я – концепции и воспитание» так сформулировал основные принципы, которым должен следовать в своей работе учитель, стремящийся к формированию интереса учащихся к учебному предмету:
«1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2. Он должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом, так и перед каждым учащимся в отдельности.
3. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5. Важно, чтобы в такой роли выступал для каждого учащегося.
6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и принимать его.
7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8. Он должен открыто выражать в группе свои чувства.
9. Он должен стремиться к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.
10. Он должен хорошо знать самого себя» [5].
Педагогическая деятельность учителя является сложным многофункциональным объектом, представляющим собой систему, интегрирующую его личность во взаимодействии с социально-профессиональной средой. Ее эффективность определяется психическим и физическим здоровьем; активностью деловых и межличностных коммуникаций; наличием жизненного самоопределения (нравственного, индивидуально-творческого, профессионального выбора, физической культуры и др.). Поэтому учителю необходимо готовиться к сложностям педагогической деятельности, повышать свой психофизический и функциональный потенциал, формировать физическую культуру, стремиться к приобретению опыта вероятностных профессиональных решений. Чем больше запас таких решений, тем адаптивнее будет поведение учителя в конкретной ситуации, выше его жизнестойкость как специалиста.

Рис. 3. Структура знаний и умений учителя для формирования
у школьников интереса к физической культуре
Структуру знаний и умений учителя для формирования у школьников к физической культуре можно представить схематично (см. рис. 3). Такая структура может быть использована и для подготовки будущих учителей, и для повышения квалификации работающих педагогов.
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – разработать и обосновать систему эффективных средств, методов и методик формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре в условиях работы общеобразовательных школ.
II.1. Задачи исследования.
Анализ состояния проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования – при научно обоснованных методологическом и концептуальном подходах можно, используя традиционные средства физического воспитания, разработать систему эффективных средств, методов и методик формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре в условиях работы общеобразовательных школ.
Достижение цели и проверка гипотезы реализовывались в решении следующих задач:
1. Изучить степень разработанности проблемы формирования интереса к занятиям физической культурой школьников в теории и практике.
2. Выявить стимулирующие факторы формирования интереса у школьников к занятиям физической культурой.
3. Исследовать эффективность применения педагогических средств, методов и методик комплексного воздействия на мотивационную сферу школьников.
4. Обосновать методику формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся общеобразовательных школ.
II.2. Методы исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение научной и научно-методической литературы по теме исследования.
2. Анкетирование – с целью определения отношения учащихся к физической культуре и уровень их знаний о физической культуре.
3. Педагогический эксперимент предусматривал использование учебных карточек с целью успешного воспитания учебно-познавательных мотивов для формирования интереса к занятиям физической культурой; обучение школьников по личной физической культуре осуществлялось на специальных теоретических уроках, проводимых в помещении класса, с последующим зачетом.
