Выступление на РМО учителей нач. классов по теме Развитие смыслового чтения на уроках литературного чтения


28.11.2016.
Выступление на РМО учителей начальных классов
по теме «Развитие смыслового чтения
на уроках литературного чтения».
Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Что же такое смысловое чтение?
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Предмет «Литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Задачей образования является формирование умения читать учебную, справочную, научно – познавательную, документальную, мемуарную литературу. В зависимости от специфики учебного материала, на котором происходит обучение чтению, учитель должен научить читать разные тексты разными способами.
Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя.
Прежде всего, на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  текста необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Некоторые  приёмы работы с текстом, задания, которые  позволяют расширить предметную область и способствуют  формированию важнейших метапредметных умений, хотелось бы показать на примере урока литературного чтения «О братьях наших меньших» (презентация).
1 этап – речевая разминка (слайд №2):
- прочитать стих с разной интонацией, выбрать, какая интонация более точно передает содержание стихотворения.
- выучить стих, проверка (слайд №2),
2 этап – введение в тему: стихотворение Б. Заходера «Плачет киска в коридоре». (слайд №3)
- прием «Работа с текстом до чтения».
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
- подберите к слову «кошка» синоним («киска»),
- к нам на урок пришла киска, как бы вы назвали этот рисунок?
- почему киска плачет?
3 этап – работа с текстом (слайд №3)
- прием «Чтение с остановками».
- Б. Заходер написал стих про такую киску.
- прочитайте первые две строчки: Как вы думаете - какое горе произошло у киски? Почему она плачет? Вам жаль Киску? Как бы вы помогли ей?
- прочитайте третью строчку. Правы ли мы были, предположив, какое горе произошло у киски?
- придумайте окончание стих-я (четвертую строчку).
- прочитайте, какое окончание у автора стих-я.
- а теперь ва так же жаль киску? Или ваше отношение к ней изменилось? Почему?
- заучивание стихя-я.
4 этап – введение в тему: стихотворение И. Пивоваровой «Жила – была собака». (слайд №4)
- прием «Работа с текстом до чтения».
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
- рассмотрите иллюстрацию (слайд №5).
- какая собака?
- она злая или добрая?
5 этап – работа с текстом (слайд №5)
- прием «Чтение с остановками», «Выборочное чтение».
- прочитайте первую часть стих-я.
- какое впечатление произвела на вас собака?
- прочитайте слова, которые описывают внешний вид собаки.
- прочитайте строчки, от которых становится страшно.
- с какой интонацией нужно прочитать эту часть стих-я?
- подготовьтесь прочить с нужной интонацией. (с/р учащихся, проверка)
- существует ли такая собака на самом деле?
- как вы думаете, что будет дальше?
Чтение второй части стихотворения (слайд №6).
- какой оказалась собака?
- с какой интонацией нужно прочитать эту часть стих-я?
- подготовьтесь прочить с нужной интонацией. (с/р учащихся, проверка)
6 этап – рефлексия (слайд №7)
Прием «Синквейн».
Собака.
Большая, добрая.
Жила-была, любила, гулять ходила.
Собака- друг человека.
Верность.
7 этап – закрепление.
- домашнее задание: составить синквейн с стих-ю «Плачет каска…», придумать продолжение стих-я «Жила – была собака…».