Проект в сфере профилактики зависимости от наркотических веществ Организация работы по профилактике наркомании в условиях МБОУ Саваслейской школы


Содержание
Введение………………………………………………………………………..2
Наркомания как социальная проблема…………………………………...3
Организация работы по профилактике наркомании в условиях МБОУ
Саваслейской школы ………………………………………………………….7
2.1. Организация управления и контроля системы антинаркотической работы в МБОУ Саваслейской школе……………………………………….9
2.2. Антинаркотическая пропаганда………………………………………...12
2.3. Деятельность педагогического коллектива МБОУ Саваслейской
школы по предотвращению употребления и распространения
наркотических веществ………………………………………………………14
2.4. Индивидуальная работа с учащимися…………………………………14
Работа с родителями учащихся……………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………… 19
Введение
Наркомания - это проблема нынешнего поколения. Детская наркомания - это проблема будущего поколения. Как защитить будущее наших детей? Как оградить их от наркомании?
Наркомания, алкоголизм, дети... За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, искалеченная жизнь, мучительная боль. Никто об этом не мечтает и отказывается верить в то, что это может случиться с нами и нашими близкими.
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как, ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить в сложные периоды кризиса. Зачастую они не желают вникать в детские проблемы, считая, что у детей их нет.
Еще со времен Аристотеля школа, призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни. Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от “пагубных привычек” берет на себя именно она – школа.
Перед школой возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Объектом исследования являются подростки в возрасте 14-17 лет.
Предмет настоящей работы – процесс профилактики наркомании.
Цель работы – проанализировать роль школы в профилактике зависимостей.
В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, метод анкетного опроса, беседа, наблюдение.
База исследования: МБОУ Саваслейская школа.
Наркомания как социальная проблема
Понятия «наркомания», «наркотики», «наркоман» стали частью жизни человечества и особой проблемой совсем недавно, в XX веке, во второй его половине. Понятие наркомании, как особой сферы социальной патологии, стало обозначать социально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб и характер.
Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества (38, ст.1).
По данным группы экспертов ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают синтетические наркотики, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества. Особую тревогу вызывает ее распространение среди подрастающего поколения, потому что детская и подростковая наркозависимость создает устойчивую базу для развития взрослой наркомании (27).
В обычном понимании наркомания – это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ, для того, чтобы впасть в одурманенное состояние (16, с. 271).
Такое состояние могут вызвать истинные наркотики – опий, морфий, героин. Одурманивание этими веществами и считается собственно наркоманией.
Подобный эффект могут производить и некоторые лекарственные препараты (снотворные, успокаивающие или возбуждающие), злоупотребление которыми называется лекарствоманией.
Психотропные вещества (psycho – душа, tropes – направление), лекарственные средства, оказывающие преимущественное влияние на психические процессы: применяются при различных нарушениях высшей нервной деятельности (транквилизаторы, седативные вещества, психостимулирующие вещества).
Психостимулирующие вещества (psycho – душа, stimular – погонять, возбуждать), лекарственные вещества, повышающие умственную и физическую работоспособность (меридил, синокарбр, синдофел, кофеин) (9).
ВОЗ дает следующее определение: “Наркотики – это такое вещество или смесь веществ, которые коренным образом отличаются от всех веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, и прием которых влечет за собой изменение функционирования организма в целом, серьезно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы” (22, с. 15).
Приобщение несовершеннолетних и молодежи к наркомании идет высокими темпами и характеризуется опасной тенденцией. Она заключается в том, что употребление наркотиков и психоактивных веществ становится определенной ценностью, молодежной культурой потребления, т.е. начинает быть образом жизни. По данным социологических исследований средний возраст начала приобщения к наркотическим веществам снизился до 14 лет у мальчиков и до 16 лет у девочек (41, с. 4).
Наркомания – болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни дееспособных граждан. Именно в этом ее угроза для будущего страны.