4. Многоэтапное тестирование физической подготовленности и уровня здоровья учащихся.
5. Математико-статистические методы обработки полученных данных.
6. Анализ материалов исследования.
II.3. Организация исследования.
Базой исследования явилась муниципальная общеобразовательная школа № 54 г. Волгограда.
Исследование было проведено в несколько этапов. На первом этапе была изучена общепедагогическая и специальная литература по проблеме, выявлено состояние проблемы в практике общеобразовательной школы, сформулированы цели и задачи исследования.
На втором этапе определены, апробированы и уточнены основные методы исследования.
На третьем этапе осуществлены анкетирование занимающихся, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, что позволило получить основное количество данных.
На четвертом этапе полученные данные обрабатывались в аспекте решения задач исследования.
На разных этапах экспериментальной работы в исследовании участвовали ученики I – XI классов.
Исследование проводилось в 2009 – 2011 гг.
III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
III.1. Характеристика физической подготовленности и уровня физического здоровья учащихся экспериментальной и контрольной групп.
Тестирование физической подготовленности, определение взаимосвязи с показателями физического здоровья позволили объективно оценить состояние каждого учащегося, привлечь внимание учащихся и родителей к сильным и слабым сторонам подготовленности и здоровья, предложить планы занятий физической культурой.
Во время эксперимента регулярно в соответствии с предложенными планами самостоятельно занимались 12 человек в экспериментальной 3-м, 4 человека – в 9-м и 3 – в 11-м классах; посещали секцию ОФП 1 человек из 3-го, 4 – из 9-го и 5 из 11-го классов; в секции по легкой атлетике занимались 2 человека из 9-го класса и по 1 из 3-го и 11-го классов и по 2 человека из 9-го и 11-го классов посещали волейбольную секцию. В контрольных группах не было отмечено учащихся, регулярно занимавшихся физической культурой самостоятельно. Спортивные секции посещали 3 человека из 9-го и 4 из 11-го классов.
Для оценки эффективности выбранной программы в конце учебного года было проведено повторное тестирование физической подготовленности и физического здоровья в экспериментальных и контрольных классах. (см. табл. 1).
В индивидуальных профилях физической подготовленности учащихся экспериментальных классов, выполняющих планы, наблюдалось значительное улучшение показателей, при этом отрицательной динамики не выявлено и у школьников, не выполняющих планы в силу каких-либо обстоятельств (нежелание, неблагополучные семьи, отсутствие контроля со стороны родителей). Это подтверждается динамикой средней интегральной оценки физической подготовленности в эксперименте, так она достоверно улучшилась в экспериментальных группах 3-х классов с 430 до 456 баллов (
· < 0,05). В контрольных группах произошло улучшение ее с 431,5 до 441 балла. В 9-х классах интегральная оценка изменилась с 445 до 463 баллов в экспериментальной и с 447 до 453 баллов в контрольной; в 11-х классах зафиксировано повышение с 427,5 до 447,5 баллов и с 428,5 до 432,5 баллов в экспериментальной и контрольной группах соответственно.
Таблица 1
Динамика интегральной и академической оценки уровня физического
здоровья и показателей PWC170 за время предварительного
эксперимента (в баллах)
Класс
Группа
Интегральная оценка
Академическая оценка
Уровень физического здоровья
Показатель PWC170



