Д«Формирование нравственных качеств средствами православной культуры»оклад на тему:


КОУ Омской области «Исилькульская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
«Формирование нравственных качеств средствами православной культуры»


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций. В ходе перемен в стране были утрачены многие традиции национального духовно-нравственного воспитания, а само понятие духовности меняло свое содержание в зависимости от политического и социально-экономического строя. Современное российское общество вновь переживает период сложных долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Этот процесс подверг серьезному испытанию всю систему морально-нравственных устоев современного человека, в особенности негативно он повлиял на духовное развитие молодежи. Усиливается дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семьи. Нестабильность, бедность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Нравственность, по значению - набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Духовность — это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться. Нужно понимать, что даже нравственная жизнь - не цель или заслуга, а средство для очищения души... Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций всегда формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А. Беляева, Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, С.Н. Булгаков, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, З.В. Видякова, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.М. Меньшиков, А.Н. Острогорский, В.П. Острогорский, Н.И. Пирогов, М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.
В настоящее время существует множество программ по духовно-нравственному воспитанию различных авторов. Примеры отечественных программ: «Введение в традицию» авторская программа Крячко А.А., «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» Феоктистова Т.Г., Шитякова Н.П., Программа "Мировидение", Программа «Азбука нравственности», Программа «Культура семейных отношений», Муниципальная целевая программа «За духовное и нравственное здоровье» Д.Г. Левчук, О.М. Потаповской.
Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию и любое воспитание при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально- приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников я считаю задачей первостепенной важности.
Позвольте представить вашему вниманию мой опыт работы по теме «Основы духовно-нравственной культуры». Слайд1 В процессе работы над темой « Духовно-нравственное воспитание» я познакомилась с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию многих педагогов, различными программами, сложившимися в последние годы в разных регионах России. Несомненно, что для русской культуры, русского человека духовно определяющую роль играют православное мировосприятие, православная вера, православный уклад жизни. Само же духовно-нравственное воспитание предполагает целенаправленное развитие нравственных, эстетических и религиозных идеалов. На основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина, опираясь на методические разработки следующих авторов: Е. Д. Худенко, С.М.Петровой, Н.Е. Щурковой мною была создана программа «Основы духовно-нравственной культуры», для 5- 7 классов.
Программа   духовно-нравственного   воспитания  и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции  духовно-нравственного  развития и  воспитания  личности гражданина России
Программа состоит из 4 блоков, Она рассчитана на 3 года, по 34 часа учебного времени в год для каждой возрастной группы (1 час в неделю). Работа над опытом продолжалась в течении 3 лет. Опыт работы реализуется через систему уроков и внеклассных мероприятий в 5-7классах, 9 «А» классе (как классного руководителя) сл2 Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности. Таким образом, повторность в обучении детей позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения, обеспечивает их применение в связи с участием детей в разных видах деятельности. В процессе обучения учащиеся получают представление о непреходящих ценностях своего народа, таких как дом и очаг, традиция и семья. Но в основе главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь. Особое место занимает знакомство учащихся с жизнью и духовными подвигами святых подвижников земли Русской и уделяется большое внимание краеведческому материалу.
Целью моей программы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Главной целью работы является создание условий для становления личности человека и гражданина, знающего, помнящего и любящего историю и культуру своего народа
В реализации этой цели я ставлю перед собой  следующие задачи:
Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения,  обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
Процесс реализации программы «Основы - духовно нравственной культуры» возможен при условии проведения систематических занятий с учащимися, используя разнообразные формы занятий, выполнения творческих работ.
Формы проведения занятий
1.Комбинированный урок
2.Ролевая игра. Урок – игра
3.Интегрированный урок
4.Исценированное представление
5. Экскурсии

После окончания обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:
- традиционный уклад русских людей;
- сельский труд;
- внутрисемейный строй русской семьи;
- причину принятия христианства;
- православные святыни;
- православные, семейные, государственные праздники, особенности полготовки и проведения праздничных дней;
- значительные подвиги русского народа;
- русский фольклор;
- правило поведения в православном храме;
Учащиеся должны уметь:
- применять полученные знания в дальнейшей жизни;
- исполнять заповеди;
- отличать русскую культуру от других культур;
- давать нравственно – эстетическую оценку русской культуры и уметь выразить эмоционально – личностное отношение к ней с помощью пословицы, рисунка;
- сравнивать между собой варианты пословиц, поговорок мудрых мыслей, находить в них общее и особенное;
- ценить произведения мировой культуры;
- различать жанры фольклора;
- соблюдать традиции народного календаря;
- правильно вести себя в храме.
