Психологическая готовность ребенка к школьному обучению


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Содержание
5
13
22
32
34
Введение
Глава I. Сущность психологической готовности детей к
началу школьного обучения
Особенности дошкольного возраста
Психологическое содержание готовности детей к школе
Глава II. Опытно – экспрементальное изучение уровня
готовности детей к обучению в школе
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей.
Тема готовности ребёнка к школе опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме можно объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надёжности и качество будущей постройки.
С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Актуальность темы заключается в том, что успешность школьного обучения во многом зависит от физической, личностной и умственной готовности дошкольника к деятельности в совершенно новых для него условиях жизни, предъявляющих ему новую систему требований, ставящих перед ним новые, ранее не встречавшиеся задачи.
Цель работы – изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе.
Задачи работы:
Проанализировать психологогическую литературу по теме исследования. Определить содержание понятия «школьная зрелость».
Выявить готовность ребёнка к школьному обучению.
Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о готовности исследуемых детей к школе.
Объект исследования: дошкольники
Предмет исследования: психологическая готовность ребёнка к школе
Гипотеза: вероятно, не все дети исследуемой выборки в равной степени готовы к школе
Глава I. Сущность психологической готовности детей к началу школьного обучения. Основные аспекты школьной зрелости
Особенности возраста
Дошкольный возраст – это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребёнка. В этом возрасте ребёнок на столько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своём поведении [23,с.63].
В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведении ребёнка побуждается и направляется извне – взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте он начинает сам определять собственное поведение.
Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и в сознании дошкольника. В.С.Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций, а изменением отношения между отдельными функциями. На каждом этапе развития та или иная функция выходят на первое место. Так в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре контрой становится память. Ребёнок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестаёт быть наглядно – действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации и способно действовать в плане образов. Ребёнок может устанавливать простые причинно – следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом, возникает первый абрис целостного детского мировоззрения.
Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Этот процесс имеет много общего с памятью – в обоих случаях действует в плане образов и представлений.
Ещё одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. Поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос. Как надо себя вести, то есть создаётся предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребёнок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.
Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно – ролевой игре. Сюжетно – ролевая игра – есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых им игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [20,с.200].
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
В дошкольном возрасте с большой силой заявляют о себе новые потребности. В первую очередь – это потребность в движениях. Быстрый физический рост и расширение репертуара движений приводят к тому, что ребёнок становится очень активным, любит подвижные игры, танцы. Потребность, которая с новой силой заявляет о себе в этом возрасте, - это потребность в самостоятельности, желание быть взрослым, независимым, всё делать самому. Ребёнок в этом возрасте нуждается в общении со сверстниками. Сама потребность включает в себя:
Желание вступить в контакт;
Умение организовать общение (умение слушать, сопереживать, разрешать конфликтные ситуации);
Знание норм и правил общения.
Фантазия – основа активного участия ребёнка в разных видах деятельности: предметно – практической, игровой, коммуникативной и др.
Важная особенность детского воображения состоит в умении гибко совмещать идеальный и реальный, условный и действительный планы ситуации. Другая характерная черта – развитие воображения от его исходной синтетичности к всё большей аналитичности, когда образы фантазии из расплывчатых, неясных. Становятся всё более точными, определенными, включают в себя всё большее количество признаков.
К семи годам дошкольник проходит достаточно большой путь развития. У него изменяются черты лица. Происходит смена зубов, он быстро растёт. Повышаются его выносливость. Мышечная сила. Совершенствуется координация движений, укрепляются, и развивается нервная система.
Серьёзные изменения происходят и в поведении растущего человека, что даёт основания считать этот период кризисным. Прежде всего, это связано с потерей непосредственности. Ребёнок этого возраста может начать манерничать, паясничать. Его поведение становится нарочитым. «Утрата естественности реакций, отличающей дошкольника, является внешней негативной стороной более глубоких позитивных изменений. Если попытаться обозначить эти достижения одним словом. То их можно охарактеризовать как «произвольность». Л.И. Божович и М.И. Лисина отмечали, что в возрасте семи лет происходят качественный скачок в развитии, связанный с формированием произвольности, с определённой эмансипацией от окружающей среды, с появлением внеситуативного поведения [21,с.46].
Нарочитость поведения семилетнего ребёнка также связана с произвольностью. Он сознательно принимает на себя какую - то роль. Занимает заранее подготовленную позицию, не всегда адекватную ситуации, а затем ведёт себя в соответствии с этой ролью. А это предпосылка формирования «внутренней свободы выбора той или иной позиции, свободы конструировать своё личное отношение к жизненным ситуациям».