1
2
1
2
1
2
1
2

3
Э (n = 22)
430*
456*
4,38*
4,53*
12,7*
14,1
329*
371*

3
К (n = 22)
431,5
441
4,4
4,45
12,4
12,8
322
350

9
Э (n = 22)
445
463
4,41*
4,54*
13,2*
15*
680
728

9
К (n = 22)
447
453
4,48
4,51
13,3
13,8
706
723

11
Э (n = 22)
427,5
447,5
4,34*
4,49*
12,3*
13,4
798
846

11
К (n = 22)
428,5
432,5
4,37
4,41
12,5
12,9
826
845

Примечания: 1 – начало эксперимента; 2 – завершение эксперимента; Э – экспериментальная группа; К – контрольная группа; n – количество испытуемых; * - изменения носят достоверный характер (
· < 0,05).
Таким же образом анализируя данные академической оценки физического здоровья и показатель PWC170, следует отметить, что наибольший интерес участников обсуждения вызвали не сами показатели, а интерпретация показателей функционирования отдельных систем организма и общий уровень здоровья. Такие педагогические условия обусловили внимание родителей и учащихся к предлагаемым направлениям физического воспитания и предопределили неоднократные обращения к педагогу в течении учебного года за рекомендациями.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что лучшая динамика, выявленная в экспериментальном третьем классе, обусловлена повышенным интересом к занятиям физическим упражнениями, который был вызван в начале учебного года совместными усилиями педагога, родителей и учащихся. Анализ показателей физической подготовленности и физического здоровья учащихся 9-х и 11-х классов, свидетельствующий о более значимой динамике результатов в экспериментальных группах объясняется повышением интереса учащихся к занятиям физической культурой на основе понимания старшеклассниками реальной значимости занятий физической культурой для каждого в отдельности.
III.2. Динамика стимулирующих факторов формирования интереса у школьников к занятиям физической культурой.
Результаты исследования показали, что только 35,5% мальчиков и 17,7% девочек достаточно физически активны. Группу физически пассивных составили 29,6% мальчиков и 50,8% девочек. С возрастом физическая активность мальчиков менялась незначительно и только в последнем классе она заметно снижалась, в то время как среди девочек снижение активности отмечалось уже в среднем школьном возрасте.
В подсистеме образования внеурочные занятия ФК и С должны занять важное место в физическом воспитании и самовоспитании школьников, однако исследованием установлено, что только 37,2% мальчиков и 19,5% девочек занимаются в разных спортивных секциях. При этом учащиеся недостаточно осведомлены о возможности таких занятий (только 39% мальчиков и 18,4% девочек знают, куда можно обратиться при желании заниматься в спортивных секциях, однако возникает и другая проблема, заключающаяся в том, что большинство спортивно-оздоровительных клубов платные).
Выявление основных мотивов, побуждающих к физкультурно-спортивным занятиям, показало, что среди мальчиков превалируют мотивы, связанные с желанием соперничества, увлекательного времяпрепровождения, а среди девочек – со снижением массы тела. Мало или незначительно на физкультурно-спортивную деятельность школьников влияют учителя физической культуры, а влияние родителей с возрастом учащихся заметно ослабевает.
Интересные данные получены при изучении отношения школьников к урокам физической культуры: 71,4% опрошенных мальчиков положительно оценили уроки (особенно в 7 – 9 классах), в то время как мнение девочек с возрастом заметно менялось: от 58,5% положительно оценивавших в младшем школьном возрасте до 27,8%
· в старшем. Соответственно с возрастом повышалось число девочек как безразличных к этому школьному предмету (с 34,2% до 56,6%), так и имеющих негативное отношение (с 5,9% до 11,8%). Этому может содействовать и такой факт: только 35,2% мальчиков и 41,7% девочек указали, что на уроках физической культуры они чувствуют себя уверенно, т.е. у них все хорошо получается, а остальным, по-видимому, не хватает чувства уверенности, внутренней безопасности на уроках.
Результаты исследования выявили слабые знания, а порой и их отсутствие в области ФК и С. Так, 40,9% мальчиков и 39,2% девочек не смогли назвать ни одного физического качества, не редко их путали с волей, умениями, красотой и т.д. Всего 21,4% мальчиков и 6% девочек знают, какие виды физических упражнений развивают те или иные физические качества. Большинство сведений о физической культуре учащиеся получают от средств массовой информации и значительно меньше (особенно в старших классах) – от учителя физкультуры.
Снижение физической активности может стать причиной ослабления физических возможностей человека. Вместе с тем, меняющуюся деятельность в свободном времяпрепровождении учащихся помимо негативных условий социальной среды обуславливает и потребностно-мотивационная сфера, формирование которой зависит от единства врожденных и приобретенных свойств личности. Среди них в формировании интересов постепенно повышается значение приобретенных свойств, которые с возрастом превалируют над врожденной потребностью детей к двигательной активности. В этом плане на формирование интересов более значительно влияют окружающая среда, процесс воспитания в семье и школе. Если окружающая среда не благоприятна, а процесс в семье и школе обходит стороной вопросы физкультурно-спортивной активности, тогда в свободном времяпрепровождении школьников постепенно начинает формироваться физически пассивный стиль поведения личности. Это означает, что индивидуум меняет физическую активность не только на ему нужную (например, учебу), но и на обществом навязанную (курение, употребление алкоголя и других наркотических веществ) или другую деятельность. Полученные различия в показателях физической активности мальчиков и девочек также не могут быть объяснены только особенностями биологического порядка. Здесь, по-видимому, причина в первую очередь заключается в условиях воспитания (особенно семейного), которое как в школе, так и в семье не способствует побуждению физической активности девочек. По данным другого исследования, 64% отцов и 69% матерей опрошенных 105 старшеклассников уроки физической культуры считают ненужным предметом в школьном обучении.
Для наглядности представим динамику изменения отношения к занятиям физической культурой в виде диаграммы (см. рис.4).

