Обучающий семинар для педагогов по профилактике употребления психоактивных веществ Стоп-Спайс!


Министерство образования Республики Коми
государственное профессиональное образовательное учреждение
«Печорский промышленно-экономический техникум»
(ГПОУ «ППЭТ»)
СЕРИЯ «УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Обучающий семинар для педагогов
по профилактике употребления
психоактивных веществ
«СТОП-СПАЙС!»
Разработала: педагог-психолог
Титкина Ольга Владимировна

г. Печора,
2014 год
Дата проведения семинара: 16.04.2014
Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ»
(проблемы, связанные с наркотиками, профилактика начала употребления психоактивных веществ).
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов в вопросах профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних.
Распространение курительных смесей, особенно в молодежной среде, вызывает серьезную озабоченность органов власти, правоохранительных органов и общественности. Впервые о появлении курительных смесей в России заговорили в 2007 году. Начало их массового употребления относят к концу 2008 г. Мода на курительные смеси (которые чаще называют по виду одной из них – Спайс) молниеносно распространилась среди подростков и молодѐжи.
До недавнего времени курительные смеси были в свободной продаже, так как не входили в список наркотических средств и официально не были запрещены к распространению. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1186 внесены изменения в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.
Между тем и сегодня реклама курительных смесей, содержащих компоненты запрещенных к обороту веществ, продолжает множиться, их легко можно купить через Интернет-магазины как благовония. В больницы российских городов поступает все больше несовершеннолетних пациентов с отравлением курительными смесями, в психиатрические стационары - в состоянии психозов.
В данной ситуации возникает необходимость принятия комплексных мер по профилактике употребления запрещенных курительных смесей подростками.
Что такое курительные смеси? Курительные смеси (или курительные миксы) состоят из трав и экстрактов. Травы, входящие в состав любой курительной смеси, являются энтеогенами, имеющими психотропное действие. В состав курительных смесей могут входить подготовленные особым образом различные части растений: корни, семена, листья, кора, цветы, и пр. Среди популярных растений, использующихся для производства ароматических миксов, можно назвать шалфей предсказателей, дурман, красный мухомор, малую гавайскую древовидную розу, мимозу, гуарану. И это далеко не полный перечень существующих растений - энтеогенов. В настоящее время всего в списке 298 растений, содержащих сильнодействующие наркотические или ядовитые вещества.
Курительные смеси делятся на две группы.
К первой группе относятся смеси, состоящие из натуральных растений. Травы перемешиваются между собой в определенных пропорциях и дают так называемый «эффект употребления». Назовем наиболее распространенные.
Шалфей, из листьев которого получают психоактивный галлюциноген. Попадает в организм человека при курении или жевании сальвии. Эффект длится от 2 до 10 минут при курении и от 15 минут до 2 часов при жевании. Длительность галлюцинаций нарастает в зависимости от дозы действующего вещества. Человек в состоянии интоксикации не может адекватно оценивать свои действия, возможны панические атаки. Потеря контроля над своим телом во время курения может привести к пожару. Неспособность критически оценивать достоверность собственных переживаний может привести к самоповреждению или агрессии, направленной на окружающих.
Малая гавайская древовидная роза(Argyreianervosa), галлюциногенные свойства которой были открыты лишь в 60-е гг. прошлого века, несмотря на то, что она обладает наивысшей концентрацией психоактивных веществ из всего семейства. Эффекты перорального употребления семян сравнимы с действием ЛСД. Действие этого вещества обычно описывают как «характерно психоделическое». Эффект визуален, с некоторыми изменениями пространства при открытых глазах и узорами при закрытых глазах. Временное и пространственное восприятие серьѐзно нарушается, вызывая типичное ощущение галлюцинации; «пять минут кажутся часом, а час кажется пятью минутами». Длительность опьянения варьирует от 4 до 12 часов с пост-эффектами, продолжающимися примерно в течение дня. Действие иногда сопровождается желудочным дискомфортом, тошнотой и рвотой, очень часто наблюдается мышечная слабость и головокружение, наступающие из-за сужения сосудов. Может вызвать утробные сокращения, приводящие к выкидышам при употреблении во время беременности.