Существует несколько факторов, влияющих на формирование наркотической зависимости:
1) социальные факторы:
- неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);
- влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток;
- неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;
- легкая доступность веществ, изменяющих психическое состояние;
2) индивидуально-психологические факторы:
- подражание старшим или авторитетным сверстникам;
- попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
- стремление соответствовать обычаям значимой для них группы сверстников;
- аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неуступчивость характера);
- протестные реакции (назло), против старших (родителей, педагогов);
- самодеструктивное поведение;
- любопытство;
- подчинение давлению и угрозам (24, с.134).
Из всего этого мы выделяем три наиболее распространенных фактора, приводящих к употреблению наркотиков:
- от скуки (из любопытства);
- за компанию;
- уйти от реальности и проблем.
С нашей точки зрения существуют только две основные причины употребления наркотиков: семья и сверстники, изучим их подробнее.
Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У детей с одним родителем чаще всего возникают трудности общения, такие дети должны получать «тройную дозу» внимания и любви.
Существуют понятия «семейный дефицит» и «социальный голод», когда ребенок растет без внимания и заботы, без необходимого общения, что часто является причиной обращения к спиртному и наркотикам в период взросления. Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к «другой жизни», в другое общество, где он будет понят, принят, где его не осудят.
Отсутствие гармонии в полной семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где у родителей постоянные «секреты» и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и культурный уровень, избиение и психологическое насилие детей, насилие между родителями, также является фактором риска. Даже в благополучных семьях родители часто неспособны обеспечить развлечения ребенку. Родителям важно понять, что он нуждается не только в заботе о пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, в организации его свободного времени, в поддержании интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уровень семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям родителей, тем реже попадает под власть сиюминутных впечатлений и развлечений, предлагаемых ему «на улице», тем менее подвержен влияниям моды.
Хотя, возможно, наоборот, родители сделали своего ребенка жертвой гиперопеки. Гиперопека, другая крайность воспитания, заставляет ребенка «спасаться» от родителей «на улице». Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр, отказ ребенку в самостоятельности, желание воспитать свою копию. Сверхзабота становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится «сбросить оковы», что приводит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новый асоциальный облик тому образцу, который навязывает ему заботливая семья.
Для приобщения подростков к наркотикам самое большое значение имеет пример сверстников. В профилактической литературе стало общим местом описание т. н. «асоциальных», «уличных» детей, которым нечем заняться, и они собираются в группы (гнездящиеся, как правило, на чердаках и в подворотнях) и там, пробуют наркотики, после чего делаются неуправляемыми и враждебными взрослому миру. Однако не только уличные дети, но и учащиеся могут стать источником знакомства с наркотиком. В наше время многие дети из т. н. «благополучных» семей употребляют наркотики, потому что они освящены для них модой, молодежной культурой. Именно мода обеспечивает эпидемические масштабы наркомании, вовлекая все большие круги молодежи, хотя далеко не все из пробовавших наркотики становятся наркоманами.
Если общество имеет моральное право бороться с наркобизнесом, то с модой бороться невозможно, в ней проявляет себя эпоха. Трудно сказать, чем вызвана в конце XX века массовая мода на наркотики. Возможно, в условиях общего кризиса культуры, искусства и религии, в каком-то смысле исчерпавших свои собственные ресурсы, творческий дух ищет искусственные средства существования (8).
В данной графе нами была изучена наркомания как социальная проблема, имеющая глобальный масштаб и характер. Мы рассмотрели основные факторы и причины, влияющие на формирование наркотической зависимости. Согласно многим научным теориям, профилактика является одним из лучших методов борьбы с наркоманией. Рассмотрим подробнее направления работы по профилактике подростковой наркомании в школе, на базе МБОУ Саваслейской школы в параграфе 2.
Организация работы по профилактике наркомании в условиях МБОУ Саваслейской школы
Для решения общегосударственной проблемы борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы профилактики с привлечением широкого круга общественности. Это требует как больших материальных затрат, так и длительной, кропотливой работы. Однако,
«бо​лезнь легче предупредить, чем лечить», вот почему необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Важная роль в антинаркотической работе с несовершеннолетними отведена общеобразовательным школам.
