Урок православной культуры на тему О чем рассказывает икона

Урок православной культуры в 6 классе
Махонина Ольга Сергеевна,
учитель православной культуры
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4
г. Шебекино Белгородской области»

Тема: О чем рассказывает икона

Цель: дать знания об основных иконографических типах, познакомить с историей некоторых православных икон.
Задачи: 1) сообщить учащимся новые сведения об основных типах иконографии, о содержании православных икон, познакомить с историей некоторых икон Пресвятой Богородицы. 2) закрепить имеющиеся знания по теме «Православная икона». 3) сформировать отношение уважения к объектам православного искусства на территории места проживания.
Основные понятия урока: икона, иконографический тип, «Одигитрия», «Оранта», «Умиление».
На уроке используются: презентация учителя по теме «О чем рассказывает икона», звуковой фрагмент, видео фильм.

Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Учитель. На предыдущих уроках мы говорили о православных храмах, изучали их внутреннее устройство, но ни один храм мы не можем представить без икон. Сегодня на уроке разговор пойдет об иконах. Мы вспомним о том, как появились первые иконы, познакомимся с основными иконографическими типами, узнаем историю некоторых икон. Итак, тема нашего урока «О чем рассказывает икона». Запишем ее в тетрадях.
Для начала давайте вспомним, что такое икона?
Учащиеся. Икона – это священное изображение, которое почитают, то есть относятся с особым уважением. Икона в переводе с греческого языка означает «образ».
Учитель. Кого обычно изображают на иконах?
Учащиеся. Пресвятую Троицу, Богородицу, святых, важные церковные события.
Учитель. Никто в мире до прихода Иисуса Христа на землю не знал, как выглядит Бог. Но теперь его образ можно увидеть в каждом храме, в доме у каждого православного человека. Так как же появилась самая первая икона с изображением Иисуса Христа?
(Учащиеся рассказывают об иконе «Спас Нерукотворный»).
Учитель. Нерукотворный образ Спасителя всегда почитался на Руси. Он помещался на войсковых знаменах, над вратами крепостей и городов, над входами в храмы и жилища, ограждая христиан от врагов видимых и невидимых. При входе в Московский Кремль на одной из башен раньше был укреплен образ Спаса Нерукотворного. В память об этом башня названа Спасской. Проходить через нее в древнюю крепость можно было, только спешившись с коня и без головного убора.
Учитель. Особенно любимы и почитаемы на Руси иконы Божией Матери. Ее любовно называют Матерью всех людей. Когда же была написана первая икона Пресвятой Богородицы?
Учащиеся рассказывают о первых иконах Пресвятой Богородицы.
3. Объяснение нового материала
Учитель. Для чего нужны иконы?
Учащиеся. Для молитвы, для общения с Господом.
Учитель. Конечно, ведь если мы кого-то о чем-нибудь просим, то лучше это делать, глядя на него. А если мы хотим просить о чем-нибудь Бога, Богоматерь или святых, то лучше молиться, глядя на их иконы. Раньше иконы называли «Библией для неграмотных». И в самом деле, глядя на икону, простой человек мог многое узнать об истории мира, о великих христианских событиях и жизни праведников. Из Византии иконы быстро разошлись по миру. Они были понятны людям, говорящим на разных языках. В те времена, когда христианская вера еще только-только проникала в другие страны, это было очень важно.
Ребята, а как называется мастер, который создает иконы?
Учащиеся. Иконописец.
Учитель. А художник и иконописец это одинаковые понятия?
Учащиеся. Нет, т.к. иконописец - это какой-то особенный человек, он пишет иконы, священные изображения. А художник – это человек, имеющий талант красиво рисовать картины.
Учитель. Совершенно верно, иконописцы в Древней Руси были исключительно иноками-монахами, поэтому к написанию иконы мастер тщательно готовился. Прежде всего, он в молитве обращался к Богу. Также старался очистить свою душу, постился, прилагал все усилия, чтобы не совершать даже самых мелких грехов, старался делать добрые дела.
