Адаптированная рабочая программа по Музыке для детей ОВЗ


Адаптированная рабочая программа по предмету Музыка
для учащихся имеющих
ограниченные возможности здоровья
(нарушение опорно-двигательного аппарата)
5 класс
Москва 2016-2017 уч.годПояснителная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 «И» класса структурного подразделения ШНО, в котором обучаются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, составлена на основе:
ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Примерных программ по учебным предметам (издательство «Просвещение», 2011 г.)
Рабочей программы по предмету «Музыка» для 5-7 классов образовательных учреждений, разработанной авторами Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской к учебно-методическому комплексу «Музыка» издательства «Просвещение».
ООП Гимназии № 1748 «Вертикаль».
Учебного плана ГБОУ Гимназии №1748 «Вертикаль» СП «Школа надомного обучения» на 2016-2017 уч.год.
Программа ориентирована на учебники «Музыка. 5 класс», авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская (изд. «Просвещение», 2014 год.). Предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития.
Особые образовательные потребности у детей с НОДА задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.
Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
Общая характеристика курса
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;
расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;
развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Цель и задачи курса
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыкального искусства и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методические принципы:
принцип художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
принцип увлечённости;
принцип интонационно-стилевого постижения музыки;
принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;
принцип сходства и различия;
принцип диалога культур.
Место в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и в соответствии учебным планом ГБОУ гимназии № 1748 «Вертикаль» для обязательного изучения музыки в 5 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю, всего 105 часов в основной школе с 5 по 7 класс. Всего 34 урока в год при 1 уроке в неделю по базисному учебному плану. 35-й урок каждого учебного года выносится за рамки учебных часов и представляет собой заключительный урок года, интегрированный во внеурочную деятельность (урок-концерт, защита полихудожественных проектов, творческая мастерская или др.).
Результаты освоения предмета
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, знание культуры своего народа;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе на основе мотивации к обучению;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, готовность и способность вести диалог с другими людьми, понимать чувства других людей, уметь сопереживать им, обладать эмоциональной отзывчивостью;
восприятие эстетических потребностей, ценностей и чувств, как результат освоения художественного наследия народов России и мира, как результат творческой деятельности музыкально-эстетического характера;
приобретение целостного, социально-ориентировочного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижении цели;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность, или ошибочность выполнения учебной задачи;
умение определять понятия, устанавливать аналогии, размышлять, делать выводы;
осуществлять смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
умение организовывать учебное сотрудничество в ходе реализации коллективно творческих проектов и в процессе решения различных музыкально-творческих задач;
стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры школьника, как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, самообразования, осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, а также в развитии мировой культуры;
развитие музыкальной памяти и слуха, а также образного, ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность;
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально воспринимать музыку, как живое, образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;
понятие сотрудничества в ходе реализации коллективных творческих проектов и в процессе решения различных музыкально-творческих задач.
Используемые технологии в преподавании предмета «Музыка»
К основным функциональным ограничениям у лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата можно отнести трудность или невозможность выполнения мелких и точных движений; недостаточность контроля и координации произвольных движений; недостаточность вспомогательных функций рук; синхронизации движений, зрительно-моторной координации рук; ограничение подвижности, недостаточный объем и сила движений, быстрая утомляемость.
Для учащихся с ОВЗ характерны различные нарушения памяти, в первую очередь малый объем и прочность. Для улучшения запоминания необходимо акцентировать внимание обучающегося на материале; использовать "включение" различных видов памяти через различные виды учебной деятельности: слушание (включение видео уроков, видео экспериментов), чтение (фрагмент параграфа, дополнительной литературы), запись (в рабочих тетрадях либо в тетрадях на печатной основе), наблюдение.
При решении тренировочных за​дач используются памятки (карточки помощницы, сигнальные карточки).
При работе с обучающимся с ОВЗ используются все виды повторения:
вводное (в начале года с целью восстановления знаний в памяти учащихся после длительного повторения);
текущее повторение (повторение на каждом уроке основных элементов материала предыдущего для того, чтобы зафиксировать их в долговременной памяти, а также ранее изученного материала, необходимого для восприятия нового); Таблицы с пропусками...
периодическое повторение (повторение, проводимое на определенных этапах изучения курса - это обобщающее повторение, организуемое после изучения определенной темы, а также повторение, проводимое на заключительном этапе изучения материала раздела курса);
заключительное (в конце учебного года).
С целью реализации данной программы на уроках музыки используются следующие передовые технологии и методики музыкального образования и воспитания:
Технологии развития процессов восприятия и размышления о музыке.
