Отчёт по самообразованию Формирование нравственных качеств у детей с ОВЗ через внеурочную деятельность


Отчет по теме самообразования:
«Формирование нравственных качеств у детей с ОВЗ через внеурочную деятельность»
Нравственное воспитание   школьников   должно стать одним   из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка   – эта адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит   его   ценностные ориентации.   Поэтому   важно,   чтобы   нравственная    воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни:   уроком, переменой, внеурочной   деятельностью,   пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Целью воспитания нравственных качеств у детей с ОВЗ является: формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:
- прививать воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды,
- помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали;
- помочь осознать свой личный опыт поведения.
Тема самообразования «Формирование нравственных качеств у детей с ОВЗ через внеурочную деятельность» выбрана мною не случайно.  Так как я стала воспитателем не так давно (7 месяцев), то самообразование по этой теме для меня очень важно. Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло,  можно.
Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
1. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст]/И. А. Каиров. – Москва, 2006.- 201с.
2. .Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст]/Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468с
3. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст]/И.С. Марьенко. - Москва, 2005.219с.
Кроме этого, в течение года я посещала методические объединения на школьном уровне, открытые занятия, на которых  я для себя почерпнула много нового и интересного. Особенно ценными в плане изучения темы «Формирование нравственных качеств у детей с ОВЗ через внеурочную деятельность» оказался просмотр форм работы образовательной деятельности у воспитателей с богатейшим педагогическим опытом, работающих в нашей школе (Грачёва Л.И., Чеботарь Н.Ю., Паномарёва Е.И. и тд.).
Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Для этого в классе на протяжении всего учебного года  я  проводила экспериментальную, индивидуальную работу с учётом увлечений детей, читала познавательную литературу, старалась чередовать методы работы, возбуждать активность воспитанников. Для меня стало правилом: «Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы общения с воспитанниками».
Благодаря наблюдениям за работой педагогов школы, их советам и наставлениям, а также  изучению специальной литературы  у меня сформировалось представление о мастерстве воспитателя.  Я сделала вывод, что педагогическое мастерство — это искусство воспитания, требующее постоянного совершенствования.
Итак, я пришла к выводу что формирование у детей к нравственных качеств несет не только образовательные и воспитательные функции но и является хорошей платформой в коррекции психо-эмоциональной сферы. Началом работы по теме опыта стало проведение авторских диагностик (авторы Т.В Купоросова, Н.П. Капустиной, М.И.Шиловой) по определению исходного уровня сформированности нравственной воспитанности обучающихся 5 класса 2015году.   Перед   школой   ставится   задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать   происходящее и строить свою деятельность   в   соответствии   с   интересами   окружающих   его людей. Решение этой задачи связано с формированием   устойчивых   нравственных свойств   личности   школьника.   Основной    функцией    является  формирование интеллектуальных,   эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей обучающихся к активно деятельному   взаимодействию   с   окружающим   миром   (с природой, другими людьми, самими собой и др.) Моей задачей является   воспитание в детях самостоятельности   принятых   решениях,   целенаправленности   в   действиях   и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию   и   саморегулированию отношений.   Понимая что, важным   условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я стараюсь ставить   воспитанников  в   ситуации   непосредственного   проявления   заботы о   других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.   Формирование нравственности происходит в школе на   всех   занятиях.   И   в этом отношении нет главных и   неглавных   тем. Я считаю, что воспитывает   не только содержание, методы и организация обучения, но   и   та   атмосфера,   которая   складывается   на   занятии, стиль отношений педагога и детей,   детей   между   собой.   Воспитывает   себя   и   сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Для    нравственного    воспитания    я стараюсь    организовать    учение    как коллективную   деятельность, ставя познавательную задачу перед детьми как общую, для   решения, которой   нужен   коллективный поиск.    Нравственное воспитание будет осуществлено и в том случае, если компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления будут включены в содержание внеклассной работы.
Именно поэтому я уделяю особое внимание внеклассной работе, особенно проведению игр, праздников. Ведь праздники, игры – это важный фактор формирования человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.
   Мы вместе с детьми проводим такие праздники: «Марафон добрых дел», «Поможем птицам зимой», «Валуйки, с Днём рождения!» и т.д.
    Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в ребенке желание любить, творить добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни — это одна из задач моей работы.
  Ученики моего класса с удовольствием участвуют в тематических конкурсах на лучший рисунок, плакат: «Листья жёлтые кружатся», «Добрые герои сказок», «Рисуем храм», «Плакат к 8 марта»
   Также нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если родители личным   примером будут способствовать воспитанию нравственности.   Понимая это я на родительских собраниях и провожу беседы с родителями в игровой форме на тему: «Моя семья», «Папа, мама, я – читающая семья!»; «Папа, мама, я – спортивная семья!»; «Папа, мама, я – дружная семья!»; «Неразлучные друзья – родители и дети.» и др. В своей работе стараюсь придерживаться Азбуки морали, Которую предлагает В. А.Сухомлинский:
• Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
• Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
• Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
• Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь.
• Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей.
   Завершая, я могу   сказать   следующее,   нравственное воспитание – непрерывный   процесс,   он   начинается   с   рождения   человека   и продолжается всю жизнь, направленный   на   овладение   людьми   правилами   и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее   место   в   формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на   умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на   воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.
Список литературы
1.Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст]/Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468с.
 2.Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст]/И. А. Каиров. – Москва, 2006.- 201с.
3.Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст]/И.С. Марьенко. - Москва, 2005.219с.
4. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика [Текст]/Э.Ш. Натанзон. – Москва, 2001.-349с.
5.Толкачёва, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное [Текст]/ Л.Толкачева.- Минск, - 2002.-291с.




ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1»
Отчёт по теме самообразования
«Формирование нравственных качеств у детей с ОВЗ через внеурочную деятельность».
Подготовила: Воспитатель Жаворонкова Н.А.