Формирование внутреннего плана действий означает новый уровень в развитии личности ребёнка. Новые возможности в овладении как внешней ситуацией, так и собственными психическими процессами. С детьми 6 – 7 летнего возраста проводились так называемые эксперименты на насыщение, где им предлагалось намеренно скучное, однообразное занятие (писать в тетради палочки неопределённо долгое время или перекладывать спички, причем обязательно по одной из большой кучи в спичечный коробок). Дети обычно быстро бросали эту деятельность, однако ряд старших дошкольников обнаруживали совсем другую картину поведения. Они могли заниматься предложенной деятельностью удивительно долгое время; у них не наступало «насыщение» этим скучным делом. Эти дети умели сделать осмысленной даже такую неинтересную деятельность. Как ту. Которая была предложена в эксперименте. Рисование палочек они превращали в постройку забора, перекладывание спичек – в работу крана на стройке, то есть внутренне, за однообразными внешними операциями стояло определённое смысловое содержание, связанное с реализацией игровых замыслов.
Дошкольный возраст – это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту. Дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.
В 5 – 7 лет ребёнок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознаёт, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим.
Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.
Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает лёгкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В этом случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность поведения при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребёнок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.
В дошкольном возрасте у ребёнка расширяется круг культурно – гигиенически навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведёт себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своём внешнем виде.
Культурно – гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения. Действия ребёнка всё более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно – гигиенические навыки всё больше объединяются с трудовыми. Теперь ребёнок следит за чистотой одежды и приводит её в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.
Ребёнок регулирует своё поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.
Высокое качество выполнения одного действия приносит ребёнку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идёт мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждать мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.
Таким образом, освоенные культурно – гигиенические навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребёнка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.
Подчеркнём особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:
Формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;
Происходит осознании нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;
Изменяются и усложняются культурно – гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту;
Складываются первые бытовые привычки;
Ребёнок начинает соблюдать культурно – гигиенические навыки по собственной инициативе [21,с.46-49].
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребёнка. Дошкольный период – это период, когда ребёнок хочет трудиться и с удовольствием включаться в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребёнок испытывал радость труда, положительно относился к нему.
Укажем особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника:
Складываются общественные мотивы труда;
Расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;
Формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;
Расширяется самостоятельность ребенок в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности;
Складывается совместны со сверстниками труд;
Появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие;
Формируется представление о труде взрослых [21,c.53 – 63].
Детское конструктирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.
В 6 – 7 лет ребёнок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины. Местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.
Совершенствование аналитико – синтетической деятельности создаёт основу для конструктивного творчества дошкольника.
Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приёмов для придания устойчивости сооружаемой постройке [21,с.96].
Можно выделить следующие особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:
Дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;
Дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;
Расширяется область творческих проявлений [21,с.97].
Психологическое содержание готовности детей к школе
Ребёнок учится в школе одиннадцать лет. За это время вырастает целое поколение. И важно, чтобы все эти годы ребёнок был счастлив. Во многом это зависит от его готовности к школе – желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности.
Психологическая готовность к школе – особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Подготовка к школе включает формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - позиции школьника, имеющего круг определённых обязанностей и прав занимающего особое положение среди людей.
Личностная готовность (мотивационная) – выражается прежде всего в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Большинство детей старшего дошкольного возраста стремятся поступить в школу, некоторых она привлекает внешними атрибутами. Потому что, по существу, дети о школе знают не много. Многие дети объясняют своё желание пойти в школу тем. Что в школе они будут заниматься новой, важной учебной деятельностью. Особое значение для успешности обучения в школе имеет его познавательный интерес, любознательность. Если в пять лет ребёнок уверен, что он много знает, то в семь он утверждает что знает мало и хочет знать больше. Далеко не у всех детей, поступающих в школу, развита познавательная мотивация, и далеко не всегда школа способствует её формированию и сохранению.
Многие психологи справедливо утверждают, что если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии интеллектуальной готовности к школе учиться ему будет трудно. Успехи таких детей, как правило, носят крайне неустойчивый характер.
Однако особое опасение вызывают те дошкольники, которые не хотят идти в школу. Некоторые из них ориентируются на печальный «опыт» школьной жизни старших братьев или сестёр, другие запуганы школой. Следовательно, ребёнка нужно психологически готовить к школе. Исследования показывают, что информация о школе, сообщаемая детям, должна быть им понятна и эмоционально насыщенна. Для этого используют экскурсии в школу, беседы, рассказы взрослых о своих любимых учителях, посещение старшими дошкольниками уроков в школе и общение их с учащимися, просмотр фильмов и диафильмов о школе и т.д [2,с.207]
Очень важный аспект мотивационной готовности ребёнка обучению в школе связан с его взаимоотношениями со взрослыми. Общаясь и взаимодействуя со взрослым, к концу дошкольного возраста он начинает ориентироваться не только на непосредственные, ситуативные отношения с ним, но и на определенные нормы и правила. Общение приобретает характер внеситуативного (М.И.Лисина). Теперь дети испытывают потребность во внимании и сопереживания взрослого, они способны различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения.