Технологии ассоциативно-образного мышления.
Технологии формирования певческой культуры.
Технологии детского музицирования.
Технологии использования УМК.
Технологии проектно-исследовательской деятельности.
Технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся.
Технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке.
Информационные технологии.
Технология здоровьесбережения процессов обучения, развития, воспитания.
Технологии диагностики успешности развития музыкальной культуры обучающихся.
Игровые технологии.
Авторские методики:
•«Познание музыки как воспитательная проблема» (автор – А.А. Пиличяускас);
• Методика музицирования на свирели на уроках музыки (автор – И.А. Переверзева);
• Методика развития познавательных интересов на уроках музыки (автор – И.А. Переверзева).
Освоение школьниками курса «Музыка» поддерживается элементами дистанционного сопровождения (персональный сайт учителя музыки, электронный дневник).
Формы контроля
В процессе реализации программы применяются индивидуальные, групповые, и коллективные формы контроля. Входной, текущий, тематический и итоговый контроль осуществляется в форме экспресс-диагностики, опроса, тестов, диагностических заданий, творческих работ, мини-проектов, участия детей в концертах и музыкальных праздниках, а также в форме стандартизованного наблюдения.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с НОДА и ЗПР включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с НОДА и ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с НОДА и ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с НОДА и ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Содержание программы
Основное содержание курса в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка, как вид искусства», «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.», «Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.», «Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.», «Современная музыкальная жизнь», «Значение музыки в жизни человека». Эти содержательные линии имеют сквозное развитие и ориентированы на сохранение преемственности внутри курса музыки в основной школе.
«Музыка как вид искусства».
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
«Народное музыкальное творчество».
Народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
«Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.».
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов.
«Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.».
Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
«Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.».
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов и др.) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси и др.). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Мюзикл.
«Современная музыкальная жизнь».
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки. Классическая музыка в современных обработках.
«Значение музыки в жизни человека».
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Структуру программы составляют разделы, определяющие концентрический принцип построения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, полугодия, года.
В 5 классе обучающиеся постигают взаимосвязи между музыкой, литературой и изобразительным искусством.
Содержание программы «Музыка» для 5–7 классов раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. С другой стороны они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и, в соответствии с этим, планировать содержание занятий.
Таким образом, темы разделов рабочей программы для 5 класса следующие: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».
Каждая учебная тема программы раскрывается целым рядом художественно-педагогических идей. Соподчиненность содержательных линий программы 5–7 классов условно выявляется на двух уровнях: «горизонтальном» – освоение закономерностей музыки, музыкально-практическая и творческая деятельность школьников, и «вертикальном» – освоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства учащимися.
Содержание и тематика раздела «Музыка и литература»
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов. Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.Содержание и тематика раздела «Музыка и изобразительное искусство»
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством.
Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образы музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема урока Основные виды деятельности Кол-во часов
Раздел 1. «Музыка и литература» (15ч)
Что роднит музыку
с литературой.
слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
условное дирижированиеинструментальное музицированиемузыкально-ритмические движения 1
Вокальная музыка.
слушание музыки
хоровое пение
инструментальное музицированиемузыкально-ритмические движения
речевые импровизации
вокальные импровизации
сочинение музыки
драматизация
исполнение музыки
выявление ассоциативно-образных связей музыки с литературой 2
Фольклор в музыке русских композиторов...
слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
индивидуальное письменное размышление о музыке
хоровое пение
пластические импровизации
художественные импровизации (рисунки)
работа с учебником
работа с рабочей тетрадью
освоение элементов музыкальной грамоты
выявление ассоциативно-образных связей музыки с литературой, изобразительным искусством 2
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
слушание музыки
хоровое пение
инсценировка
речевые импровизации
вокальные импровизации
инструментальные импровизации
работа с учебником
освоение элементов музыкальной грамоты
сочинение музыки 1
Вторая жизнь песни.
слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
инструментальное музицированиеработа с нотными текстами учебников
работа с нотными текстами рабочих тетрадей
освоение элементов музыкальной грамоты
исполнение музыки
работа с электронными образовательными ресурсами 2
Всю жизнь мою несу родину в душе…
слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
условное дирижированиеритмические импровизации
инструментальные импровизации
работа с рабочей тетрадью
освоение элементов музыкальной грамоты
арт-терапевтическая деятельность
участие в концерте (вне сетки часов) 1
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
инструментальное музицированиеработа с учебником
освоение элементов музыкальной грамоты
здоровье-сберегающая деятельность
сочинение музыки 1
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
сольное пение
ансамблевое пение
условное дирижированиедраматизация
работа с нотными текстами учебников
освоение элементов музыкальной грамоты 1
Второе путешествие в музыкальный театр.
