Сценарий проведения родительского собрания Глаза в глаза 9 класс

28.11.2015
Родительское собрание в 9-А классе
«Глаза в глаза»

Цели:
1. Сплотить родительский коллектив и детей, чтобы каждый мог почувствовать радость общения.
2. Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.
Форма проведения: дискуссия, тренинг
Материально-техническое обеспечение: медиапроектор, экран (для демонстрации презентации, фотографий).
Подготовительная работа: сочинения ребят на тему «Моя будущая семья».
 
                                                                   Упражнение 1.
«Приветствие».  Мне хотелось бы сейчас услышать от вас, уважаемые родители, какие у вас ожидания, намерения, с которыми вы пришли на эту встречу.
(Каждый желающий – родитель, ребенок – высказываются).
Нашу встречу начну с притчи.
Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.
А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»
Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».
Свет в окне дома
Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»; раздражение – ну, что им надо, чего им не спиться; боязнь – как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и ругани?

Готовясь к собранию, очень хотелось узнать мнение мальчиков и девочек, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами и сами будут зажигать свет в своих окнах. Из маленьких сочинений ребят получилось одно общее.
Упражнение 1.
«Ассоциации».
Несколько родителей называют свои ассоциации на слово «Семья». Учитель записывает их на доске или на листе А4 и вешает на доску.
Но прежде чем мы посмотрим то, что думают о семье дети, уважаемые родители возьмите листочки и закончите несколько предложений (тест «Незаконченное предложение»):
1. Семья - это
2. Мои родители - это
3. Свет в окнах моего дома - это
4. Радость в моей семье - это
5. Горе в моей семье - это
6. Вдали от родного дома я буду вспоминать
7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью...
8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье
9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей это -
10. Больше всего мои родители боятся, что

А теперь сравним ваши ответы с ответами детей. Действительно ли ответы ребят совпадают с вашим мнением, с вашими ожиданиями и надеждами?