Предлагаемая система ранней профилактики наркомании доступна, не требует дополнительных затрат, легко применима в общеобразовательных учреждениях и приносит хорошие результаты.
В настоящее время воспитательная работа МБОУ Саваслейской школы имеет свою устоявшуюся и проверенную в течение многих лет систему работы с обучающимися в организации их жизнедеятельности.
Цель воспитательной работы школы – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных творческих личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального подхода во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы. Формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, разностороннее образование, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения.
Работа ведется по следующим направлениям:
1.Учебно-познавательная деятельность.
2.Художественно-творческая деятельность.
3.Трудовая деятельность.
4.Спортивная деятельность.
5.Патриотическое воспитание.
6.Развитие потребности в здоровом образе жизни.
7. Гражданско-правовое воспитание.
Большое внимание в нашей школе уделяется просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни. Профилактика наркомании - одно из самых важных направлений.
Организация работы по профилактике наркомании в условиях МБОУ Саваслейская школа включает в себя такие приоритетные направления как:
- сохранение и укрепление здоровья школьников;
- воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни;
- в школе ежегодно проводится опрос и анкетирование учащихся, целью которого является выявление детей, употребляющих ПАВ (курящих, употребляющих алкоголь и наркотические вещества);
- информационно-просветительская работа с семьями учащихся по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ;
- ежегодно в школе проводятся конкурсы на лучший плакат «Мы за ЗОЖ».
На мой взгляд данные меры направлены непосредственно на первичную антинаркотическую профилактику, организацию здорового досуга, вовлечение подростков в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством. Чтобы сделать вывод о том, эффективна ли проводимая работа в МБОУ Саваслейская школа мы проведем исследование, результаты которого представлю в заключении, оно покажет отношение подростков к наркотикам.
Система включает 5 взаимосвязанных направлений работы:
1. Организация управления и контроля системы антинаркотической ра​боты в школе.
2. Антинаркотическая пропаганда.
3. Деятельность педагогического коллектива по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Работа с родителями.
2.1. Организация управления и контроля системы антинаркотиче​ской работы в МБОУ Саваслейской школе.
Директор образовательного учреждения в должностной инструкции за​местителя по воспитательной работе , социального педагога и педагога-психолога включает функции организации профилактики нарко​мании и токсикомании среди обучающихся и осуществляет общий контроль за этой работой.
В организацию профилактической работы входят следующие мероприятия:
1. Разработка плана работы по ранней профилактике наркомании и ток​сикомании на учебный год.
2. Согласование плана с КДН и ЗП, ОПДН по профилактике правонарушений, преступлений, табакокурению, алкогольной и наркозависимости и утверждение его директором школы. 3. Ознакомление с планом всего педагогического коллектива школы (копии выписки из него вручаются исполнителям).
4. Заместитель директора по воспитательной работе устанавливает еженедельный контроль за ходом выполнения плана и о результатах исполнения докладывает на административных совещаниях.
5. Проблемы борьбы с наркоманией обсуждаются на заседаниях мето​дических объединений классных руководителей.
6. Тема профилактики наркомании включается в повестку дня заседа​ния педсоветов по итогам каждого учебного полугодия.
7. Не реже раза в год ход работы по ранней профилактике наркомании обсуждается на заседаниях родительского комитета и Совета школы.
8. Проводимая работа по профилактике наркомании фиксируется в журналах учета классной и школьной воспитательной работы.
9. Итоги этой работы отражают в отдельном разделе в анализе воспитательной работы за учебный год.
10. Борьба с прогулами занятий является одним из основных направле​ний в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику наркомании, правонарушений, формирование у подростков за​конопослушного поведения.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конеч​ном итоге, превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству, попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. По этой причине борь​ба с прогулами должна быть включена в общешкольный план профилакти​ки наркомании и токсикомании.
