Классный час на тему: Вопросы духовно-нравственного воспитания


Классный руководитель: вопросы духовно-нравственного воспитания
Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах...
Шалва Александрович Амонашвили.
Проблема духовно-нравственного воспитания всегда актуальна. Каждая эпоха предъявляет свои требования к Человеку, и требует их осуществления. В XXI веке эта идея не просто витает в воздухе, она воплощается в конкретной воспитательной и образовательной деятельности учебных заведений.
Школа сегодня — это дом для ребенка, а степенью удовлетворенности жизнью в нем является самочувствие взрослых и детей и психологическое и физиологическое. Ни одно воспитательное средство не может быть ни хорошим, ни плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.
Воздействие, оказываемое на ребенка в школе должно быть ярким, запоминающимся, воспитывающим. Ребенок должен идти в школу с желанием, смело, навстречу радостным открытиям.
Процесс воспитания одновременно способствует становлению и духовности, и нравственности учащихся. Для классного руководителя важно знать, что духовность не может быть сведена к каким-то отдельным ее граням. Существуя в своей безмерности, она едина, целостна и гармонична, имеет один центр — личность,
В.А. Сухомлинский отмечал: «Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников — в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний».
Задача воспитателя состоит в том, чтобы ,во-первых, помочь ребенку отыскать «душевную деятельность», которая удовлетворяла бы его, а во-вторых — подготовить ребенка к такой деятельности.
Основные задачи воспитательной деятельности классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения:
Организация разнообразной, творческой, личностно — и общественно значимой деятельности детей; создание условий для сохранения и укрепления духовно-нравственного здоровья воспитанников;
Создание благоприятного психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности и педагогической поддержки каждого;
Создание условий для самоутверждения каждого ученика в формах общественно приемлемого поведения, обретение каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников;
Создание условий, оказание помощи в поисках и обретениях ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания;
Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение прием саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как важнейшим условиям благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни;
Показатели благоприятного психологического климата в школе и в классе
удовлетворенность учащимися взаимоотношениями, трудом, руководством;
преобладающее настроение в коллективе;
взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных;
степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении;
сплоченность как эмоционально-ценностное единство;
сознательная дисциплина;
продуктивная деятельность.
10 заповедей дружного коллектива
1. Школа – родной дом. Дорожи им.
2. Развивай свои способности и совершенствуй возможности.
3. Внеси свой вклад в общее дело класса.
4. Достигни успеха в том, что предпочитаешь.
5. Строй свои отношения на доверии и доброжелательности.
6. Стремись к добру, правде, красоте.
7. Помни: человек сам отвечает за свою веру, надежду, любовь.
8. проявляй заботу о своем здоровье.
9. Добивайся своих целей за свой счет.
10. Будь хозяином своей судьбы
Уроки добра учащиеся постигают через нравственно-этические поступки, а в связи с этим основным школьным предметом должно стать человековедение как процесс воспитания «в человеке человека»(В.А.Сухомлинский).
Подростку необходимо упражняться в добрых поступках и действиях, чтобы осознать чувство долга.
Определяя приоритетные формы воспитательной работы в духовно-нравственном плане, классный руководитель может использовать индивидуальные формы, пронизывающие всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей.
Это беседа, задушевный разговор, консультация, выполнение совместного поручения, совместный поиск решения проблемы и т.д.
Важнейшая задача, стоящая перед классным руководителем, использующим индивидуальные формы — разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям»
К коллективным формам относятся различного рода спектакли, конкурсы, культпоходы(туристические походы), выступления агитбригад, акции милосердия, ярмарки солидарности и др.
Правила эффективного классного часа:
Никого никогда не ругать на классном часе.
Не обсуждать долго и нудно организационные вопросы.
Позитив и мажор — основной стиль общения.
Максимум комфорта для всех!
Классный час или лучше его называть час общения играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно. Его можно считать успешным, если он вызвал интерес учащихся, если дети активны, готовы участвовать, получать удовольствие от коллективной деятельности на благо других людей; если после систематической работы по организации и проведению классных часов улучшаются взаимоотношения учителей и детей; меняется психологический климат в классе; если улучшаются отношения с родителями и т.п. Методика изучения социализированности личности учащегося в своем классе
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения:
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4— всегда;
3— почти всегда;
2— иногда;
1 — очень редко;
0 — никогда.
Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
Я умею прощать людей.
Я стремлюсь поступать также, как и все мои товарищи.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
Считаю, что делать добро — это главное в жизни.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие
Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
Мне нравится помогать другим.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других как свои.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
Стараюсь доказать свою правоту.
Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
Стараюсь защищать тех , кого обижают.
Чтобы быстрее и легче провести обработку результатов, необходимо изготовить для каждого ученика бланк, в котором против номера суждения ставится оценка:
1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20
Обработка результатов: Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.
Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.
Оценка социальной активности — с третьей строчкой.
Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой.
Если полученный коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет:
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Е.Евтушенко