Не менее важная сторона личностной готовности ребёнка к школе связана с его общением и взаимодействием со сверстниками. Каждому ребёнку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать или отстаивать свою точку зрения [2,с.209].
Основным критерием интеллектуальной готовности ребёнка к школе является объем знаний, которым он владеет. Безусловно, определённый кругозор, представления ребёнка о живой и неживой природе, людях, их труде, общественной жизни необходимы как фундамент, на котором строится усвоение нового.
Мы знаем, что дети дошкольного возраста владеют рациональными способами обследования внешних свойств предметов, что позволяет им дифференцированно воспринимать сложные объекты. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем мире [21,с.211].
Наглядно – образное мышление – один из главных критериев психологической готовности к школьному обучению. Оно в первую очередь обеспечивает усвоение ребёнком связей и отношений действительности. Именно на этот уровень мышления опирается в своей работе учитель начальных классов. Высокий уровень развития наглядно – образного мышления позволяет вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности, а также служит основой для формирования логического мышления и усвоения научных знаний в школе.
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, то есть у него должен быть развит фонематический слух . Кроме того, должно быть сформулировано умение связно, последовательно. Понятно для окружающих описать и объяснить что - то , передать ход своих мыслей. Ребёнок должен так же обладать связной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать речь другого, но и самостоятельно строить предложения для выражения своих мыслей, умение подбирать и произносить слова, умение различать на слух сходны звукосочетания.
Эмоционально волевая сфера – важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в 1-й класс. Включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Эмоционально волевая готовность включает в себя:
Произвольность поведения. Почти все авторы, изучающие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое внимание. Так, Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребёнку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребёнку бывает ещё очень трудно. Говоря словами Д.Б. Эльконина, игра – школа произвольного поведения.
Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Д.Б. Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив следующие параметры:
Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;
Умение ориентироваться на заданную систему требований;
Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устно форме;
Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Именно на эти параметры развития произвольности, являющейся частью психологической готовности к школе, опирается обучение в 1-м классе;
Формирование основных элементов волевого действия: постановка цели, принятие решения, построение плана действия, выполнение его, проявление определённого усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия. Однако в этот период не все элементы достигают высокого развития;
Начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств;
Новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранними возрастами. Повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний. Ребёнок учится управлять своим настроением, а иногда даже маскировать его. Он становится более уравновешенным. Активно разворачиваются процессы эмоциональной децентрации, которые реализуются по двум основным линиям: расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, опосредование идентификации и сочувствия социальными принципами и правилами;
Позитивный эмоциональный настрой. Положительное отношение к школе. Учению, самому себе.
К Психомоторной (функциональной) готовности следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:
Возрастающая на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения – позволяет ребёнку более длительное время сосредотачивать своё внимание на объекте своей деятельности. Способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;
Развитие мелких мышц руки и зрительно – моторных координаций - создаёт основу для овладения действиями письма;
Совершенствование механизма функциональной ассиметрии мозга – активизирует становление речи как средства познания и вербально - логического мышления.
Произвольная память у ребенка достаточно развита. Старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания. Память – важная составляющая процесса обучения. Тренировать память ребенка также необходимо с помощью доступных ему средств: это может быть пересказ событий прошлого дня или мультфильма; игры из разряда «угадай, какую игрушку убрали», «разложи карандаши по цветам, как они лежали раньше» и пр.
У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое.
Кроме психологических критериев готовности детей к обучению в школе существуют физиологические критерии.
Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие необходимый уровень надежности, то есть дееспособности ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму. И наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается к взрослому по внутреннему ощущению времени. Дело в том, что наши «внутренние часы» работают не от пружинки или батарейки, а от тех биохимических реакций, которые происходят непрерывно в клетках нашего тела. Так вот у детей до полуростового скачка скорость этих реакций намного выше, чем у взрослых. Поэтому они не могут долго заниматься одним и тем же делом, трудно им и сидеть на уроке, даже если он укорочен до 30–35 минут. Новое качество приобретается детьми в этом отношении именно в возрасте 6–7 лет, и это очень важно для того, чтобы можно было успешно организовывать совместную деятельность взрослых и детей.
Морфологические:
абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);
пропорции тела;
смена зубов.
Физиологические:
моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску);
работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);
чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях [11,с.33].
Глава II. Опытно-экспериментальное изучение уровня готовности детей к обучению в школе
Цель исследования: изучение психологической готовности детей к школьному обучению
Исследование проводилось в ДОУ№ 127 во второй половине рабочего дня с 15.00 – 16.00. В исследовании принимало участие 15 дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет, из них 10 мальчиков и 5 девочек.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
Психолого – педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения (Семаго Н., Семаго М.)