Вторая группа курительных миксов- это смеси трав, обработанных лабораторно изготовленными химическими веществами (синтетическими каннабиноидами). В их состав входят экстракты из растительных, травяных сборов, растительные масла, различные ароматизаторы (мед, ваниль, ментол). Каждая курительная смесь уникальна по своему составу. Сейчас в них, помимо синтетических аналогов марихуаны, вызывающих эйфорию, добавляют галлюциногены, что приводит не только к серьезному токсическому воздействию на организм, но и к быстрому развитию наркотической зависимости. Сейчас наиболее востребованы среди молодежи курительные смеси JWH (на слэнге - план, дживик, спайс, микс, трава, зелень, книга, журнал, бошки, головы, палыч, твердый, мягкий, сухой, химия, пластик, сено, липкий, вишня, шоколад, россыпь, рега, дым, зеленый флаг, ляпка, плюха и т.д.). Продавцы и потребители по глубине и длительности эффекта делят смеси на сильные, средние и слабые.
В последние годы из Китая в Россию идет непрекращающийся поток курительных смесей, он расходится по стране почтовыми отправлениями, но непосредственная торговля ведется через сеть интернет. Бороться с ними сложно, потому что их с запозданием включают в список запрещенных веществ, а также потому, что распространение происходит через интернет. JWH поступает в Россию в виде реагента (концентрат). Этот реагент – порошок, похож на обычную соду. Его разводят разными способами и наносят (опрыскивают) на «основу». Чаще всего, «основа» – обычная аптечная ромашка. Может быть «мать и мачеха» или любая аптечная трава. Иногда для вязкости готовую основу перемешивают в миксере с черносливом или табаком для кальянов. Уже готовые курительные смеси фасуются в разноцветные пакетики размером 5 на 7,5 см. и массой около 3 грамм. Потребителю же внушаются мнимые лекарственные свойства: релаксация, повышение жизненного тонуса, антидепрессивное воздействие. При этом никакого документального подтверждения безопасности и качества большинства Спайсов нет и быть не может.
Как правило, молодые потребители берут готовый наркотик. Употребляют путем курения через различные трубки, самокрутки. Иногда сжигают их в аромолампе, и тогда все присутствующие в помещении имеют возможность испытать психоделическое (галлюциногенное) воздействие ароматного дыма. Нередко опытные потребители миксов курят через пипетку, жестяную банку или бутылку: все эти способы – наследие курильщиков марихуаны и гашиша. Один из самых распространенных способов употребления - маленькая пластиковая бутылочка с дыркой (если такие бутылочки с прожженной дыркой находят в школьных туалетах, это самый верный признак того, что в школе употребляют наркотики). Трубочки, через которые курят, как правило, держат при себе и от них очень плохо пахнет. Иногда, прежде чем зайти домой, подросток оставляет такую трубочку в подъезде (в щитке).!! В 99% случаев употреблять курительные смеси начинают те, кто уже курит сигареты.
Приобретение курительных смесей
Покупают смеси через интернет или у сверстников. Как правило, подросток заходит на известные сайты, торгующие наркотиками, набирая в поисковике несколько ключевых слов, получает контакт, списывается через скайп или «аську», делает заказ. Ему тут же сообщают номер счета, он оплачивает через терминалы, и ему говорят, где забрать спрятанные наркотики. На слэнге – «поднять закладку», «найти клад». Те же самые действия можно осуществлять «ВКонтакте», в «Одноклассниках» и т.д. Зачастую информацию считывают со стен домов, когда видят надписи: Легал, Микс, Куреха, План и т.д. и номер «аськи», реже — телефон. Для подростков это все представляется интересной игрой. Для того чтобы понять, что ребенок покупает наркотики, достаточно проверить его переписку в телефоне или компьютере, они ее как правило не стирают. Сверстники, одноклассники, которые начинают торговать наркотиками в школе, сразу же становятся заметны, у них появляется другие телефоны, айпады, ноутбуки, они лучше одеваются. К ним обращаются старшие. Они становятся негативными лидерами и, как правило, у позитивно настроенных детей не хватает аргументации эту ситуацию переломить. Подросток, начавший торговать наркотиками, и использующий это занятие как способ коммуникации со старшими и средство самоутверждения среди сверстников, никогда не откажется от этого занятия добровольно. Считается, что доступными для большинства молодых людей курительные смеси делает их низкая цена.
