Разработка классного часа на тему духовно- нравственного воспитания. «Здравствуй, человек!»


Разработка классного часа на тему духовно- нравственного воспитания.
«Здравствуй, человек!»
Цели: а) способствовать становлению, развитию,  воспитанию нравственных качеств учащихся;
           Б) помогать учащимся учиться жить среди людей;
           В) способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.
           Г) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
            Д) способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: презентация, стихи, афоризмы, задания для индивидуальной работы.
Подготовка:. Каждый получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ;2)выучить стихи к классному часу.
Ход занятия:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
1.Мотивационный блок.
Учитель: Наш разговор сегодня называется «Здравствуй , человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком».Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий( зачитать эпиграф).
2.Работа с понятием.
Ученик: Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении  слова:« Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»
Учитель: Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?
А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК (детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача - наполнить поле «Человек»).Ч- честность, чуткость, честолюбие.
Е- единовластный, единодушие, единоличник.
Л- Легкомысленный, лжец, любознательный.
О- обманчивый, образованный, ответственный.
В- вероломный, внимательный, воспитанный.
Е-
К- каверзный, капризный, коллективный, контактный.
Почему вы выбрали не все качества? О каких качествах могут рассказать афоризмы - крылатые выражения? (выступление группы, оформлявшей кабинет)
3.Ученики предложили высказывания:
1.Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)
2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А.Ахматова)
3.Не закидывай головы: спотыкнёшься.(пословица)
4.На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)
5.Пустая бочка пуще гремит.(пословица)
Учитель: А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет( можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?
Ученик:                 Привычки (Татьяна Валяева)
 Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,
 Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,
 И вот на двадцатый тебе: "Истеричка!
 Совсем невозможны беседы с тобой!"
 А ты негодуешь: "Я ж тихая, вроде…"
 Но только сказала – и снова на крик;
 Привычка – не то, что приходит, уходит
 Легко, словно ветер поднялся и стих.
 Движенье к привычке идёт вертикально,
 К хорошей – с огромным усилием вверх,
 А вниз – оступился, как будто случайно,
 И дальше сползаешь без всяких помех.
 И только тому, кто хоть как-то цеплялся,
 На уровень прежний вернуться дано,
 Но вряд ли кому удаётся подняться,
 Спустившись в привычке на самое дно.
 Лишь редкие лица со дна выползают,
 А чаще и взгляда на верх не ведут,
 От лени привычку свою оправдают
 И даже достойной её назовут.
 Жестокость – желаньем добиться порядка,
 А ревность – особенной формой любви,
 Красивая с виду, пустая накладка,
 Попытка прикрыть недостатки свои.
 Подмена понятий с названием новым,
 И вместо падения виден успех.
 Так проще, так легче – оправдывать словом,
 Чем делать попытки подняться наверх.
Ученик: А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»
А что такое - сила воли?-
Уменье не кричать от боли,
Когда поломано крыло?
Уменье ждать: пока срастётся,
Потом летать - не как придётся,
А чтобы только повезло?
Но, может быть, совсем иначе?
Крича от ярости и плача,
Заставить целое крыло
Решить нелёгкую задачу:
Подняться выше неудачи.
И победить- беде назло!
Учитель:«Человек  познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза. Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.
4.Работа с задачами.
1.Стрелка-советчик.
Умный Стёпа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти и что взять, он клал её перед собой и поворачивал туда-сюда. А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это!» Когда Стёпу спрашивали: «Почему?»- он отвечал: «Стрелка показала». «А, стрелка,»-кивали ему и соглашались все.
2.Цветок на клёне.
Вырос однажды на клёне прекрасный цветок, один- единственный. «Какое чудо!»- радовался клён. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. «Принесёшь семена- от них цветущие клёны пойдут,»-шептал клён цветку. «Вот ещё,- фыркнул однажды цветок,- я и так хорош.» И улетел с осенним ветром.
3.Уменяка.
Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: «А вот у меня…» Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.
4.Забивон.