Предполагаемый результат
Программа «Основы духовно – нравственной культуры» ставит своей целью достичь следующих результатов:
- усвоение школьником добродетели, направленность и открытость его к добру;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе;
- потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование;
- субъективное психоэмоциональное благополучие;
- приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
- воспитание чувства патриотизма;
- воспитание ответственности за свои дела и поступки;
- развитие понимания культурных ценностей прошлого, умение их беречь, накапливать, воспринимать их эстетическую ценность.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении учащимися вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Программа включает занятия следующих блоков: «Сад добродетелей», «Край в котором ты живешь», «Истоки русской духовности», «Душа обязана трудиться». сл11
Сл.12-13 Занятия первого блока построены на литературных произведений (рассказы, сказки, стихотворения) и на основе русского фольклора (загадки, потешки, пословицы и поговорки), библейские рассказы. Учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков.
Основные задачи блока: научить школьника видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формировать христианское отношение к ближним.
сл 14 Занятия второго блока знакомят детей с родным городом (история, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края); с историей Российского государства, жизнью русских городов, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.
Основные задачи блока: воспитать чувства любви к своему городу, своей стране, его защитникам, прославившим Россию, гордости за историческое прошлое Омской области, русского государства.
Занятия 3 блока знакомят учащихся с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем как встречали православные праздники в России, знакомят с нравственными законами, данными человечеству в Библии.
Основные задачи блока: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.
На занятиях четвертого блока «Душа обязана трудиться» школьники знакомятся с духовно – нравственными традициями жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.
Основные задачи блока: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать своё место в семье, деятельно – участвовать в домашних делах, ориентировать учащихся на мужественный и женственный образцы поведения.
Следует отметить, что теоретические занятия по данной программе совмещаются с практическими, а так же с экскурсиями в местные художественные и краеведческие музеи, храмы, для приобщения учащихся к культурному наследию родного края. Программа предусматривает последовательное усложнение материала. Составление методических разработок (вопросов, игр, заданий, тесты, см приложение) направлено на развитие духовных и творческих сил учащегося. В просе образования школьник не только должен прикасаться к сокровищам мудрости, но и обязательно проживать это состояние духа, в своём творчестве и в своих поступках.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении учащимися вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся лежат следующие принципы.
  Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений воспитанника с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. 
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника с учителем. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. .
В процессе воспитания ценностных основ культуры школьников в учебном процессе я выделяю три взаимосвязанных элемента:
1. Ценностно-ориентированная воспитывающая ситуация, в процессе которой ребята знакомятся с точкой зрения одноклассников, учителя, учатся принимать чужой или отстаивать свой взгляд на ту или иную ситуацию, тот или иной поступок.
 Средствами  таких ситуаций могут выступать:
- ценностно-ориентированные тексты, содержание которых может быть использовано для развития у школьников  нравственных  и эстетических чувств.
- ролевые игры, театрализации, игры - тренинги.
- проблемные ситуации, в ходе решения которых ученику предоставляется возможность сформулировать свое мнение или предположение, вступить в дискуссию.
- групповая  работа .
2. Рефлексия, в процессе которой дети учатся осмысливать причины своих действий (удачных и неудачных), личный результат, достигнутый в ходе урока или во внеурочное время.
На уроках учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество, терпение, правда, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека – его жизни.
  Чтобы повысить интерес к основному материалу, использую дополнительный материал, иллюстрирующий основные идеи учебного текста. Это сказки и былины с поучительным содержанием, фрагменты из детской литературы, применение христианской мудрости пословиц и др. Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
Для духовно- нравственного развития личности использую основы русского народного творчества с элементами новых игровых методик ситуационного воспроизведения жизненных явлений, разработанные доктором педагогических наук Н. Е. Щурковой.
Групповые игры помогают вести скрытую педагогическую позицию: приобщить детей к миру культуры; знакомить с широким видом человеческой деятельности; корректировать воспитанность; решать жизненные проблемы, ставшие перед ними в реальной жизни. Используя трехканальное влияние на детей « вижу, слышу, чувствую», помогает прожить ситуацию, выработать свое мнение и закрепить знания об окружающем мире. Например, групповая игра «Волшебный стул» (См приложение) дает возможность обрести каждому уверенность в себе и переориентировать внимание с недостатков на достоинства, что необходимо ребенку с заниженной самооценкой. Игра помогает раскрыть новые качества одноклассников. Каждый участник делает духовное усилие над собой, чтобы произнести вслух только добрые и нежные слова в адрес другого, а плавный переход к другой совместной деятельности, связанный с русскими традициями нашего народа, укрепляет межличностные связи и создает дружескую атмосферу.
