конспект урока о чем рассказывает музыка


Тема: О чем рассказывает музыка.
Цель:
Развивает фантазию и воображение в процессе знакомства с тембрами различных музыкальных инструментов.
Совершенствовать навыки детей во всех видах слушательской, исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности.
Представление об образной природе музыкального искусства, жизненности его содержания, условности музыкального языка, огромной силе его эмоционального воздействия на слушателя.
Развивать умение улавливать смену настроения, чувствовать динамику музыкального образа. Знакомить детей с жизнью и произведениями выдающихся композиторов.
Осенняя сказка.
Дети входят в класс- приветствие.
У- утро, мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
-Когда это бывает?
Дети- Осенью.
-Мы сегодня с вами побываем в осенней сказке. Чудеса и тайны осеннего леса нам откроются тогда, когда мы произнесем волшебные слова.
- « Добрый лес, старый лес!
Полон сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас!
И зовем с собою вас!»
Хоровод «Листочки»- исполнение.
Музыкально- ритмические движения под музыку.
У- Листочки собрали и на лесную поляну попали
Ждут нас на лесной поляне
Птички, бабочки, зверушки,
Пучок на паутинке
И кузнечик на травинке!
-Мышка, мышка серое пальтишко
Мышка тихо идет
В норку зернышко несет.
( пружинный мягкий шаг, «лапки» перед грудью, спинка слегка прогнута вперед).
-А за мышкой шел медведь,
Да как начал он реветь.
«У-У! У-У! Я вразвалочку иду!»
( ноги слегка расставлены, колени чуть согнуты, корпус прямой, пружинный шаг на всей ступне, руки перед грудью слегка согнуты в локтях).
- А веселые зайчата
-Длинноухие ребята
-Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок!
(легкие прыжки, ноги слегка пружинят в коленях, руки перед грудью, кисти свободно опущены).
-Шел по лесу серый волк
Серый волк- зубами щелк!
Он крадется за кустами,
Грозно щелкает зубами.
(широкий пружинный шаг с чуть наклоненным вперед корпусом, руки попеременно выносят вперед).
-Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок- скок- скок,
Под листок- и молчок!
(прыжки с продвижением вперед).
-Дедушка ежик,
Не ходи на бережок!
Там промочишь ножки,
Теплые сапожки!
(легкий неторопливый бег на носках, руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена).
-Птички в гнездышках проснулись,
Улыбнулись, встрепенулись!
(легкий бег, чистят крылышки, машут хвостиком).
-Да осенний лес
Полон сказочных чудес!
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали.
И животных повидали.
А давайте послушаем с вами, как природа встречает золотую осень.
Звучат звуки природы!
-Впечатление детей.
-О чем рассказала музыка? Почему?
-Тихие или громкие преобладают звуки?
-Какое настроение и переживание она разбудила звуками- тихими, ласковыми, звонкими, спокойными, неторопливыми.
-Почему мы так определили характер музыки?
-Да, музыка имеет свой язык. Она рассказывает звуками. Слушая ее мы как будто в лесу, любуемся ее красотой.
-Давайте вспомним осенние приметы.
-Все что вы услышали это и есть осенняя песнь леса.
Каждый спел ее по- своему.
А в итоге получилась осенняя песнь леса.
-А давайте мы тоже споем песенку об осени, и подарим ее осеннему лесу.
Песня «Осень».
-Песня о чем? (об осеннем листопаде…)
-Как нам музыка рассказала об этом? (звуками легкими, тихими, плавными, мягкими).
-Настроение? (грустное).
-Что рассказать мы можем о характере песни? (печальная, грустная, нежная, светлая, спокойная).
-Темп? (первая часть- спокойная, вторая часть- подвижная).
_ Грустный печальный характер песни создает звучание песни в умеренном темпе. Припев- отрывистое звучание, задушевный характер (накрапывание капель дождя).
-Предлагаю украсить песню музыкальными инструментами.
-Почему этот инструмент, а не другой.
Имитируем песню с музыкальными инструментами.
-Предлагаю барабан.
-Чем отличается звук металлофона от барабана?
-Есть ли в звуке барабана такая же звонкость и тягучесть?
-металлический или «хрустальный» призвук.
-Можно ли суховатый, щелкающий звук барабана заменить звук металлофона?
-Как отличается звук барабана и звук металлофона по высоте?
-Где изображена высота звуков барабана, а где металлофона?
Схема
-Так на что же похоже звучание этого инструмента?
(барабан- гром)
-А звучание этого инструмента?
-Что можно изобразить с его помощью?
(металлофон, треугольник- капельки дождя)
-а что можно изобразить этими инструментами?
( порыв ветра- маракасы, погремушки).
Кастаньеты- молния.
-Давайте проиграем с вами небольшую сценку.
Порыв ветра (от p до f )-маракасы
Издалека слышны раскаты грома ( барабан).
Падают редкие капли дождя ( треугольник, металлофон)- зачастили, пошел ливень.
Ветер усиливается и сверкает молния (кастаньеты)
Гроза идет на убыль, затихает, прекращается дождь.
Песня «Ах, как жаль что лето, быстро пролетело»
Поют и играют на музыкальных инструментах.
-Все по разному сохраняют свои впечатления о чем-то приятном.
Поэты пишут стихи, писатели рассказы, художники рисуют картину, а композитор пишет музыку.
-Портрет этого композитора вам знаком- П.И.Чайковский.
-Свои воспоминания об осени он передал при помощи музыки.
-А мы не поэты, не художники, не композиторы, но тоже кое-что умеем.
Вот сейчас мы послушаем музыку П.И. Чайковского, она поможет нам вспомнить о нашем путешествии в осеннюю сказку и мы попробуем передать наши впечатления при помощи красок.
Слушают музыку.
Рисуют- цветомузыку.
Вот дорогие ребята, мы с вами побывали в осенней сказке.
Прощаются, уходят.