Главным удовольствием для Забивона было заколачивать двери. Всюду, где мог, он забивал их огромными гвоздями. А ещё лучше - досками крест-накрест. И с надписью: «Хода нет!» Но вот однажды он увлёкся и заколотил изнутри все двери в доме, а отколачивать их он не умел. Так и живёт он теперь безвылазно.( на решение- 3 минуты и потом обсуждение)
5.Учитель: Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.
Давайте послушаем советы.
Ученик: Умейте управлять собою,
Во всём ищите доброе начало.
И, споря с трудною судьбой.,Учитесь жизнь начать с начала.
Споткнувшись , самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору,
Себя в пути не потерять.
Не надо жаловаться всем
Ни на судьбу, ни на болезни-
Ничто не будет бесполезней
Избитых, жалких этих тем.
Не жгите сердце табаком,
И мозг вином не заливайте,
И жизнь свою не сокращайте
Воспоминаньем о плохом.
Друзей имейте- в трудный час
Они поддержат и помогут,
Не будет трудною дорога
Ни для друзей и ни для вас.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут,-
Ненастья тоже устают.
За днём несчастья- день счастливый.
6.Учитель: я приготовила презентацию «Что делает человека счастливым?»( просмотр и комментарии)
8.Учитель: Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.
1.Самый лучший день - сегодня.
2.Самая большая ошибка - потеря надежды.
3.Самая большая слабость - ненависть.
4.Самый большой нарушитель спокойствия - болтун.
5.Самая нелепая черта характера - самомнение.
6.Самый опасный человек - лжец.
7.Самое большое богатства - здоровье.
8.Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.
Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается.И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Дм.Голубков.
«Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти словаФ.Абрама должны стать девизом  каждого человека.
7.Рефлексия: отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора:
а) синий цвет (холодно): не собираюсь об этом думать, по крайней мере, сейчас;  
б) белый цвет (норма): актуальная тема, есть над чем поразмышлять;
в) красный цвет ( жарко):тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.
Литература: 1.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».
                      2.Золотая коллекция. Пословицы и поговорки.
                      3.Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах.
                      4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.
                      5.Комарова И.И. Лучшие афоризмы для умных и весёлых от великих.
Классный час: Вечные ценности (долг, совесть)
Цели классного часа: нравственное воспитание; повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.
Задачи классного часа: ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.
Подготовительная работа: подобрать литературу по теме; предварительно обсуждить тему «круглого стола» с учащимися; дать рекомендации по подготовке выступлений; пригласить заведующего библиотекой; подобрать изречения великих людей по теме.
Участники: учащиеся, классный руководитель, библиотекарь, преподаватель этики.
Форма проведения: круглый стол.
Девизы: «Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми - это твоя полная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья - свободы» (В.А. Сухомлинский).
«Самый строгий судья - наша совесть».
«Совесть - это зритель и судья добродетели».
Ход классного часа
Ведущий. Наверное, самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают в семье. Но человек растет. И процесс социализации все больше расширяет круг его обязанностей. Даже находясь в детском саду, малыш уже осознает свою обязанность перед родителями, воспитателями, товарищами.
По мере взросления мир человека все больше усложняется, сложняются и его обязанности. Давайте подумаем над тем, какие же новые обязанности появляются у человека по мере его взросления и дальнейшей социализации.
Ученики:
- Думаю, что с очень большим кругом обязанностей (с которыми далеко не каждый справляется) человек сталкивается уже с первых лет школьной жизни. Первым делом это обязанность учиться. Затем - жить по определенным школьным правилам. А это и взаимоотношения с учителями, друзьями, другими старшими и всеми людьми, которые тебя окружают, с которыми ты вступаешь в контакт. Потом идут кружки, секции, клубы, организации. И здесь у человека тоже есть определенные обязанности.
- Уверен, что к одной из обязанностей, а именно обязанности беречь природу, окружающий нас мир, растущего человека должны приучать с детства.
- По мере взросления у человека появляется обязанность трудиться. Иначе как бы существовало общество?