В этой методике представлены задания, позволяющие оценивать сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, сформированность представлений «больше - меньше» , кроме того оценка уровня развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности, а также появляется возможность сопоставить эти особенности графики и качество графической деятельности в свободном рисунке ( Приложение 1).
Методика по определению мотивов учения (М.Р.Гинзбург)
Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива (Приложение 2).
По результатам диагностики была составлена таблица сырых данных (Приложение 3).
По результатам обследования можно сделать следующие выводы:

Рисунок 1. Сравнение показателей шкал методики «психолого – педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения » у дошкольников подготовительной группы.
Условные обозначения:
Н - низкий уровень,
С - средний уровень,
В - высокий уровень.
По результатам обследования можно сделать следующие выводы: из 15 исследуемых детей 60 % (9) исследуемых дошкольников подготовительной группы имеют низкий уровень особенностей развития тонкой моторики руки, 40% (6)имеют высокий уровень тонкой моторики руки и произвольного внимания ( удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции. Большинство исследуемых детей делали ошибки в выполнении первого узора (лишние элементы, нижние прямые углы), а во втором узоре ритмично повторяли сочетание равных по количеству больших и маленьких элементов. И только 40% (6)исследуемых детей удерживали последовательность в первом узоре, не привносили лишних углов. Этот результат говорит о том, что дошкольникам подготовительной группы ДОУ № 127 необходимо проводить больше занятий на тонкую моторику рук. Недостаточное развитие моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к детскому саду, а потом и к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому считается важным развивать мышцы рук у детей дошкольного возраста (Приложение 4).
Задания на сформированность навыков счёта в пределах 9, соотнесения (графемы) и количества изображаемых фигур, моторных навыков при изображении цифр, сформированности понятия «больше - меньше», в ситуации «конфликтного» расположения элементов 40% (6) исследуемых детей показала низкий уровень. Больше половины исследуемых детей – 60% (9)имеют высокий уровень. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство дошкольников делали 1, 2 ошибки в выполнении задания, то есть: не правильный пересчёт на одной из половин листа, неправильно выбранное место для написания цифр или метка простым, а не цветным карандашом. Следовательно, важно обратить особое внимание на тех детей, которые не справились с заданием «Сосчитай и сравни» (40%). С этими детьми воспитателям и родителям необходимо проводить коррекционную работу. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Нужны математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Воспитателям можно сделать для занятий геометрические фигуры, если у вас будут игры "Лото" и "Домино", которые также способствуют формированию элементарных навыков счета. Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат детей понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. Считается нужным проводить занятия в игровой форме на угадывание предыдущих и последующих чисел (Приложение 5)
Так же с детьми ДОУ № 127 проводилось задание на оценку софрмированности у детей звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированности графической деятельности (в том числе и написания графем), произвольной регуляции собственной деятельности. Это исследование показало, что 27% (4)имеют низкий, 46% (7)средний уровень, 27%(4) имеют высокий уровень сформированности фонематического слуха. Детям с низким уровнем фонематического слуха (27%) необходимо проходить консультации у логопеда. Логопедическая практика позволяет наблюдать коррекционный процесс у детей, имеющих различные нарушения слуха, речи. В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Для развития фонематического необходимо проводить занимательные игровые ситуации, которые помогут детям комфортно и эффективно развивать слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях (Приложение 6).
Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха остро встаёт при обучении детей грамоте, так как большинство исследуемых детей не умеют производить звуковой анализ слова. Низкий уровень фонематического слуха приводит к неграмотности. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс. Необходимо ставить задачи звукового анализа и использовать эффективные средства для решения этих задач, на пример дидактические игры. 46% дошкольников выявили средний уровень фонематического слуха. Они имели наличие до трёх ошибок, в том числе и пропусков гласных. При этом допускалось одно – два самостоятельных исправления. 27% исследуемых, имеющих высокий уровень детей выполняли задания верно, допуская не значительные ошибки, такие как: делали несколько собственных исправлений, вместо всех букв во всех анализируемых словах правильно проставили значки, оставляя нужные квадратики.
Упражнения на выявление сформированности произвольной регуляции деятельности, возможности распределения и переключения внимания, работоспособности и целенаправленности деятельности, проводимые с детьми ДОУ №127 выявили низкий уровень – 67%(10), средний - 13%(2) и 20% (3) - высокий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у некоторых дошкольников (67%) низкий уровень распределения внимания, т.е. у этих детей быстрая истощаемость внимания, которая сигнализирует о неблагополучии психического состояния детей: о перенапряжении от эмоциональных, физических или интеллектуальных нагрузок. У 13% (2)детей распределение внимания имеет средний уровень, т.е. дошкольники справились с заданием за 1,5 – 2 минуты, допуская незначительное количество ошибок, а также наблюдались остановки и обращения к образцу. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи была отмечена неопрятность, неаккуратность выполнения задания. Для 20%(3) исследуемых дошкольников характерен низкий уровень распределения внимания, они за 2 минуты выполнили всё задание, допустив 1-2 ошибки. Детям, имеющих низкий и средний уровень РВ, необходимо давать задания на развитие внимания детям предложить лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. На пример: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать (Приложение 7).