Классные руководители установливают ежедневный контроль за посещаемостью уроков. В случае пропуска занятий учеником, звонят к нему домой, и справляться у родителей о причинах отсутствия.
Если имел место прогул без уважительных причин, под​ключают его родителей с целью усиления контроля за поведением, в случае неоднократных прогулов, ученика и родителей пригла​шают на беседу к директору. Как правило, если прогулы не носят злостного характера, этих мер бывает достаточно для их прекращения.
В случаях, когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников милиции и Комиссии по делам несовершеннолет​них и защите их прав, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка.
11. Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей, позволяют своевременно принять меры к лик​видации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь от​стающим, как педагогом-предметником, так и успевающими учениками.
Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной про​граммы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конеч​ном итоге, он может стать добычей преступной среды и наркоманов.
12. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в за​нятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведе​нию досуга, формированию законопослушного поведения.
Администрацией МБОУ Саваслейской школы приниматься меры по открытию спор​тивных секций, кружков и привлечению к занятиям в них широкого круга учащихся, особенно из «группы риска». Проводятся спортивные школьные соревнования, также обеспечивается участие школьных команд в районных соревнованиях.
Проведение спортивных соревнований, конкурсов, выставок, олимпиад и привлечение участия в них широкого круга учащихся в качестве не только участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовле​творить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск приобщения таких учащихся к наркотикам.
2.2. Антинаркотическая пропаганда
Данный раздел является основным по профилактике наркомании и токси​комании среди учащихся и требует планирования по двум направлениям.
1) Методика проведения бесед.
Один раз в четверть перед учащимися выступает заместитель директо​ра по воспитательной работе , социальный педагог школы. Один раз в по​лугодие - инспектор по делам несовершеннолетних , раз в год другие приглашенные специалисты (врачи-наркологи, психологи и т.д.). Учителя-предметники и классный руководитель проводят беседы не менее двух раз в месяц.
2) Содержание бесед.
На уроках, классных часах, родительских собраниях, во время индиви​дуальных бесед терпеливо и настойчиво разъясняется учащимся и их родителям пагубные последствия употребления наркотиков, чтобы ка​ждый учащийся и родитель осознал, что наркомания -тяжелая болезнь.
Педагоги нашей школы настойчиво повторяют учащимся, что употребление наркотиков приводит к деградации личности, наркоман не может управлять своими действиями и поступками, ему чужды такие чувства как любовь, дружба, родственные привязанности, творческие стремления. Каждый день наркомана начинается проблемой: где и как раздобыть очередную дозу наркотика, чтобы избежать наступления «ломки». В поисках средств на приобретение наркотиков они могут пойти на тяжкие преступления, вплоть до убийства.
Опыт антинаркотической работы в МБОУ Саваслейской школе показывает, что на подростков не всегда эффективно действуют утверждения об опасных по​следствиях употребления наркотиков и возможности гибели через 5-7 лет. Такой срок воспринимается подростком, как отдаленное будущее и не про​изводит должного впечатления. Между тем, рассказ о страшных болях, му​чениях наркомана, в случае отсутствия очередной дозы наркотика, воспри​нимается как реальная угроза, которая наступит в ближайшее время после начала употребления наркотических средств. Подростков очень впечатляют конкретные примеры, случаи гибели лю​дей от передозировки наркотика.
Подростки заинтересовано слушают разъяснения о привлечении к уголов​ной ответственности по ст. 228 Уголовного кодекса РФ, которая гласит: « Неза​конное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет».
Во время бесед затрагиваются и медицинские аспекты этой проблемы. Большинство больных СПИДом, являются наркоманами. Многие из наркоманов инфицированы Гепатитом-С, который так же, как и СПИД, неизлечим и ведет к гибели. Эти заболевания переда​ются от одного наркомана к другому при пользовании одним шприцом. Как правило, наркоманы знают о такой угрозе заражения неизлечимыми забо​леваниями, но непреодолимая тяга поскорее ввести дозу преобладает над чувством самосохранения.