Ведущий. Ты прав. Ведь такая обязанность человека перед обществом даже не зависит от его желания. Она объективно обусловлена. Общество может жить и развиваться только в том случае, когда члены его непременно выполняют все свои обязанности независимо от их субъективных стремлений и склонностей. Существует определенный набор таких обязанностей. А вот он уже определяется местом человека в общественной жизни. Итак, человек должен. Что же это такое, долг?
Ученики:
- Если говорить об этике, то долг - одна из основных ее категорий. С точки зрения этики, долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, требование нравственности относится ко всем людям в равной мере. В данном случае это требование превращается в личную задачу каждого человека, решение которой он осуществляет в определенной ситуации.
- Значит, долг - это отношение личности к обществу.
Ведущий. Да, личность в данном случае выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом. Она осознает и реализует эти обязанности в процессе своей деятельности. А какое определение долга дают психологи?
Ученики:
- Долг - это нравственные обязанности, выполняемые человеком из побуждений совести. Долг выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, определенной группе или коллективу.
- Надо заметить, что основание и источник долга усматривали во многом. Пытались утверждать, что определять содержание долга может только Бог (божественные заповеди, религиозная мораль). Затем говорили о том, что человеку все диктует общество. Утверждалась зависимость от наличия совести или морального чувства у человека.
- Думаю, что в разговоре о самом долге необходимо говорить еще и о содержании морального долга. Сторонники различных взглядов на этот вопрос приходили к разным выводам. Например, некоторые из них пытались утверждать, что вообще неважно, как человек поступает, в чем он видит свой долг. А важно только то, что он следует своему личному замыслу. Сторонники другого направления считают, что при исполнении человеком своего долга важно только само действие. И совсем неважны мотивы, которыми он при этом руководствуется.
- Существует еще теория под названием «Теория моральной доброты». Исходя из этой теории решающее значение имеет характер мотива того или иного поступка. К тому же не раз разворачивались дискуссии о том, так ли уж важен реальный результат при исполнении человеком своего долга. Пробовали утверждать даже, что достаточно просто совершить определенные усилия или попытки что-то сделать, предпринять. Не так-то просто разобраться в том, что есть долг, в чем он и перед кем он.
- Если говорить о христианстве, то оно различает долг перед Богом, перед людьми и самим собой.
- Долг перед Богом - это дело сугубо личное. К тому же у нас так много религий и верований, что, получается, каждый верит в своего Бога. Да и долг, обязанности у каждого народа перед своим Богом разные. Правда, есть то, что связывает все религии и верования, - это долг оставаться порядочным человеком.
Ведущий. А долг перед самим собой? Что это? Как часто вы задумываетесь над этим? И думаете ли об этом вообще?
Ученики:
- Я бы сказал, что задумываться над этим вопросом нас заставляет сама жизнь. Человек взрослеет, и ему становится небезразличен вопрос о сути его назначения. Начинается поиск истины, которая оправдывает смысл человеческой жизни на Земле. В таких сомнениях и поисках и возникает чувство ответственности за все, что ты предпринимаешь в жизни. Все взвешивается, оценивается, анализируется. И ты начинаешь понимать, что твой долг перед самим собой - состояться в этой жизни.
- Состояться - это не так просто. Для этого надо стать личностью. И не просто личностью, а личностью высоконравственной. А для этого, как минимум, надо быть добродушным, то есть любить людей, стремиться делать им добро. Быть человеком трудолюбивым, получающим удовольствие как от личного труда, так и от труда на общее благо. Мудрость - тоже спутница личности высоконравственной. Она заключается в способности предвидеть последствия своих и чужих поступков. Высоконравственная личность должна быть еще и правдивой, не терпеть ложь и лицемерие. Не думаю, что найдется в наше время большое количество людей, которые бы по-настоящему выполняли долг перед самими собой.
- Мне кажется, что если человек воспитывается в нормальных условиях, то он вполне сможет стать высоконравственной личностью. Людям, конечно, свойственны многие пороки или недостатки. Но так же как далеко не все порочны, так же далеко не все и высоконравственны. Я хочу подчеркнуть «высоко». Небольшие недостатки не мешают большинству из нас состояться в этой жизни как профессионалам или просто людям. Я уверен, что чувство долга перед самим собой свойственно очень многим из нас.