Симптомы употребления курительных смесей (зависит от дозы, стадии опьянения, стажа употребления):
Расширенный или (реже) суженный зрачок
Мутный либо покрасневший белок глаз (поэтому носят с собой «Визин» и другие глазные капли)
Повышенная двигательно-эмоциональная активность
Повышенный аппетит
Сухость во рту
Бледность
Галлюцинации, кошмарные видения
Агрессия
Учащенное сердцебиение
Неспособность сосредоточиться
Нарушение восприятия
Бесконтрольный смех
Полная потеря контакта с окружающим миром
Отсутствие способности ориентироваться в пространстве
Потеря самоконтроля
Нарушение координации
Дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки)
Заторможенность мышления (тупит)
Неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, минут на 20-30) После употребления смесей в течение нескольких дней и дольше человек испытывает упадок общего физического состояния, расконцентрацию внимания, апатию, нарушение сна, перепады настроения (из крайности в крайность).
Косвенные признаки употребления смесей и других наркотиков: подросток начинает пропускать занятия, у него падает успеваемость, он вообще перестает ходить в учебное заведение. Все время врет. Появляются друзья, о которых не рассказывает. При разговоре с ними по телефону уходит в другую комнату или говорит, что перезвонит позднее. Появляется раздражительность, доходящая до ярости, уходит от любых серьезных разговоров, уходит от контакта с родителями, отключает телефоны. Думает долго, неопрятен, постоянно просит деньги, залезает в долги, начинает тащить из дома. При постоянном употреблении становится очевидной деградация. Теряет чувство реальности, развивается паранойя.
Следует помнить о том, что у подростков ярко выражена реакция группирования, поэтому они употребляют курительные смеси чаще в группе.
Последствия употребления курительных смесей
Экспертиза курительных смесей установила, что вещества, входящие в состав таких смесей, оказывают галлюциногенное и психотропное действие, содержат ядовитые компоненты и представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья человека. Продолжительное употребление курительных смесей по своей опасности превосходит даже тяжелые виды наркотиков. И медики, и эксперты в один голос утверждают, что даже разовое применение этих смесей может привести к летальному исходу или тяжелой инвалидности.
Опрос потребителей показывает, что эффект проявляется в первые секунды в виде отрешенности от окружающего, сужения ясности сознания, галлюцинаций, переходящих в депрессию и бессонницу. После употребления спайса может возникнуть состояние паники, может парализовать мышцы, нарушается дыхание, появляются психические расстройства. Сначала подростку хватает одной – двух затяжек. Затем увеличивается частота употребления, потом доза. Длительность перехода от одного этапа к другому очень мала, поэтому вскоре он начинает курить неразведенный реагент. С этого момента наркоман уже не может обходиться без смеси и испытывает невероятный дискомфорт и беспокойство, если при себе нет наркотика. Поскольку дозу просчитать очень трудно (разные продавцы, составы, формулы, концентрация), возможны передозировки, которые сопровождаются тошнотой, рвотой, головокружением, сильной бледностью – вплоть до потери сознания и смерти.Алкоголь, даже пиво, потенцирует действие наркотика. Человек дуреет, у него отключается вестибулярный аппарат, он теряет пространственную и временную ориентацию, у него напрочь отшибает память. У подростков такое встречается часто.
Практически все курильщики миксов жалуются на кашель, слѐзотечение, осиплость горла во время и после курения. Регулярное попадание ароматного дыма на слизистую вызывает хронические воспалительные процессы в дыхательных путях (фарингиты, ларингиты, бронхиты). Велика вероятность возникновения злокачественных опухолей ротовой полости, глотки, гортани и бронхов. Естественно, что вред наносится и печени, в которой накапливается яд. Капилляры мозга сужаются, поэтому кровь не может снабжать мозг кислородом, в итоге клетки мозга умирают. При систематическом употреблении Спайсов происходит токсическое поражение головного мозга, снижается умственная деятельность, работоспособность, ухудшается память. Спайс действует и на половые органы (кто много лет курит эти смеси, становятся импотентами - выработка тестостерона затрудняется и влечение к противоположному полу исчезает). У девушек меняется менструальный цикл, что может приводить к бесплодию. Спайс, кроме остальных поражающих факторов, разрушает витамины и биологически активные соединения, играющие огромную роль в организме, вымывает микроэлементы. Его курение неуклонно приводит к ухудшению иммунитета, истощению защитных функций.