В беседах затрагиваются вопросы токсикомании, т.е. склонно​сти детей использовать для одурманивания вдыхания паров различных растворителей: бензола, бензина, клея « Момент»" и т.п., и о пагубности этих привычек. Попадая в организм ребенка через кровь, они действуют подавляюще на клетки головного мозга, резко снижают интеллект личности и часто приводят к необратимым процессам, таким как потеря памяти.
Помимо запланированных бесед и лекций элементы профилактики нар​комании бывают предметом обсуждения в рамках специальных дис​циплин, таких как «Основы безопасности жизнедеятельностии» , а также косвенно затрагиваться при обсуждении близких тем по биологии, литературе, истории и т.д.
2.3. Деятельность педагогического коллектива МБОУ Саваслейской школы школы по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.
Деятельность администрации нашей школы и всего педагогического коллектива направлена на создание обстановки нетерпимости к наркомании, токсикомании и употреблению психотропных веществ и широкой информированности.
Классные руководители и все педагоги-предметники хорошо знают, что ранняя профилактика наркомании также значима, как и усвоение учащимися образовательных программ.
Только объединенными усилиями учителей, социального педагога, педагога-психолога, родителей можно поддерживать здоровый климат в школе .
2.4. Индивидуальная работа с учащимися
Индивидуальная работа в нашей школе проводится, как правило,
с несовершеннолетними, отнесенными к «группе риска».
В начале учебного года на основании бесед с учащимися и их родителями определяется круг лиц, которых можно включить в определение « группа риска». Список утверждается на заседании педсовета.
В группу риска включаются подростки:
-состоящие на учете в милиции;-поддерживающие связи с лицами, склонными к правонарушениям, пьянству, наркомании, вернувшимися из мест лишения свободы;
-проживающие в семьях, где родители или другие члены семьи злоупотребляют алкоголем, либо употребляют наркотические или психотропные вещества, либо страдают психическими заболеваниями;
-подростки с нарушениями психосоциальной адаптации (пропуски уроков, уходы из школы, нарушения межличностных взаимоотношений со сверстниками, семьей, учителями);
Подростков «группы риска» по наркотическим показаниям в МБОУ Саваслейской школе нет, но с детьми «группы риска» ведётся профилактическая работа. В планы работы с ними обязательно включаются беседы о вреде наркотиков, просмотрв фильмов.
В процессе работы с ребятами из группы риска педагоги обеспечивают постоянный контроль за их поведением во внеурочное время. Установлен тесный контакт с родителями подростка, или лицами их заменяющими.. Положительно сказывается и такой метод, как телефонные звонки подростку во внеурочное, лучше вечернее время под благовидным предлогом, например, разового поручения. Педагог интересуется о занятиях подростка в вечерние часы, в его отсутствии справляется об этом у родителей, последних заранее следует предупредить о таких звонках.
Работа с родителями учащихся
На родительских собраниях классные руководители оповещают родителей о широком распространении наркомании среди несовершеннолетних, рассказывают о губительных последствиях приема наркотиков. Педагоги прикладывают все усилия, чтобы родители в работе по профилактике наркомании стали их союзниками, обращали внимание на малейшие признаки, свидетельствующие о вовлечении детей в наркоманию, были бдительны и контролировали своих детей.
Чрезмерная занятость родителей на работе, нехватка времени, уделяемого детям, погружение в свои проблемы и невнимание к проблемам детей, недостаток чуткости, отсутствие повседневного контроля часто приводят к тому, что подросток ощущает себя одиноким и беззащитным даже в полной семье, и служит одной из причин вовлечения несовершеннолетних в наркоманию, поэтому на родительских собраниях говорим и о совместном проведении досуга со своими детьми. А так же организовываем совместные поездки, походы, экскурсии.