Задание на отражение сформированности графической деятельности показало, что 46% (7) имеют низкий уровень, 27%(4) имеют средний, 27% (4) имеют высокий уровень. Большинство исследуемых детей дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листах большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.

Рисунок 2. Сравнение показателей готовности к школьному обучению детей подготовительной группы.
Условные обозначения:
Н/Г-неготовность,
У/НГ - условная неготовность,
У/Г - условная готовность,
Г - готовность к началу школьного обучения.
По результатам обследования можно сделать следующие выводы:
Из 15 исследуемых детей, 66,7 % (9) детей готовы к школьному обучению. За период между проведением обследования и началом обучения возникали дополнительные сложности, но в целом эти дети при ретестировании показали достаточную адаптацию к школе и образовательному процессу в целом. Следует отметить, что 9 человек этой группы не нуждаются в дополнительном углублённом психологическом обследовании, ориентированном на тщательную оценку отдельных сторон их развития.
Анализируя качество выполнения заданий и поведенческие особенности детей – 26,7 % (4) детей, можно отчасти прогнозировать у них не только трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадаптации), так как но и преимущественное направление этой дезадаптации. Ретестирование дошкольников, условно готовых к началу обучения показало, что большинство сумели адаптироваться к обучению без дополнительной помощи, преимущественно за счёт грамотно организованного педагогического воздействия. Чтобы не допускать школьной дезадаптации этих детей, при возможности провести углублённо обследование этих детей. Необходимо подключение психолога – то есть семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.
Условно неготовых детей к началу школьного обучения нет (0%). При выявлении результатов по готовности к школьному обучению детей подготовительной группы показало, что неготовых дошкольников – 6,7% (1). Эти дошкольники в обязательном порядке должны быть обследованы психологом, и при необходимости – логопедом или дефектологом ещё в дошкольном учреждении, и им в срочном порядке необходима коррекционная помощь. Так как дошкольникам ДОУ№ 127 уже исполнилось 6,5 лет, их обязаны принять в общеобразовательное учреждение по месту жительства вне зависимости от результатов какой бы то ни было оценки их возможностей.
Специалисты дошкольного учреждения должны поставить в известность администрацию школы, куда поступают дети, о их возможных трудностях, возможной дезадаптации при начале школьного обучения. Такие дети в первую очередь должны быть обследованы школьными специалистами(школьным психологом, логопедом, дефектологом.

Рисунок 3. Сравнение уровней мотивационной готовности к школьному обучению детей подготовительной группы.
Условные обозначения:
Н - низкий,
С - средний,
В - высокий,
ОВ - очень высокий уровень мотивационной готовности.
По результатам проведенного исследования, направленного на выявление уровня мотивационной готовности к школе , можно сделать следующие выводы: 40% (6) детей дошкольной подготовительной группы ДОУ № 127 имеют средний уровень мотивационной готовности к началу школьного обучения и так же 40% (6) детей имеют высокий уровень мотивационной готовности к школе и 6,7 % (1) детей выявили очень высокий уровень мотивационной готовности. При проведении исследования эти дошкольники показали большое желание идти в школу, сформированность правильных представлений о школе, и так же проявляли познавательную активность по отношению к ней. Некоторые из этих дошкольников показали, что учение привлекает их как серьёзная, социально значимая деятельность. Сформированность устойчивой иерархии мотивов показала присутствие у этих детей познавательных и социальных мотивов учения и нравственных мотивов поведения.
13,3% (2) исследуемых дошкольников имеют низкий уровень мотивационной готовности. Эти дети не показывали стремления пойти в школу и даже в некоторой степени проявляли негативное отношение к школе и учению, у некоторых дошкольников присутствовала импульсивность в поведении, не были выражены учебно-познавательные мотивы в низком уровне осознания своих побуждений. Эти дети не могли свободно вербализовать свои мотивы, объяснить смысл учения, то есть обнаружить высокую степень осознания мотивационной сферы.
Чтобы дети были мотивационно готовыми к школьному обучению необходимо, чтобы школа привлекала их не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, дети дошкольного возраста должны обладать развитой учебной мотивацией. К началу школьного обучения у дошкольников должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.
