Конспект урока по географии Мир в котором мы живем (5 класс)


Урок 1. Мир, в котором мы живем
Тип урока. Урок изучения нового.
Цели и задачи:
Сформировать понятия: «живая природа», «неживая природа», «явления природы».
Сформировать представления о мире, в котором мы живем, об уникальной планете Земля и о науке географии.
 Развивать познавательный интерес к предмету.
Средства обучения. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация, физическая карта полушарий.
Методы и формы учебной деятельности.
Объяснительно-иллюстративный. Эвристическая беседа.
Основные понятия и термины.
Живая природа; неживая природа; явления природы: физические, биологические.
Основное содержание.
Земля — уникальная планета: из всех планет Солнечной системы пока только на ней ученым удалось обнаружить жизнь.
Все многообразие живых организмов, включая человека, составляет мир живой природы.
Мир неживой природы — это моря и океаны, равнины горы, полезные ископаемые и воздух. Объекты живой и неживой природы Земли тесно взаимосвязаны — они изменяют и дополняют друг друга.
И вместе создают разнообразную и неповторимую природу Земли.
Процессы, происходящие в природе и изменяющие ее, — явления природы — делят на физические и биологические.
Некоторые явления действуют разрушительно на живую и неживую природу. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек. Нередко по вине человека происходят техногенные катастрофы, от которых страдают люди и другие живые организмы, а также почва, вода и воздух.
Результаты урока. Знакомство с новым предметом «География» и новым учебником.
 Закрепление метапредметных умений работать с учебником. Формирование предметного умения работать с учебником географии.
Вопросы и задания
1. Что составляет мир живой природы Земли?
2. Используя различные источники информации, подберите рисунки, фотографии, иллюстрирующие взаимосвязь объектов живой и неживой природы.
3. Как живые организмы приспособились к физическим явлениям природы?
4. Вспомните, какие биологические явления природы вам приходилось наблюдать.
5. Как человек влияет на изменение облика Земли? Приведите примеры изменения природы человеком в вашей местности.
6. Что вы можете сделать, чтобы сохранить живую природу?
Домашнее задание. § 1 учебника, задания рабочей тетради
Этапы урока Этапы урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Проблемная ситуация и актуализация знаний.
Знакомство с требованиями к учебному предмету Вступление  Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных,Лишь на ней одной цветутЛандыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо.Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету.  Я. Аким 
. – Ребята, наш учебник называется «География. Начальный курс». Как вы думаете, о чём мы узнаем со страниц учебника? Знакомство с учебником. Работа с текстом «Как работать с учебником». 3
2 Требования к введению тетрадям, к.к ,
Нормами оценок
. – Раздел I называется «Что изучает география». Рассмотрите рисунки на стр 5 -26  Как вы думаете что изучает наука география?
4. – Считается, что на  земного шара уже не осталось неизвестных растений и животных, морей и океанов.
– Согласны ли вы с этим утверждением? – Какой вопрос у вас возникает?  2  1  1
5. – Сформулируйте тему урока.
Мир в котором мы живем
– Какие задачи урока мы будем решать сегодня? Т.е о чем мы сегодня будем говорить на урок 2 (Ответье на вопросы перед парагрофом) Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (раб с рисунками).
4. Вычитывать все уровни текстовой информации.
5. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
II. Поиск решения
Работа с текстом учебника
Работа в тетради. – Прочитайте текст  с 4-7 и ответьте на вопрос: 1 стр 10
Ответ аргументируйте. 1  4   1
2. 3. – Используя с.  8 – после чтения приведите свои примеры явлений в природе которые вам приходилось наблюдать? Вопрос 3-4 стр 10
4  человек  считает себя хозяином нашей планеты . Так ли это приведите примеры в 2 столбика
+             и     - действия человека на планету. Что произойдет с планетой если мы не начнем задумываться о последствиях своей деятельности? Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.
2. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
III. Самостоятельное применение знаний 1. Вопросы в рубрике «Подумайте» с.10
2. Дискуссия «Может ли человек, благотворно влиять на будущее планеты?»
 1  2  3  4  3 Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
. Актуализация знаний.
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока
ΙΙ. Открытие нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо работали  с текстом учебника учебника.
ΙV. Итог урока.
Д. зРефлексия Сформулируйте вывод по уроку.
– Сравните его с выводом учебника
на с. 10.   3
Домашнее задание: §1, задание 3, с. 10.
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой? ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, корректно вели дискуссию и делали выводы.