Рис.4. Динамика показателей отношения школьников к урокам
физической культуры
Имеет смысл пересмотреть содержание самих уроков физической культуры, ибо данный предмет психологически не удовлетворяет школьников, часть которых (35,2% мальчиков и 41,7% девочек) чувствуют себя на них недостаточно уверенно. Не случайно, по-видимому, 50% девочек и 29% мальчиков безразлично относятся к этому школьному предмету, что особенно заметно в старших классах. При этом физическая культура, по мнению учащихся, является единственным предметом в школьном обучении, по которому знания не являются столь важными (лишь одна треть опрошенных школьников положительно оценивает учебник по физической культуре). Вместе с тем учащиеся на уроках хотели бы заниматься теми видами физических упражнений, которые им нравятся.
III.3. Влияние воспитания отдельных мотивов на рост интереса к физической культуре
Педагогическими экспериментами установлено, что воспитание отдельных мотивов занятий физической культурой педагогически целесообразно и дает статистический прирост активного интереса к физической культуре.
С целью успешного воспитания учебно-познавательных мотивов для формирования интереса к занятиям физической культурой следует использовать учебные карточки. Интерес по самооценке школьников возрастает при этом с 45% до 85%, а по экспертным оценкам (количество учащихся, проявивших интерес) – в 1,8 раза (
· < 0,01). Высокая эффективность достигается при использовании стендов и наглядных пособий – интерес возрастает с 35% до 85% и в 2 раза.
Сюжетное, игровое содержание уроков в начальных классах; соответствующее материально-техническое оснащение процесса физического воспитания; процессуальные традиции урока; специальные приемы повышения положительно-эмоционального фона урока; проведение уроков физкультуры с однополым составом учащихся двух параллельных классов – являются эффективными средствами воспитания процессуальных мотивов для формирования интересов к занятиям физической культурой. За период педагогических экспериментов, проводимых с целью выявления эффективности этих средств и методик их применения, интерес школьников возрос в среднем на 35%, а по экспертным оценкам – в 1,6 раза (
· < 0,01).
ВЫВОДЫ
1. При определении путей формирования у школьников интереса к физической культуре с методологических позиций было установлено:
-- признать интерес к физической культуре необходимым и жизненно важным для каждого человека. Это признание должно быть не только вербальным, но и действенным: люди, систематически занимающиеся физической культурой, должны поощряться не только морально, но и материально;
-- интересы школьников должны подстраиваться, подтягиваться к интересам, потребностям и возможностям общества, а не наоборот. Следует создать базовую программу по физическому воспитанию учащихся, которая заключала бы в себе требования и интересы общества, на ее основе должны разрабатываться региональные, а затем и авторские программы, которым предстоит выполнить роль объективно-субъективного (организационного) фактора.
-- у школьников необходимо формировать интерес и привычку, прежде всего, к тем видам физических упражнений, заниматься которыми сможет и будет иметь возможность каждый выпускник после окончания школы, в том числе будучи взрослым и пожилым человеком.
-- в школах следует ввести не только зачеты, но и экзамены по физической культуре, а так же вступительный экзамен по этому предмету во все высшие и средние специальные учебные заведения. Это стало объективной необходимостью.
-- следует организовывать педагогически целенаправленные воздействия не только в школе, но и в семье, по месту жительства, в среде сверстников, т.к. сознание школьника формируется, прежде всего, под влиянием эмпирического, обыденного сознания и лишь постепенно пропитываться научным содержанием.
2. Воспитание отдельных мотивов дает рост активного интереса к физической культуре:
-- учебно-познавательных мотивов (учебные карточки, наглядные пособия, теоретические уроки);
-- процессуальных мотивов (с помощью сюжетно-игровых уроков, материально-техническое оснащение и т.д.);