У дошкольников, имеющих низкий уровень мотивационной готовности потребность к познанию не становится стимулом к учению. В работе с такими детьми необходимо использовать мотивы – стимулы в форме побуждения, а также одобрения, стремления к узнаванию нового в наблюдаемых предметах и явлениях. Эффективными являются и такие приемы, как сопоставление предметов, явлений, а также соединение интересного и малопривлекательного в обучении.
Итак, наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для старших дошкольников  имеют интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе, делает доступным систематическое и сознательное усвоение ими новых знаний, обеспечивает развитие интеллектуальной активности. Желание учиться значительно повышает интерес к обучению, а желание научиться решать умственные задачи является стимулом познавательной активности (Приложение 8)
 
Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости.
Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.
Основными компонентами психологической готовности к школе являются: личностная (мотивационная), интеллектуальная, психомоторная готовность, у ребёнка к 6 -7 годам должно быть сформировано наглядно – образное мышление, развита речь, тонкая моторика руки, фонематический слух, развита эмоционально – волевая сфера, а так же в обязательном порядке произвольная память и внимание. Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Главной задачей исследования было выявить готовность ребёнка к школьному обучению с помощью проведения методических занятий по диагностике психологической готовности ребёнка к школе с детьми 6 – 7 лет, посещающих ДОУ№ 127, и выявить уровень психологической готовности детей к школе. По результатам проведённых исследований можно сказать, что большинство детей ДОУ № 127 не готово к посещению школьного учреждения, так как результаты исследования низкие. Дошкольники, имеющие низкий и средний уровни готовности, в обязательном порядке требуют обследования психологом, логопедом и так же нуждаются в коррекционной помощи. Так же необходимо проводить развивающие работы с этими детьми, чтобы довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе и развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.
Методика на выявление уровня мотивационной готовности показала что большая часть детей хочет идти в школу, так как они проявляли активность и желание выполнять задания, и это показало, что учение привлекает их как серьёзная, социально значимая деятельность. Дети, которые не показали стремления идти в школу в некоторой степени проявляли негативное отношение к школе и учению, и у некоторых дошкольников присутствовала импульсивность в поведении.
Поэтому задачей взрослых является пробудить у ребенка желание научится чему- то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Гипотеза полностью подтвердилась.
Литература
Г.С.Абрамова Практическая психология, 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2003 - 496 с.
В.Н. Белкина Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.,2005. – 256 с.
Л.И. Божович Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995.- 149 с.
А.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет, М.: Просвещение, 1988. – 144с.
Б.С. Волков, Н.В. Волкова Задачи и упражнения по детской психологии: учебное пособие для студентов пед. ин-тов «Педагогика и психология (дошк)» – М.: Просвещение.1991. – 144 с.
Н.И. Гуткина Психологическая готовность к школе. 4-е изд., Питер, 2006. – 208 с.
О.М.Дьяченко, А.И. Булычева Рекомендации по выявлении умственно-одаренных детей дошкольного возраста – Москва. Серия «Психологическая диагностика». 1996 – 104 с.
А.В.Запорожец, Я.З. Неверович Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования. Научн. – исследования ин- т дошкольного воспитания Акад. Пед. наук СССР. – М: Педагогика, 1986. – 176 с.
М.В. Залужская Подготовительная к школе группа в детском саду. Изд. 2-е, перераб. И доп. М., «Просвещение», 1975. - 384 с.
А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. Академия Педагогических Наук РСФСР – М.: Изд. «Просвещение», 1964. – 352с.
Ю.Ф. Змановский, М.В. Антропова Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе (материалы симпозиума). Академия Педагогических наук СССР . – М.: 1977. – 171с.
М.Н. Ильина Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – Питер, 2007. – 205 с.
Е.Е. Кравцова. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - 152 с.
Круглова Е.А. Как помочь ребенку успешно учиться в школе Спб.: Питер , издание 1-е, 2004. - 128 с.
Н.П. Локалова Школьная неуспеваемость: Причины, психокоррекция, психопрофилактика,Питер,2009. - 368 с.
В.Г. Маралов Развитие самосознания и проблема подготовки детей к школе. Лекции для студентов IV курсов факультетов дошкольного воспитании пединститутов. Вологда, 1986. – 52 с.
В.С.Мухина Возрастная психология: хрестоматия, учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; Гриф МО РФ; 5-е изд., испр.; Учебное пособие; ВУЗ; 2005. – 624 с.
Ф.А.Сохина, Т.В. Тарунтаева Подготовка детей к школе в детском саду. М., «Педагогика»,1997
Н.Семаго, М.Семаго Психолого – педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации. – М.:ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.
Е.О.Смирнова Детская психология: Учебник для вузов.3-е изд., перераб. – Питер,2008. – 304 с.
Г. А. Урунтаева Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр "Академия", 1999. – 336 с.
Дж. Чейпи Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / пер. с англ. – М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 128 с.