Вот какое получилось у нас описание будущей семьи
ПИСЬМО
«Привет, моя будущая семья! »
Пишу тебе из моего детства, чтобы ты знала, какая ты в моих мечтах. Я - хранительница семейного очага, прекрасная мать и отличная жена, ну а пока просто ученица 9 класса.
Я расскажу тебе какая ты у меня будешь замечательная, такая же в которой выросла я.
Ты у меня большая и дружная.
В ней живут папа – мой муж. Он заботливый и сильный, мужественный и справедливый. А еще он очень спортивный и любит путешествовать. Нашим детям он друг. Он всегда готов выслушать их, и прийти на помощь в сложной ситуации. Иногда я даже завидую ему, потому, что он секретничает с нашими детьми о чем то. Меня в это не посвящают, но я вижу, как дети ждут этого момента разговора по душам. Они сидят вместе на диване, накрывшись пледом и о чем- то тихо говорят. О чем-то серьезном и важном. А я вижу картинку из своего счастливого детства, когда я так же секретничала со своим папой.
Я – заботливая и очень красивая мама. Успешная бизнес леди и отличная хозяйка. Главное богатство нашей семьи – дети. Их двое или трое. Они веселые и шумные, порой непослушные, такие же , как и я в детстве.
Неудивительно, что я во всем поддерживаю своего мужа (так же как это делает моя мама), но, в то же время имею свое собственное мнение по многим вопросам. Особенно в вопросах воспитания детей. Я не могу полностью угадать пол детей, свое место работы, но все это не главное. Главное то, что не надо забывать, что дети это тоже личности, может быть еще не состоявшиеся у которых есть свое мнение и свои интересы. Не надо мешать их становлению. Прежде всего, ребенок должен воспитываться в гармонии и семейном благополучии, которые родители могут и должны обеспечить. В воспитании ребенка надо быть ребенком. Потому что нельзя понять его, не взглянув на мир его глазами. Для меня важно их здоровье. И поэтому я готовлю здоровую пищу, но не скучную кашу и пареные овощи, а красивые и интересные блюда (по секрету, я беру рецепты из интернета или как мама заглядываю в тетрадку, где записаны рецепты). По воскресеньям мы готовим все вместе. В это время мы говорим о событиях, произошедших за неделю, и обсуждаем их.
У нас по всему дому роздан интернет. Поэтому нет споров, кому в данный момент он нужней. Я хорошо знаю, как необходим свободный доступ к сетям подросткам. В современном мире детей ограждают от всего и единственный способ погулять с друзьями – виртуальная прогулка или беседа. Нет, мы с папой стараемся, чтобы наши дети не нуждались в виртуальном общении и поэтому у нас в доме часто бывают их друзья. Мы договариваемся с родителями друзей наших детей, чтобы по очереди принимать у себя компании.
У нас есть свои традиции: совместные путешествия, семейные обеды, шумные посиделки. Бабушки и дедушки наши общие друзья. У нас есть общее хобби, я еще пока не знаю какое, но оно нас объединяет и это – главное. Знаю точно, что традиция наряжать вместе елку к Новому году сохранится в моей семье обязательно.
А еще мы будем слушать и слышать проблемы и просьбы наших детей. Конечно, у детей много просьб и не все можно выполнять. Но если у нас не получается что-то купить или разрешить детям, мы будем им объяснять почему мы не можем этого сделать, а не отвечать категоричным НЕТ.
Ещё, в нашей семье нет ссор, не слышно криков, нет ругани. Если кто-то из нас чем- то недоволен или рассержен, мы обсуждаем ситуацию и приходим к компромиссу. Нет-нет, мы не молчим, неделями надувшись, и не глядя друг на друга, мы садимся напротив и, глядя в глаза, объясняем причину раздражения или объясняем причину поступка. И тогда все становится ясно и подобные случаи не повторяются. Конечно, у нас в семье бывают разногласия, но это не скандалы.
Моя будущая семья, конечно, будет повторять те устои и традиции, которые есть в моей нынешней семье. Я не верю в сказку о сказочно богатом муже и хочу добиться в жизни всего сама и я сделаю все возможное и невозможное для того чтобы мои дети воспитывались в семье в которой прививается любовь к человеку, справедливость и уважение к мнению других. Главное – чтобы наши дети выросли настоящими людьми.
А пока, я учусь всему у своих папы и мамы.
Семья, до встречи!
(Обмен мнением по проблеме).
Проанализировать, сколько положительных слов и сколько отрицательных выписано.
Чтобы отношения родителей с детьми были доброжелательными, чтобы конфликтные ситуации разрешались конструктивно, мы предлагаем вам использовать не только родительские собрания, но и такую форму взаимодействия с родителями как тренинги.
Насколько вы знаете, существует структура тренингового занятия (это также можно осветить родителям). Каждое занятие состоит из 4-х стадий:
I стадия – разогрев. Включает в себя обмен своим состоянием и настроением;
II стадия – групповая дискуссия, ролевая игра. Обсуждение и обыгрывание участниками ситуаций. Обмен мнениями из реального и конкретного опыта позволяет посмотреть на ситуацию с различных сторон, увидеть плюсы и минусы, задуматься над своим поведением, осознать его вариативность, переоценить ситуацию и выработать технику поведения по каждой проблеме.
III стадия – рефлексия «здесь и теперь». Подведение итогов работы. Интеграция опыта, полученного на занятии, и обратная связь. Предоставление возможности выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе тренинга.
IV стадия – психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания.
Упражнение 2.
«Знакомство»
Дети по очереди встают и представляют себя и своих родителей.
Упражнение 3.
Следующее упражнение, которое предлагается родителям и детям: «Угадай, кто это?». Дети (5 человек), закройте глаза, вам нужно встать спиной к ко всем, а родители по очереди подходят к вам (детям) по кругу. Ваша задача, дети, угадать своего родителя. Если ребенок решил, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит. Если нет, то движение родителей продолжается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.
Желающие могут поделиться своими переживаниями.
А теперь наоборот, мамы будут угадывать, где их дети! Сейчас мы по очереди завяжем глаза мамам. Вам нужно по рукам узнать, где ваш ребенок.
Какие все молодцы! Вам понравилось игра?
Вопрос родителям: “Что вы чувствовали когда пытались определить по рукам, где ваш ребёнок?”
Эта игра проводится с завязанными глазами. Родители пытаются угадать руки своего ребенка.
Упражнение 4.
«Взрослый – ребенок». Одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство, или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.
Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений теперь вы – взрослые. Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди. Теперь вы – дети. Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем) или ребенком. Высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то», «Если бы я был ребенком, то».  Высказываемся по кругу.
Участники делятся своими мыслями.
Упражнение 5.
«Ситуация с контрольной».
Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является уже упомянутое в прошлом упражнении активное слушание.
Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто родители неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – ребенок, отстаивающий свою точку зрения, много воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.
Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, - т. е., когда у него возникают эмоциональные проблемы.
В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».
Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?
Разыграйте такую ситуацию (в парах).
Кто желает показать свою сценку? (2-3 пары).
Обсуждение.
Чтобы избежать конфликтной ситуации, целью родителя должна быть некритическая оценка происходящего, родитель должен использовать правила активного слушания:
Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне.
Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
Держать паузу, давая подростку паузу на обдумывание.
Обозначать чувства, испытываемые подростком.
Упражнение 6.
«Я давно хочу тебе сказать».
Это упражнение является завершением дружеской встречи.
Родители и дети сидят рядом в круге (лицом к лицу). Родитель сначала говорит своему ребенку: «Я давно хотел тебе сказать» и завершают. Ребенок также говорит своему родителю: «Я давно хотел тебе сказать» (и завершает).
 В завершении нашей встречи хотелось бы обратить ваше внимание на результаты применения активного слушания:
Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.
Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.
Подросток тоже начинает нас слышать и слушать.
 Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.
Рефлексия (10 мин).
Флешмоб (дети + родители)
Уважаемые родители! Дорогие ребята! Сегодня наше занятие было посвящено взаимодействию родителей и детей.
В завершении нашей встречи хотелось бы услышать от вас обратную связь:
- с каким настроением вы уходите;
- какой опыт получил каждый участник;
- оправдались ли ожидания.
Спасибо!
Заключение – Чтение стихотворения «Родителям»
-Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же - никогда. Тот лучший проповедник - Кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии - Вот лучшая из школ. И если все мне показать - Я выучу урок. Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить, и мыслям, и словам, Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму, Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живешь, По правде или нет.