-- результативных мотивов (включать процесс обучения в соревновательную деятельность).
3. Эффективными методиками комплексного воздействия на мотивационную сферу школьников оказались следующие экспериментальные методики: обучение школьников самостоятельным занятиям физическими упражнениями; рациональной организации внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию учащихся; работа с родителями учащихся; формирование интереса к физической культуре у школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья; пропаганды физической культуры и спорта; формирование интереса к физической культуре в летних оздоровительных лагерях.
4. Личность учителя, его педагогическое и методическое мастерство являются главными факторами успешного формирования у школьников интереса к физической культуре и спорту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А. Воспитание и образование функции оценки учения школьников: экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 128 с.
2. Арутюнова Н.Н., Кучкин С.Н., Москвичев Ю.Н. Диссертационное исследование: методология, содержание и оформление. – Волгоград: ВГАФК, 1998. – 112 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 221 с.
4. Бальсевич В.К. Физкультура для всех и каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 142 с.
5. Бернс Р. Развитие Я – концепция и воспитание. – М.: Просвещение, 1986. – 220 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 142 с.
7. Бондаревский Е.Я., Мамаджанов Н.М. Исследование зависимости результатов физических упражнений от морфофункциональных особенностей детей школьного возраста // Теория и практика физической культуры. – 1981. – № 10. – С. 36-38.
8. Быков В.С. Дневник по физической культуре: Учебное пособие. – Уфа – Челябинск: Урал ГАФК, 1999. – 114 с.
9. Виленский М.Я. Социально-психологические и педагогические основы участия школьников в физкультурно-спортивной деятельности: Методическая разработка. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 146 с.
10. Гужаловский А.А. Физическое воспитание в школе: Методическое пособие. – Минск: Полымя, 1988. – 162 с.
11. Давыдов В.Ю. Методика оценки физической подготовленности и физического развития детей. – Волгоград, 1992. -140 с.
12. Даринский А.В. Народные университеты в системе культурно-спортивных комплексов. – Л.: Знание, 1989. – 150 с.
13. Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: Пособие для учителя. – Архангельск: РИОАОИПП – КПО, 2004. – 168 с.
14. Ермаков В.А. Дифференцированное физическое воспитание. – Тула, 2006. – 166 с.
15. Зобков В.А. Формирование активно-положительного отношения младших школьников к физической культуре: Научно-методические рекомендации для учителей. – Набережные Челны, 2001. – 116 с.
16. Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по ФК: Учебное пособие. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 148 с.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. – М.: РОУ, 2006. – 180 с.
18. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. – М.: ФОН, 2005. – 202 с.
19. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста: В 2 т. – Т. 1. – М., 1952; Т. 2 – М., 1952.
20. Литвинов Е.Н. Готовимся к школе. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 152 с.
21. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М.: ГЦИФК, 1992. – 116 с.
22. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основные теории и методики развития. – М.: Терра спорт, 2000. – 192 с. – 184 с.
23. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании: Пособие для учителя. – М.: Изд-во АСТ», 1998. – 144 с.
24. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. Оценка успеваемости по физической культуре // Физическая культура в школе, 1991. – № 11. – С. 3-8.
25. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии: Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 154 с.
26. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 168 с.
27. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 168 с.
28. Матвеев Л.П. Методика физического воспитания с основами теории. – М.: Просвещение, 1991. – 242 с.