С.Ю.Чижова Детская агрессивность – Ярославлю: Академия развития,2005. – 160 с.
Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений - Мю: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
О.В. Хухлаева Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников : учебное пособие / О.В. Хухлаева. – Москва : Академия, 2003. – 176 с.
Приложения
Приложение 1
Бланки заданий для проведения фронтального обследования

Приложение 2
Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно.
Мальчики (девочки) разговаривали о школе.
Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а).
Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б).
Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть"(рис. в).
Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г).
Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь" (рис. д).
Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).
1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему?(Выбор I)
2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?(Выбор 2)
3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?(Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос:
"А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.






Приложение 3
Таблица 1
п/г Ф.И. Психолого – педагогическая оценка готовности ребёнка к школьному обучению Уровень мотивационной готовности к школе
ТМ СР ФС РВ РЧ ОБ 1. Максим У. 5 5 4 3 2 19 (г) III(средний)
2. Никита П. 4,5 4,5 5 4,5 5 23(г) III(средний)
3. Артём И. 5 5 5 4.5 3 22,5(г) II(высокий)
4. Лера С. 4,5 4.5 4 3 4 14,4(у/г) IV(низкий)
5. Никита К. 4,5 5 4 3 5 21,5(г) III (средний)
6. Катя К. 3 5 5 3 3 19(г) III(средний)
7. Костя Б. 2 3 4 5 5 20(г) II(высокий)
8. Саша В. 4,5 3 3 2 5 14,8(у/г) II(высокий)
9. Лера Г. 3 3 4 2 4 16(у/г) II(высокий)
10. Саша М. 3 3 4 5 4 19(г) II(высокий)
11. Тимур З. 3 4,5 4 5 3 19,5(г) I(очень высокий)
12. Влад Б. 2 4,5 5 4 3 18,5(г) III(средний)
13. Даша А. 2.5 4,5 3 4 5 19(г) II(высокий)
14. Костя О. 1 0 3 3 3 10(н) III(средний)
15. Кристина В. 2,5 1 3 5 4 15,5(у/г) IV(низкий)
Средний балл 3,13 3,7 4 3,7 3,8 271,7
Приложение 4
Задания, направленные на развитие тонкой моторики руки у детей дошкольного возраста.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
10. Игры с рисованием.Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
Приложение 5
Задания, направленные на формирование навыков счёта и сравнения
Упражнение 1 Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат. INCLUDEPICTURE "http://adalin.mospsy.ru/img3/msd_03.gif" \* MERGEFORMATINET  Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.)". Упражнение 2 Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата. Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)". Упражнение 3Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)". Упражнение 4Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники). Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку ,Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)". Традиционной формой заданий на развитие визуального анализа являются задания на выбор "лишней" фигуры (предмета). Приведем несколько заданий для детей пяти-шести лет.Упражнение 5 Материал: рисунок фигурок-рожиц. INCLUDEPICTURE "http://adalin.mospsy.ru/img3/msd_04.gif" \* MERGEFORMATINET  Задание: "Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?" Упражнение 6Материал: рисунок фигурок-человечков. INCLUDEPICTURE "http://adalin.mospsy.ru/img3/msd_05.gif" \* MERGEFORMATINET  Задание: "Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?"Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие. Такие задания можно предлагать детям пяти - семи лет.Упражнение 7 Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих большой
Приложение 6
Задания на развитие фонематического слуха
1. Выдели слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
2. Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
3. Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность : - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...) - Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а. - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
Приложение 7
Задания на распределение внимания
Упражнение "Запрещенная буква".
В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся. Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А". Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.
Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.
Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую. 2. Упражнение "Скрытая подсказка".
В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом.
Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.
Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание.
Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.
- Прошу подсказать первую букву, - обращается он к играющим.
Это его право - требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему.
Первая буква загаданного слова "К".
Как же подсказать ее, прямо не называя?
Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой - "сурок", третий - "капля".
Во всех трех словах повторяется буква "К".
Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.
- Давайте вторую букву! - требует он.
Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить.
Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.
Приложение 8
Занятия для детей дошкольного возраста, направленные на формирование мотивационной готовности к школе и формирование эмоционально положительного отношения к школе.
· Значимость подготовки детей к школе.
· Значимость психологической готовности к школьному обучению.
· Мотивационная готовность как один из важнейших компонентов психологической готовности.
· Формирование эмоционально положительного отношения к школе.
1. Прогулка к зданию школы
Цель. Формирование представления о Дне знаний – празднике всех школьников в начале учебного года. Рассказать о том, что дети в семь лет поступают в школу, их называют учениками, учить их педагог (учитель), обучение в школе проходит на уроках, начало и конец которых возвещаются звонком. Вызвать интерес и положительное отношение к школе.
