Статья Роль учебных дисциплин и внеклассных мероприятий в формировании духовной культуры младших школьников.



Роль учебных дисциплин и внеклассных мероприятий в формировании духовной культуры младших школьников.

Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения.. Доброму отношению к людям, к родной земле, труду на ней, чувству товарищества учили детей народные сказкиё былины, песниЛучшие люди нашей страны из глубины веков проносили через всевозможные исторические потрясения идею гражданственности и человечности, высокой духовности народа, являясь сами при этом носителями и хранителями духа народного.
Педагогический смысл работы по духовному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
В школу приходят дети с разным набором нравственных представлений, с разным уровнем воспитанности. Но именно в начальной школе закладывается тот фундамент, на котором начинают развиваться, а затем и совершенствоваться все формы нравственного поведения, лучшие личностные качества, так как ученик, пришедший в первый класс готов открыто говорить о своих чувствах, готов выражать, не стесняясь, свои эмоции.
Младший школьный возраст считается наиболее восприимчивым для усвоения моральных знаний, так как в силу ограниченности нравственного опыта моральные знания являются регулятором духовно-ориентированного поведения, его мотивов. При усвоении младшими школьниками знаний , умений, навыков как на уроках , так и во внеклассных мероприятиях возникают условия , благоприятствующие формированию в них духовно окрашенных новообразований. Именно в этом возрасте интенсивно формируется потребность в познании своего внутреннего мира, что необходимо для становления духовной культуры.
«Литературное чтение» представляет собой учебный предмет, который призван ввести детей в мир художественной литературы, сформировать средствами художественного слова образные представления о человеке и окружающем его мире, отношение к изображенным жизненным явлениям, пробудить у учащихся интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры личности, приобщить детей к общечеловеческим и национальным духовным ценностям.
Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать духовно-нравственным поступкам ее героев, готовы вместе с героями книг бороться за правду и справедливость. Чтение и обсуждение прочитанного помогают осознать и пережить свои поступки и мысли, узнать о том, что же было в собственном опыте.
На уроках литературного чтения особое место, как облагораживающая сила, занимают сказки. Сказка – универсальный способ разговора с детьми на духовные темы. При отборе сказки для занятий обращаю внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Некоторые сказки, словно сверкающие жемчужины любви, доброты, света и счастья, но, как всякие жемчужины , они очень редки , и приходится просматривать массу литературы в поисках их. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребенок не давал определенные ответы , а подумал бы о своей жизни, о своих чувствах.
И последнее, в конце беседы о сказке совместно с учениками подчеркиваем главную мысль, заложенную в ней.
Далее в качестве наиболее эффективного средства для решения задачи воспитания духовности и развития духовного мира школьников выделяю изобразительное искусство. Содержание рисунков отражает духовный мир ребенка. Ребята рисовали на тему « Хороший и плохой ребенок», «Я и мои друзья». « Какой я ?», «Заветное желание» и др. Рисунки дают возможность определить состояние духовного мира младших школьников через выявление понимания ими образа мира, образа «Я», образов других людей, приоритета у них духовных или материальных ценностей.
Кроме того , духовную культуру учащихся повышает интегрированное преподавание, способствующее видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. Часто использую интегрированные уроки по математике и окружающему миру. Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся, способствует воспитанию любви и уважения к своему народу, бережному отношению к природе родного края, формированию нравственных ценностей и качеств.
На уроки чтения я включаю изучение произведений чувашских поэтов и писателей. Это произведения Раисы Сарби, Михаила Юхмы, К.Иванова, Валентины Чаплиной, И.Я.Яковлева. Произведения И.Я.Яковлева изучаем и на уроках внеклассного чтения. Мы говорим о жизни и деятельности великого педагога.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально- исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Я хочу рассказать, как мы работали над проектом « Азбука вежливости» в период обучения грамоте.
Проектная работа включает пять этапов:


1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.
На этом этапе работы нами была поставлена задача создания собственной азбуки. Ребята пришли к выводу, что нам необходимо создать «Азбуку вежливости», так как из-за незнания и неумения применять некоторые вежливые слова в классе иногда возникают конфликты; работа над азбукой поможет всем стать более культурными и воспитанными детьми.
2. Набор первоначальных идей и предварительное обсуждение путей реализации поставленной цели.
На втором этапе при обсуждении идей и путей реализации поставленной цели школьники предложили на каждую букву русского алфавита придумать вежливое слово.
3.Проработка одной или нескольких идей. На этом этапе дети должны окончательно решить, как будет реализовываться проект, что конкретно они будут выполнять.
Третий этап коллективно не обсуждался, так как каждый участник проекта , каждая группа самостоятельно решали, как будет выглядеть оформление их собственной « Азбуки вежливости». На этом этапе были созданы группы.
4. В реализации четвертого этапе участвовали и родители, они поддерживали советами, помогали в оформлении работы.
6. На пятом, заключительном, этапе была организована выставка детских проектов, презентаций.
Проектная работа над «Азбукой вежливости» способствовала нравственному воспитанию учащихся, развитию творческих и литературных способностей. В результате проведения проекта дети приобщаются к исследовательской деятельности, а работа в группах создает ситуацию успешности, позволяет развивать творческие способности всех учащихся.
Положительное общение между детьми происходит на уроке технологии и во внеурочной деятельности в процессе коллективной работы, когда воспитанники участвуют в совместной деятельности, чаще всего игровой. Постепенно дети научились принимать мнение других, отличное от своего собственного, выстраивать комфортные взаимоотношения, оставаясь при этом на различных, порой даже противоположных позициях. Я часто использую театрализованную деятельность. Это - инсцинирование сказок.
Например: «Не рубите елочки!», «В гостях у царевны Гигиены», «Праздник вежливости», «Эх, масленица!» и др. К внеклассным мероприятиям также отнесу и походы, экскурсии на природу, в музей, в кинотеатр, даже просто совместный с классом отдых на пикнике с использованием ролевых, подвижных игр.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидульности, духовности. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315








15