Методическая разработка часа общения по теме: Труд красит человека

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г.Усть-Илимска»
(ГОКУ СКШ г.Усть-Илимска)









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЧАСА ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ:
«Труд красит человека»





Составил:
Сундуева Елена Николаевна,
учитель биологии,
I квалификационная категория




г. Усть –Илимск, 2016г.

Час общения: «Труд красит человека»
Цель: развитие познавательного интереса воспитанников к миру профессий.
Задачи:
Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Расширять знания и представления воспитанников о профессиях.
Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Ход часа общения:
1.Организационный момент:
Эпиграф к занятию: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
2. Введение в тему:
Много есть профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться!
- О чем будем говорить?/ О профессиях.
- Ребята, по названию часа общения, вы, наверное, догадались, что речь у нас пойдет о различных профессиях. Профессий на свете очень много, никто даже сказать не может точно, сколько их всего. Но их объединяет одно: каждый человек, приобретя какие-то умения и навыки: учить детей, строить мосты, варить сталь, выращивать хлеб, лечить больных, делает это для других людей. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности.
3.Основная часть
Игра «Окончание пословицы»
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете.
Деревья смотри в плодах, (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд(все перетрут).
Под лежачий камень(и вода не течет).
Маленькое дело (лучше большого безделья).
Горька работа, (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье, (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки- (не будет и скуки).
Не спеши языком-(спеши делом).
Любишь кататься- (люби и саночки возить).
Делу время,(потехе час).
Ищи невесту не в хороводе, (а в огороде).
- Кто не работает, .. (тот не ест).
- Хочешь есть калачи - .. (не сиди на печи).
- Труд человека кормит, .. (а лень портит).
- Кто любит труд, (того люди чтут).
- Без труда не вынешь и .. (рыбку из пруда).
Видите, как много пословиц народ сложил о труде, и это только малая часть.
А теперь, угадайте, о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках.
Куй железо пока горячо. (Кузнец)
Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть. (Рыбак)
Не игла шьёт, а руки. (Швея)
Не бравшись за топор избы не срубишь. (Плотник)
Корова черна, да молоко у неё бело. (Доярка)
Лес рубят – щепки летят. (Лесоруб)
Цыплят по осени считают. (Птичница)
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Хлебороб)
Понятие «профессия»
Незаметно пролетят школьные годы, и вы окажетесь на пороге
взрослой самостоятельной жизни. Сможете ли вы сразу устроиться
на работу и работать врачами, учителями, водителями? Почему?
Верно! Сначала нужно приобрести профессию.
Что же такое профессия? (ответы детей)
Профессия – это вид труда, который требует от человека
определённой подготовки, знаний и умений.
Может ли человек получить профессию сразу без подготовки?
Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или других
учебных заведениях. Куда пойти учиться? Этот вопрос
постоянно задают себе выпускники? Почему? Неправильно
сделанный выбор профессии не принесёт радости в труде.
Профессия должна быть выбрана по душе, должна
интересовать человека, тогда она будет приносить человеку
радость, да и дело будет спориться.
Итак, мне хочется прочитать вам один небольшой рассказ К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга» Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.
-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
-Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
(Ответы детей)
-Труд красит человека, а безделье его уродует.
-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
Без туда человек заржавеет и может заболеть.
4.Заключительная часть
Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
Сейчас поиграем в игру « Чудесный мешочек».
Я вам покажу инструменты, а вы мне ответите: кто забыл эти вещи.
В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями (жезл, указка, молоток, половник, калькулятор и др.) Вытаскивая предмет, ребенок должен угадать, люди какой профессии пользуются этим предметом и для чего существует данный предмет.
Игра “Аукцион”
Назовите как можно больше профессий на букву П (пожарный, повар, плотник, почтальон, портной, печатник, печник, пилот, пахарь, программист, психолог, прокурор, парикмахер, переводчик, провизор, преподаватель, пекарь, прачка, портретист, прораб, пчеловод, педагог, психиатр, писатель, плиточник, пиар-менеджер, постановщик, паяльщик, птичница, пастух). Вручается приз последнему игроку.
Обратная часть
Сегодня мы говорили о разных профессиях. Сейчас проверим, какие профессии вы запомнили.
Кто готовит котлеты, винегреты, салаты? (Повар.)
Кто красит стены? (Маляр.)
Кто в дни болезней
Будет всех полезней? (Доктор.)
Наведёт стеклянный глаз.
Щёлкнет раз – и помним вас. (Фотограф.)
Работает на мельнице. (Мельник.)
Играет на пианино. (Пианист.)
Он не лётчик, не пилот
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто скажите, это?
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете,
Преграждая путь врагу. (Пограничник.)
Кто учит детишек читать и писать
Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)
Заключительная часть:
Ребята, подумайте о том, кем бы вы хотели стать, когда вырастете, почему вы хотели бы выбрать именно эту профессию, а не другую. Узнайте подробнее об этой профессии. Постарайтесь подобрать книжки о выбранной профессии или иллюстрации, на которых были бы изображены люди, занимающиеся работой, которая вас заинтересовала бы. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья».
Профессий много на Земле,
Но выбирай, любя!
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая из них важна.
Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. На этом мы наш час общения заканчиваем. Мы ещё не один раз вернёмся к теме профессии, познакомимся подробней с другими профессиями, посетим предприятия, где работают люди различных профессий. Скажите, ребята, а какая ваша самая главная работа сейчас? (Учиться). Подводя итоги, хочу отметить всех ребят, и подарить каждому из вас орудие вашего труда: ручку, карандаш.






Заголовок 115