29. Матвеев А.П., Копылов Ю.А. Связь структурных элементов системы физического воспитания с личностными качествами // Физическая культура, 2001. – № 2. – С. 16.
30. Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. – М.: Просвещение, 1986. – 158 с.
31. Меньшикова Н.К. Гимнастика с методикой преподавания. – М.: Просвещение, 2004. – 240 с.
32. Приходько В.В. Непрофессиональное физкультурное образование: Учебное пособие. – М., 1991. – 188 с.
33. Родиченко В.С. Олимпийская идея для России: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 1998. – 112 с.
34. Симон Н.А., Гречко А.С. Формирование мотивации на уроках физической культуры // Физкультурное образование Сибири. – Омск, 2008. – С. 11– 14.
35. Столяров В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи: Методическая разработка. – М., 1989. – 158 с.
36. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 1991. – 142 с.
37. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических училищ и колледжей, воспитателей детских садов / Под ред. Урунтаевой Г.А. – М.: Просвещение, 2005. – 291 с.
38. Филин В.П. Организационно-методические основы спортивных занятий с детьми школьного возраста: Методическая разработка для преподавателей и студентов институтов физической культуры. – М.: ГЦОЛИФК, 1980. – 94 с.
39. Фомин В.П., Семенов В.Г. Педагогические методы исследования в спорте: Учебное пособие. – М., 1993. – 158 с.
40. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
41. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 226 с.
42. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 2006. – 64 с.
43. Шишкина В.А. Азбука движений малыша. – Минск: Нар. Асвета, 2005. – 71 с.
44. Шульгатый Л.П. Выпускная квалификационная работа бакалавра и специалиста физической культуры и спорта. – Краснодар, 1997. – 142 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Социологические исследования конкретных мотивов деятельности на занятиях физической культурой и спортом.
1. Какой из видов спорта Вам больше всего нравиться для занятий самостоятельно по интересу в свободное время?
Ответ: указать вид спорта.
2. Сколько свободного времени Вы посвящаете занятиям физической культуры ежедневно?
а) до 1 часа.
б) до 2 часов.
в) до 3 часов и более.
3. В какой спортивной секции по Вашему интересу Вы стали бы заниматься в школе.
Ответ: указать название секции.
4. Как вы оцениваете свое физическое развитие?
а) высокое
б) среднее.
в) низкое.
5. Какой вид деятельности отдыха вам больше нравиться?
а) читать, смотреть передачи о спорте.
б) играть, гулять на улице с друзьями.
в) играть в компьютерные игры.
г) свободно отдыхать, ни чем не заниматься.
Мотивы деятельности и результативности на занятиях физической культурой и спортом.
I. Хожу на уроки физической культуры потому, что:
(распределить все мотивы по местам – рангам, поставив на первое место самый значимый мотив и так далее)
1. Интересно, нравится.
2. Хочу быть сильным и красивым.
3. Хочу быть всегда здоровым.
4. Хожу на уроки ради отметки.
5. Не хочу отставать от товарищей.
6. Хочу всегда быть первым.
II. Занимаюсь физической культурой и спортом для того, чтобы:
(распределить все мотивы по местам – рангам, поставив на первое место самый значимый мотив и так далее)
1. Быть физически крепким и сильным.
2. Хочу участвовать в различных соревнованиях.
3. Хочу всегда побеждать.
4. Заниматься спортом и общаться с друзьями.
5. Приобрести характер, волю и научиться преодолевать трудности.
6. Быть здоровым, не болеть.
Социологические исследования общих мотивов занятий физической культуры учащихся
1. Всегда ли Вы с интересом и желанием занимаетесь на уроках физической культуры?
а) всегда.
б) иногда.
в) никогда.
2. Нравиться ли Вам по содержанию уроки физической культуры?
а) всегда.
б) иногда.
в) никогда.
3. Какие чувства преобладают у Вас на занятиях физической культурой?
а) удовольствие.
б) возбуждение.
в) напряжение.
4. Нравится ли Вам учитель физической культуры?
а) очень.
б) не очень.
в) нравится.
5. Нравится ли Вам спортивный зал и спортивное оборудование школы?
а) очень
б) не очень.
в) не нравится.

Рисунок 1Рисунок 3Default Paragraph Font Table Normal
No List Balloon TextBalloon Text CharTimes New RomanCambria Math