Заключение
Значение системы работы школы по профилактике наркомании:
1) воспитание подрастающего поколения в духе непринятия наркотических веществ;
2) включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;
3) развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;
5) развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.В этом учебном году был составлен план совместных мероприятий МБОУ Саваслейской , КДН и ЗП, ОПДН по профилактике правонарушений, преступлений, табакокурению, алкогольной и наркозависимости, проводилась информационно-консультативная работа для учащихся старших классов с привлечением врача – нарколога, Лачинова А.М.Зам. директора по Вр. Синаева Е.В., социальный педагог Спирина М.А. провели комплекс мероприятий по профилактике алкогольной зависимости и табакокурения : «История одного обмана», «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Секреты манипуляции. Табак». Запланирована встреча с начальником сектора по обеспечению прав несовершеннолетних, Михановой О.В. , начальником медицинской службы в/ч 62632 – Л. В тесном контакте мы сотрудничаем с приходом храма Михаила Архангела. Отец Николай частый гость на наших мероприятиях, принимает участие в подготовки мероприятий, проводит беседы с учащимися на тему профилактики.
Учащиеся МБОУ Саваслейской школы принимают активное участие в школьных и районных акциях таких как «ВНД», «Георгиевская лента», «Мы выбираем здоровье»; организовывают и участвуют в концертах для учащихся школы, учителей, родителей, гостей, ветеранов ВОВ и тружеников тыла; посещают кружки, в том числе военно-патриотический «Сокол», ребята которого участвуют в военно-патриотической игре «Зарница», квесте «На Берлин!»; занимаются спортом и занимают призовые места в таких видах спорта как плавание, бокс, рукопашный бой, конькобежный спорт; одна из традиций нашей школы – это празднование древне-славянского праздника «Маслленица», где ребята с большим удовольствием участвуют и в организации и в соревнованиях.В начале учебного года проводилось анкетирование (анонимное) учащихся, с целью изучения со стояния проблемы в нашей школе. В анкетирование приняло участие 50 уч-ся 9 -11 классов. Анкета состояла из 19 вопросов. По результатам анкетирования 100% уч-ся не пробовали наркотики и знают, что они ухудшают здоровье. 41% респондентов узнал о наркотиках от родителей, в равной доле 24% от учителей и СМИ и 8% от приятелей. Отношение к тем, кто употребляет 61%-сочувствуют, 28%-осуждают, 11%-безразличие. 90% учащихся считают, что наркоманы больные, зависимые и безвольные люди. Интересный результат при ответе на вопрос о заинтересованности учащихся этой проблемой - 75% учащихся не хотят слышать о наркотиках и наркоманах, т.е. они не заинтересованы данной проблемой. На вопрос как бы поступили, если бы им предложили наркотик: 100% ответили – отказались. Отсюда можно сделать вывод, что наша профилактическая работа не напрасна и приносит положительные результаты.

Список литературы
1.Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления / под. ред. Эрика Ф. Вагнера и Холли Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. – М.: Академия, 2006. – 415 с.
2.Аксенова А. С. Профилактика зависимостей в условиях однократной встречи со слушателями / А. С. Аксенова // Психотерапия. – 2007. - № 2. – С. 6-7.
3.Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В // Педагогика. – 2004. - №4.-С.19-29.
4.Андреева М. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей // СОЦИС. – 1989. - № 4.
5.Анохина И. П., Векшина Н. Л., Веретинская А. Г. Центральные механизмы предрасположенности к зависимости от психоактивных веществ // Журнал неврологии и психиатрии. – 1997. - № 12.
6.Баландин А., Баландина Л., Джанибеков В. Самые опасные наркотики // Топ-20 согласно версии журнала «The Lancet» — Изд. «Гроссмедиа», 2008
7.Боев Б. Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий // Вестник высшей школы. - 2002. - №3.
8.Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркология.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркология
9.Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркомания.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркомания
10.Врублевский А. Г. Наркомании и токсикомании: общие представления // Лекции по наркологии под. ред. Н. Н. Иванца, М., 2000.