Ход прогулки
Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем к школе. Вы знаете, что такое школа? (Ответы). Правильно, школа – это место, где дети учатся. Сегодня все ученики школы будут отмечать День знаний – первый день нового учебного года. Все они придут нарядные, с цветами. Учеников начальной школы будут провожать родители. Всех школьников будут встречать учителя. Нас с вами тоже пригласили на торжественную линейку. Мы увидим, как ученики встретятся со своими учителями.
После линейки воспитатель спрашивает у детей: понравился ли им праздник – День знаний? Понравилась ли учительница? Слышали они звонок? Что он означает? «Правильно, начало урока, когда все школьники должны отправиться в классы на уроки. А когда звонок прозвенит снова, дети выйдут в школьные коридоры на перемену – они смогут поиграть».
Воспитатель предлагает поиграть на школьном дворе в подвижные игры (по выбору детей).
2. Экскурсия в класс
Цель. Дать представление о том, что такое класс. Познакомить с учителем, правилами поведения в школе. Вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение и к труду учителя, и к нему самому.
Ход экскурсии
Воспитатель. Сегодня мы с вами вместе пойдем на экскурсию в школу, в класс, познакомимся с учителем. В школе детям можно показать раздевалку, спортивный зал, кабинет медсестры, столовую и т.д.
Воспитатель. Познакомьтесь с учительницей, дети. Ее зовут Татьяна Сергеевна. Она расскажет вам, чем ученики занимаются в школе.
Дети рассматривают класс, плакаты, доску, школьный уголок, выставку работ первоклассников, садятся за парты.
Учительница рассказывает дошкольникам, как интересно проходят уроки в школе, как дети учатся писать, читать, считать. Показывает учебники, говорит о том, как много узнают школьники, посещая уроки. Знакомит со школьными правилами, которые должен выполнять каждый ученик. Рассказывает, что ученики одного класса не только вместе посещают уроки, но и вместе играют, устраивают соревнования и конкурсы, ходят в цирк, театр.
Воспитатель. Давайте поблагодарим Татьяну Сергеевну за ее рассказ. Теперь мы знаем, как интересно ходить в школу, сколько полезного можно узнать, как многому можно научиться.
3. Знакомство с букварем
Цель. Знакомство детей с самым первым учебником в их жизни. Вызвать желание узнать буквы, чтобы научиться читать. Развивать умение выделять звук из слова и определять его место в слове.
Материал. Азбука; предметные картинки: аист, астра, арка, азбука, картинки с изображением фруктов; пластилин (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель показывает бандероль, пришедшую от Буратино. В ней азбука – книга, по которой учатся читать. Вместе с детьми рассматривает картинки в азбуке.
Воспитатель. Чтобы научиться читать, нужно сначала научиться слушать и различать звуки. Сейчас я буду показывать картинки и называть, что на них изображено, а вы слушайте, с какого звука начинаются слова, затем скажите, что это за звук. Правильно, все эти слова начинаются со звука А. Произнесите вместе со мной (А-А-А). широко открыв рот. Теперь я буду произносить различные звуки, а вы повторяйте за мной только звук А (а, у, о, у, а, о …). Давайте посмотрим, как пишется буква А.
Предлагает детям обвести ее пальцами, обратить внимание на то, как расположены палочки, из которых она состоит, вылепить букву из пластилина.
4. Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Цель.  Учить выстраивать сюжетные линии игры, используя имеющиеся знания о школе. Углублять интерес и положительное отношение к ней.
Материал. Предметные картинки, пластилин.
Ход игры
Воспитатель предлагает поиграть в школу, выбрать на роль учительницы кого-нибудь из детей, предложить тему урока с учетом интересов и предпочтений детей. Закреплять умение исполнять взятые на себя роли.
5. Экскурсия в школьную библиотеку
Цель. Знакомство с трудом библиотекаря, показать значимость его труда. Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним. Углублять интерес к школе.
Ход экскурсии
Дети приходят в школьную библиотеку; знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их.
Воспитатель. Обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажи». Что стоит на полках? (Книги.) Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему? С ними аккуратно обращаются.) Как надо относиться к книгам? (Бережно.) Как нужно беречь книги? (Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать.) Для чего нужны книги? (Чтобы стать грамотными, знать много интересного.)
Кто знает, что такое библиотека? (Хранилище книг.) Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? (Читатели.)
Библиотекарь знакомит детей со своей работой: помочь читателю выбрать книги, записать ее на карточку (формуляр), на какое время дается книга, как нужно обращаться с ней. Показывает интересные книги, предлагает взять одну из них в группу. Дети рассматривают книги, благодарят библиотекаря за рассказ.
6. Рисование «Чем я буду заниматься в школе»
Цель. Формирование положительного отношение к школе. Дать возможность выразить его в рисунке.
Материал. Краски, карандаши, бумага.