Учитель. Известно более 300 различных икон Пресвятой Богородицы. Богородичные иконы называются по-разному потому, что прославились своими чудесами в разных местах. Есть Казанская, Смоленская, Владимирская иконы Божией Матери, а есть иконы, которые называются «Умиление», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость»... Каждой из этих икон молятся в особых недугах, печалях и получают исцеления. Некоторые иконы имеет общие признаки, то есть чем-то схожи. В связи с этим выделяют три основных иконографических типа икон Пресвятой Богородицы. Первый иконографический тип – Одигитрия (Путеводительница).
Изображение на иконе напоминает о том пути, по которому должен идти в своей жизни христианин. Что же общего в иконах типа «Одигитрия»? Матерь Божия держит на руке Богомладенца, а другой рукой показывает на него, как бы говоря: «Вот путь, по которому вам нужно идти ко спасению»
Такое изображение дано на иконе Богородицы «Смоленская-Белгородская». Эта икона чудотворная.
За некоторыми иконами издавна закрепилась слава "чудотворных" по чудесному их обретению. Такой иконой является икона Божией Матери Смоленская. Смоленская икона Божией Матери чудесно просияла в ночь на 15 октября 1703 г. над вратами крепостной стены г. Белгорода. В 1743 г. был возведен Смоленский собор, в котором святыня находилась до закрытия. Долгое время чудотворная икона считалась утраченной. Вновь была обретена в 1990-х гг. В настоящее время почитаемый образ находится в восстановленном Смоленском соборе г. Белгорода.
Второй иконографический тип – «Оранта»
Оранта, иначе Молящаяся, к этому типу икон относятся изображения Пресвятой Богородицы с воздетыми руками.
К этому иконографическому типу относятся икона Божией Матери «Курская –Коренная».
Существует предание, связанное с местом обретения чудотворной иконы Знамения Божией Матери, Это случилось в 1295 году 8 сентября, в тридцати километрах северо-западнее Курска. Как свидетельствуют летописные источники, сама Пресвятая Богородица обозначила это место на берегу тихой реки Тускари. Она привела сюда на охоту благочестивого курянина, который у корня дерева обнаружил лежавшую ниц икону, изображением своим напоминавшую явленную в 1169 году новгородскую икону Божией Матери "Знамение". Как только охотник поднял икону на берегу Тускари, из-под земли забил кристальной чистоты источник. Вместе с товарищами охотник соорудил над ним часовенку, куда поставили чудом обретенную икону.
Учитель. Третий тип иконографии – «Умиление» или Милостивая – Богородица и младенец нежно касаются друг друга
К иконам этого типа относится «Почаевская» икона Божией Матери
В XIII столетии двое безыменных подвижников вместе с местным пастухом Иваном Босым сподобились великого чуда – явления Пречистой в столпе огненном над скалой Почаевской. На месте, где Она стояла той ночью и молилась, на плотном известковом камне остался след правой Стопы Богородицы, древнейшая из почаевских святынь. Стопа всегда наполнена чистой и целебной водой из забившего в ту же ночь источника.
Учитель. Повторим, какие иконографические типы существуют? Запишем новые понятия в тетрадь.
4. Закрепление.
Учитель. Ребята, сейчас мы выполним самостоятельную работу. Положите перед собой карточки с заданием. Рассмотрите шесть икон Пресвятой Богородицы. Подумайте и подпишите их названия в соответствии с типом изображения.
(Во время проведения самостоятельной работы звучит музыка Рахманинова «Фортепиано и скрипка»).
5. Домашнее задание.
Учитель. Дома вы выполните индивидуальные задания по карточкам.
6. Просмотр фильма
Учитель. Наш родной край очень часто называют святым Белогорьем, и это неспроста. Сегодня мы уже познакомились с чудотворной иконой Божией Матери Смоленской – Белгородской, а в прошлом учебном году некоторые учащиеся нашей школы посетили Преображенский кафедральный собор, и многие заинтересовались иконой святителя Николая Ратного, которая была обретена на нашей Шебекинской земле. Четверо учащихся нашей школы сняли фильм об этой иконе. Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть его.
7. Рефлексия.
Учитель. Перед вами на столе птички. Цвет каждой птички соответствует настроению: зеленый – отличное настроение, голубой – хорошее настроение, кремовый – настроение грустное. Спасибо всем за работу на уроке.