11.12.Двойменный И. А. Незаконный оборот наркотиков// СОЦИС. – 1999.-№ 5
13.Димов В. М., Паутов В. Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - №1. - С. 166-179
14.Дюндик Н. Н. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях / Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. – 1999. - №2. - С.46-53.
15.Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования. - 2000. - №7.
16.Иванец Н. Н., Винникова М. А. Клинические особенности постабстинентных нарушений при героиновой наркомании и некоторые подходы к их лечению // Журнал неврологи и психиатрии. – 1999. - № 9.
17.Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ. - 2007. — 416 с.
18.Козлов А. А. Бузина Т. С. Психологические особенности больных наркоманиями // Журнал неврологи и психиатрии. -1999. - №10.
19.Козлов А. А., Рохлина М. Л. «Наркоманическая» личность // Журнал неврологии и психиатрии. – 2000. - № 7. - С. 23-27.
20.Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в РФ [Электронный ресурс]: http://www.narkotiki.ru/ecolumn_6383.html
21.Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении //Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга, М., 2000.
22.Курек Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. – СПб.: Алетейя, 2001.- 220с.
23.Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право. - 2001. - №9. - С. 15 - 18.
24.Люрссен Э. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т.2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Пер. с нем. / Общ. ред. А. М. Боковикова. — М., «Когито-Центр», МГМ, 2001.
25.Медведева Е. В. Факторы риска, влияющие на формирование наркотической зависимости / Е. В. Медведева // Наука-вуз-школа: сб. науч. Трудов молодых исследователей. – Магнитогорск, 2004.-Вып. 9. – С.134-136.
26.Мирошниченко Л. Д., Пелипас В. Е., Рыбакова Л. Н. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. - 2000. №3.
27.Мосенкова О. Г. Химическая зависимость / О. Г. Мосенкова // Современные проблемы науки и образования : тез. докл. XLIII внутривуз. науч. конф. Преподавателей МаГУ.- Магнитогорск, 2005. – С. 76-77.
28.Наркомания и общество [Электронный ресурс]: http://www.inter-tel.ru/narkomania-i-obschestvo.php
29.Наркотики как бренд [Электронный ресурс]:
http://www.narkotiki.ru/research_6600.html
30.Общественность в профилактике наркомании [Электронный ресурс]: http://www.bechterev.ru/papers/52.html
31.Панина Г. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход / Г. Панина, К. Пилякин, В. Штукатурова // Воспитание школьников. – 2001. - №9.- С.54-60.
32.Плющ И. В. Объекты профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде / И. В. Плющ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008.- №4.- С. 41-52.
33.Профилактика наркомании в подростковой среде [Электронный ресурс]: http://www.narcom.ru/ideas/socio/39.html
34.Пузыревская Н. П. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. -2001. - №7. - С. 54-58.
35.Пятунин В. А. Аддиктивное поведение и зависимость от психоактивных веществ / В. А. Пятунин // Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч.III.Аддиктивное поведение. – Магнитогорск, 2000.-Гл.I.-с. 6-39.
36.Рубан Л. С. Девиация как проблема безопасности // СОЦИС. -1999. - № 5.
37.Соловов А. В. Варианты психопатологии у подростков при начальных формах химической зависимости / А. В. Соловов // Школа здоровья.- 2000. -№1.- С. 79-82.
38.Социальные проблемы современной молодежи : сборник материалов международной научно-практической конференции, 3-4 декабря 2008 г., г. Магнитогорск / под ред. Ф. А. Мустаевой (отв.ред.), С. Н. Испуловой, Г. А. Кудрявцевой, О. Л. Потрикеевой.- Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 476с.
39.Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах».
40.Фролова Г. Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить / Г. Фролова // Народное образование. – 2000. - №7. - С.114-122.
41.Фурсова Ю. А. Профилактика наркомании – дело общее / Ю. А. Фурсоа // NOTA Bene. – 2002. - №4. – С. 11-14.
42.Чернышова В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. - 2007. - №6.- С.4-11.
43.Школа без наркотиков / Под ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.