Приверженца Спайса преследуют ночные кошмары и ужасы наяву, без причин возникает депрессия, преследует усталость, обостряются прочие болезни, наблюдаются ухудшения состояния волос, кожи, зубов и костей. Происходят различные расстройства восприятия – бывали случаи, когда подростки выходили с восьмого этажа в окно «погулять», либо прыгали со стула в так называемую «воду», срывали с себя одежду и бегали голышом по морозу. Возможны беспричинные смех и плач.
Ни один из употребляющих курительные смеси не считает себя наркоманом - самокритика отсутствует. У них затруднено мышление, кроме того - они общаются только с себе подобными, и поэтому убеждены, что курят все.
Выделяют шесть стадий формирования зависимости:
начало приема Спайса;
эксперименты со Спайсом в поисках наиболее «подходящей» курительной смеси;
поиск единомышленников по употреблению среди друзей и знакомых;
систематическое употребление, когда возникает привыкание и человек уже не может прожить ни дня без Спайса;
употребление спайса в больших дозах, в этот период начинаются проблемы в школе, в семье, наркотик порабощает человека;
патологическое пристрастие к Спайсу, когда человек полностью теряет контроль над ситуацией.
Тяжелая степень зависимости лечится в стационаре. Процедура дезинтоксикации предполагает использование препаратов, необходимых при отравлении. Если стоит вопрос об экстренном выведении спайса, то предполагается переливание крови. Параллельно с очищением назначается
симптомологическое лечение - устранение гипертонии, приступов аритмии, снятие ломки. Процедура дезинтоксикации возможна как в условиях стационара, так и на дому, но вмешательство специалиста-нарколога обязательно.
После дезинтоксикации и прекращения употребления приходят в себя очень долго. Как правило, проходит несколько месяцев, прежде чем подросток начинает адекватно оценивать происходящее. Зафиксированы случаи с необратимыми последствиями употребления.
Профилактика употребления курительных смесей подростками
Направления работы в образовательных учреждениях:
Проведение разъяснительной работы среди родителей и педагогов о последствиях употребления курительных смесей;
Организация родительских собраний по вопросам ответственности родителей за воспитание подростков, в том числе в вопросах употребления курительных смесей;
Разработка и реализация образовательных программ, ориентированных на формирование у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Создание в техникуме атмосферы нетерпимости по отношению к ПАВ, культивирование здорового образа жизни.
Тактика поведения педагога при реальном столкновении с употреблением учащимися курительных смесей или других ПАВ:
В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо:
Удалить учащегося из кабинета, отделить его от однокурсников.
Немедленно поставить в известность руководителей техникума.
Срочно вызвать медицинского работника техникума.
Известить о случившемся родителей или опекунов.
Нецелесообразно немедленно проводить разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Самым грозным осложнением употребления наркотиков и токсических средств является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей. Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать «Скорую помощь».
Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота.
Этапы оказания первой помощи при передозировке наркотиков:
- Вызвать «Скорую помощь».
- Повернуть на бок.
- Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
- Следить за характером дыхания до прибытия врачей.
- При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту делать искусственное дыхание.
Рекомендуемая литература:
Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (Педагогические стратегии и технологии). – Москва - 2002.
Вишневский В.А. Теория и технология построения внутришкольной системы оздоровления в специфических условиях природной и социальной среды. – Сургут: СурГУ, 2005.
Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от Психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. — М.: УНП ООН, 2008.
Галичкина О.В. Система работы по профилактике наркомании. –Волгоград: «Учитель», 2006.
Довбах А., Салюк Т. Опыт профилактики курения: занятия, конкурсы, клубы // http://rudocs.exdat.comЕременко Н.И. Профилактика вредных привычек – Волгоград, 2007
Жирова Т.М. Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников (психолого – педагогические рекомендации) - М.: « Панорама» - 2006.
Маюров А.Н. Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья: Табачный дым обмана. – М.: Педагогическое общество России, 2006 г.
Сизанович А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака - Москва, « ВАКО», 2004.
Смирнов В.К. Клиника и терапия табачной зависимости. - М., 2000.
Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личности: Учеб пособие. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн.: Харвест, 2004. – 592 с.
Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков: Учеб.-метод.пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 144 с.
Симатова О.Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. – 172 с.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учебн. пособ. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
Солтовец А.В., Терентьева Т.Н. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по организации профилактической работы с учащимися / Под общ.ред. П.Н.Серова. – Ростов н/Д, 2001. – 96 с.
Первичная профилактика наркомании в среде старшеклассников. Сборник методических материалов для психологов, социальных педагогов Центров «Семья» / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – Самара, 2006.