Учу детей проявить уважение и терпимость к таким вещам, как религиозные обряды и церемонии, следует относиться очень ответственно. Нельзя относиться к ним как к «модным». Надо знать, что проявить лицемерие гораздо опаснее, чем повести себя неверно от недостатка знаний. Нередко мы посещаем храмы и святые места как экскурсанты или (что греха таить) как простые зеваки. Нужно знать, как себя вести, чтобы не оскорбить чувства верующих людей, если вы пришли в храм не для молитвы, а из любопытства.
Опыт показал, что на уроке о православии задается не меньше вопросов, чем при изучении других предметов. Дети, крещенные родителями в православную веру, не слышали ни одной молитвы, не могут перекреститься, знают только названия основных религиозных православных обрядов. Когда я, в качестве примера православной молитвы, прочитала наизусть «Отче наш», в классе на минуту установилась удивленная тишина, и в этой тишине прозвучал вопрос: « А что это Вы сейчас сказали?». Вообще, когда на уроках или во внеурочной деятельности дети задают мне вопросы, касающиеся религиозной веры, я чувствую себя как партизан на допросе: как бы не сказать чего-то такого, что говорить нельзя.Учителя находятся на распутье: с одной стороны, каждый думающий гражданин видит, что в последнее десятилетие возрождаются и строятся новые храмы, телевидение постоянно транслирует посещение церквей нашим президентом, министрами и депутатами, появилось множество литературы и печатных изданий религиозного содержания. Дети все это видят, задают вопросы, на которые я часто не имею права ответить. Почему?Потому что наша школа светская и нет никаких нормативных актов по поводу того, как нужно освещать вопросы православной веры в средней школе. Обращалась с этим вопросом к профессору А.В.Камкину получила ответ - только культурологический подход, «изучать, но не обучать». Апробируя данную программу в течении 3 лет, выяснила, что у ребят есть представление о некоторых православных праздниках и обычаях. Учащиеся имеют представление о городе, селе, где они живут. Но знания эти поверхностны и отрывочны. При прохождении темы «Семья», столкнулась с проблемой, многие учащиеся не знают своих родственников, даже по какой линии (отца, матери) им приходится бабушка. Значит, в этом направлении нужно ещё много работать, привлекать родителей учащихся.
Одним из важных направлений работы является диагностика предпочтений нравственных семейных ценностей обучающихся. Для тестирования были выбраны обучающиеся 7 класса. Данный выбор не случаен. Тестирование 12-13-летних учащихся даёт возможность не только сравнить предпочтения обучающихся одной возрастной группы, но и позволяет скорректировать дальнейшую работу по духовно-нравственному воспитанию в следующем учебном году.Обучающимся было предложено выбрать пять самых важных нравственных качеств, которыми должен обладать человек. В личностном выборе нравственных качеств семиклассники на первое место поставили: доброта – 35% совесть – 26% мужество – 20% честность – 15% порядочность – 5% При диагностике частоты выбора нравственных качеств учащиеся отдали первенство честности – 84%, поставив доброту на второе место -79%. Далее в рейтинговом ранжировании следуют: ответственность – 74% мужество – 58% терпение – 58% порядочность – 42% благородство – 37% совесть – 26% уступчивость – 16% правдивость – 10,5% милосердие – 10,5% скромность – 5% Обучающимся было предложено также разделить нравственные качества на положительные и отрицательные. Обнаружилось неправильное осмысление положительного нравственного качества стыдливость и подмену его стеснительностью. Это привело к тому, что 37% 13-летних посчитали это качество отрицательным. В группу отрицательных качеств, выделенных семиклассниками, попали и такие качества, как смирение – 37%, скромность - 21% , уступчивость – 16%, милосердие – 10%. Треть -32%- относят стяжательство к положительным качествам, при этом, мотивируя свой выбор пояснением: человеку свойственно стремиться жить в достатке, стремится к роскоши и богатству (значение этого качества было объяснено в задании). Лесть была отнесена как в положительные, так и в отрицательные качества (10%). При этом были даны пояснения: в разных жизненных ситуациях значение этого качества будет разным. Таким образом, произошла подмена значения качества результатом, которого можно добиться с его помощью. Жизненный опыт учащихся показывает, что многого, в том числе и хороших оценок, порой можно добиться с помощью лести и подарков.