Балет.
слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
музыкально-ритмические движения
инсценировка
работа с учебником
исполнение музыки 1
Музыка в театре, кино, на телевидении.
слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
музыкально-ритмические движения
инсценировка
работа с учебником
исполнение музыки
выполнение диагностических заданий 1
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
инструментальное музицированиемузыкально-ритмические движения
работа с учебником
работа в сети Интернет 1
Мир композитора. Обобщение темы полугодия. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
инструментальное музицированиемузыкально-ритмические движения
драматизация
участие в исполнении песен на празднике (вне сетки часов) 1
Раздел 2.Музыка и изобразительное искусство» (19ч)
Что роднит музыку с изобразительным искусством. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
пластическое интонирование
художественные импровизации (рисунки)
работа с учебником
освоение элементов музыкальной грамоты 1
Небесное и земное в звуках и красках. слушание музыки
речевые импровизации
вокальные импровизации
ритмические импровизации
инструментальные импровизации
художественные импровизации (рисунки)
выявление ассоциативно-образных связей музыки с литературой, изобразительным искусством
освоение элементов музыкальной грамоты 1
Звать через прошлое к настоящему. слушание музыки
хоровое пение
пластическое интонирование
речевые импровизации
вокальные импровизации
художественные импровизации (рисунки)
выявление ассоциативно-образных связей музыки с литературой, изобразительным искусством
освоение элементов музыкальной
грамоты исполнение музыки 2
Музыкальная
живопись и живописная музыка. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
условное дирижированиемузыкально-ритмические движения
драматизация
речевые импровизации
вокальные импровизации
ритмические импровизации
художественные импровизации (рисунки)
исполнение музыки 2
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
инструментальное музицированиеинсценировка
ритмические импровизации
инструментальные импровизации
освоение элементов музыкальной грамоты 1
Портрет в музыке и изобрази
тельном искусстве.
слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
ансамблевое пение
музыкально-ритмические движения
работа с учебником
освоение элементов музыкальной грамоты
исполнение музыки
участие во внеурочных и внешкольных формах деятельности 2
Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве.
слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
условное дирижированиеинструментальное музицированиеритмические импровизации
инструментальные импровизации
освоение элементов музыкальной грамоты
участие в концерте (вне сетки часов) 2
Застывшая музыка. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
ритмические импровизации
инструментальные импровизации
работа с учебником
работа с рабочей тетрадью
исполнение музыки 1
Полифония в музыке и живописи. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
хоровое пение
условное дирижированиеинструментальное музицированиепластическое интонирование
музыкально-ритмические движения
инсценировка
работа с учебником
освоение элементов музыкальной грамоты 1
Музыка на мольберте. слушание музыки
хоровое пение
сольное пение
ансамблевое пение
условное дирижированиеинструментальное музицированиемузыкально-ритмические движения
драматизация
выявление ассоциативно-образных связей музыки с синтетическими жанрами (опера, балет, мюзикл)
работа с электронными образовательными ресурсами 1
Импрессионизм в музыке и живописи. слушание музыки
хоровое пение
сольное пение
ансамблевое пение
условное дирижированиеинструментальное музицированиемузыкально-ритмические движения
драматизация
выявление ассоциативно-образных связей музыки с синтетическими жанрами (опера, балет, мюзикл, рок-опера)
выполнение диагностических заданий, тестирование 1
О подвигах, о доблести, о славе… слушание музыки
хоровое пение
инструментальное музицированиемузыкально-ритмические движения
инсценировка
выявление ассоциативно-образных связей музыки с кино, театром, телевидением
предметный исследовательский проект 1
В каждой мимолётности вижу я миры… слушание музыки
хоровое пение
инсценировка
выявление ассоциативно-образных связей музыки с кино, театром, телевидением
работа с рабочей тетрадью
предметный исследовательский проект
работа с электронными образовательными ресурсами 1
Мир композитора.
С веком наравне. слушание музыки
устное коллективное размышление о музыке
предметный исследовательский проект
исполнение музыки 1
Обобщающий урок года. предметный исследовательский проект
участие в концерте 1
Планируемые результаты освоения предмета
По итогам 5 класса обучающиеся научатся:
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баркарола, романс и т.п.) и крупной формы (симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
понимать специфику музыки, литературы и изобразительного искусства; специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
осознавать роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
применять информационно-коммуникативные технологии для осуществления исследовательской деятельности художественно-эстетической направленности (создание и защита творческих, исследовательских проектов).
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
различать формы построения музыки, понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности в классе и в школе (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, клубы, концерты, конкурсы, фестивали и др.);
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования (формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т. д.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать собственные впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Учебно-методическое обеспечение
Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская]. – М.: Просвещение, 2014.
Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014.
Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014.
Музыка. 5 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014.
Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012. (CD-ROM).
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012.
Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Переверзева И.А. «Вопросы дистанционного консультирования обучаемых по предметной области «Искусство» на уровне основного общего образования» в сб. «Введение Федеральных образовательных стандартов основного общего и среднего образования»: методические рекомендации/под ред. Г.П. Сергеевой. – Наро-Фоминск: МАОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр», 2014. – С.62-67.
«Д.Б. Кабалевский – композитор, учёный, педагог-исследователь» (к 110-летию дня рождения Д.Б. Кабалевского): сборник материалов региональной научно-практической конференции 19-20 декабря 2014 г. / Сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева, Д.В. Корнев. – М.: АСОУ, 2014. – 184 с.
Персональный сайт учителя музыки Переверзевой И.А. http://muzika.vertical1748.ru/ .
Материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд: учебники, научно-методические пособия, нотные партитуры, хрестоматии музыкального материала, книги о музыке и музыкантах, альбомы, словари, энциклопедии.
Печатные пособия (журналы, таблицы, дидактический раздаточный материал).
Техническое оборудование: музыкальный центр, фортепиано или синтезатор компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Экранно-звуковые пособия (СD-диски, видеофильмы).
Шумовые инструменты.
Свирели пластмассовые для детского музицирования.
Портреты композиторов.
Электронные образовательные ресурсы:
Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013 – 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM).
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://collection.cross-edu.ru/catalog/Российский общеобразовательный портал – http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации – http://viki.rdf.ru/Перечень литературы,
использованной при составлении рабочей программы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ).
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015  гг. http://mon.gov.ru/press/news/8286.
ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373), с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241).
Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). http://fgosreestr.ru/
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.:Просвещение, 2011.
Программа «Музыка. 5-9 классы» / Сергеева Г.П., Критская Е.Д. - М.: Просвещение, 2014.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год.
Примерные программы внеурочной деятельности/под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год. Интернет-сайт: http://mon.gov.ru/.
Подготовка образовательных учреждений к введению Федеральных образовательных стандартов основного общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура: Методические рекомендации/под. ред. Г.П.Сергеевой, И.А. Переверзевой. – Кашира: МБОУ «Учебно – методический центр», 2012.
Переверзева И.А. Познавательные интересы школьников и их развитие в процессе общения с искусством. Искусство и образование: опыт взаимодействия. Сборник научно-методических статей / сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева. - М.: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования ,2009 г. – С. 42-46
Переверзева И.А. Влияние просветительской деятельности учителя на развитие познавательных интересов школьников. / Традиции просветительства в деятельности образовательных учреждений Подмосковья: сборник научно-методических статей / сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева, И.В. Пигарева. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. – С. 52-55.
Переверзева И.А. Развитие познавательных интересов учащихся в художественно-эстетической деятельности. (Кафедральный вариативный модуль – 36 час.). / Программы дополнительного профессионального образования: предметная область «Искусство» / Сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева – М.: ГБОУ Педагогическая академия, 2012.
Переверзева И.А. Становление личности школьников в процессе развития их познавательных интересов на музыкальных занятиях. / Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. 22-23 октября 2013 г. – АСОУ, 2013. – 548 с. – С. 295-299.
Переверзева И.А. Проблема развития познавательных интересов школьников в процессе последипломного образования учителя. / Научно-методический журнал «Педагогическая академия», № 2, 2013. – С. 33-37.
Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: Учебное пособие. / Г.П. Сергеева – М.: ГОУ педагогическая академия, 2010.
Сергеева Г.П. Освоение технологий предмета «Музыка» в последипломном образовании: моногр. / Г.П. Сергеева. – М.: Триумф, 2013.
Учебник на уроке искусства. Методические рекомендации для учителей музыки и изобразительного искусства. Вып. 1. / Сб. Под научной редакцией С.К. Семениной. – М.: ИПК и ПРНО МО. – 2002.
Интернет-ресурсы:
1. http://mon.gov.ru/ – сайт  Министерства образования и науки РФ.
2. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
3. http://www.informika. ru – сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
4. http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
5. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
6. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
7. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
8. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».