- Долг перед самим собой - это обязанность по отношению к самому себе. И эта обязанность состоит в том, как писал И. Кант, «чтобы человек соблюдал человеческое достоинство в самом себе». А это значит не только быть в гармонии с самим собой и добиться поставленных жизненных целей, не идущих вразрез с нравственными нормами, но и выполнить все свои обязанности перед семьей, государством и другими людьми.
- Считаю, что долг перед самим собой начинается с обязанности стать образованным, умным. Для того чтобы впоследствии достойно выполнять и все другие свои обязанности.
- Да, но для этого необязательно стать высокообразованным ученым. Благодаря специальному образованию ты можешь стать профессионалом в своем деле. Стать хорошим тружеником, который сможет достойно выполнить свой долг и перед государством, и перед своей семьей, своими близкими. Хорошие труженики обычно мудрые люди. А у таких чаще всего не возникает проб тем с выполнением своего морального долга.
- Уверен, что человеку надо начинать с овладения всеми богатствами и возможностями своего внутреннего мира.
Познавая и развивая себя, он сможет сделать доступным для себя и все многообразие мира внешнего. И не только доступным, но и правильно принятым и понятым. А отсюда уже и руководство к правильным поступкам и действиям. В том числе осознание своего долга перед Богом и людьми. Считаю, что только такие люди имеют право употреблять такую фразу, как «чист перед Богом и людьми».
Ведущий. Если вы заметили, мы постепенно переходим к следующему моменту - долгу перед людьми. Что же подразумевает это понятие?
Ученики:
- Человек живет в этом мире не для себя. Вернее, не только для себя. Возможно, что это и есть главное в жизни. Конечно, могут быть всевозможные нюансы и оттенки. У каждого из нас в жизни есть что-то свое, личное, неповторимое. Но что-то главное должно быть у каждого. Не должен человек в жизни распыляться по мелочам и жить только своими маленькими повседневными заботами. Даже если что-то свое - очень доброе и значительное. Хотя это не так просто и не каждый это может, но человек должен подняться над повседневностью. Должен задумываться о смысле жизни вообще, оглядываясь на прошлое и смело заглядывая в будущее. Академик Дмитрий Лихачев писал: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».
- Думаю, что если честно живешь и трудишься, то этим самым ты отдаешь свой долг Родине и честно служишь людям, выполняя перед ними свой долг.
Ведущий. Рассматривая категорию долга в таком ключе, мы переходим к рассмотрению долга как категории моральной, нравственной. Моральную ценность нашей жизни или отдельных ее поступков, естественно поступков нравственного плана, мы видим в том, что совершаем эти поступки из чувства долга.
Ученики:
- Думаю, что чувство долга возвышает человека над собой, теми человеческими склонностями, которые иногда противодействуют выполнению долга. И интересы, как говорят, низшего порядка отходят на второй план (приводит примеры из повседневной школьной жизни, своих поступков, долга по защите Родины).
- Действительно, не всегда то, что мы делаем, выполняем, доставляет радость, удовольствие. Но что-то мы просто должны или вынуждены делать. А в результате этого часто совершаются хорошие, добрые и похвальные дела.
- Исполнение своего долга, которое, разумеется, подразумевает определенный вид деятельности, дает возможность самопознания. Ты узнаешь, кто ты есть на самом деле и что в тебе ценного. А действовать человеку приходится, выполняя свои обязанности по отношению к обществу и государству, в этом случае мы говорим о патриотическом, гражданском, интернациональном, трудовом долге. Говоря о выполнении обязанностей перед коллективом и организацией (учреждением), мы подразумеваем выполнение долга ученика, студента и т. д. Наши обязанности перед другими людьми - это наш сыновний, материнский, родительский, товарищеский, дружеский долг. И конечно, нравственный долг собственного самосовершенствования.
- Я знаю людей, которые относятся к исполнению своего долга, своих обязанностей как к чему-то тяжкому, как к игу, довлеющему над ними. А ведь если хорошо подумать, то твой долг - это, прежде всего, требования каждого дня. И без добросовестного их исполнения ты просто не сможешь достойно существовать в жизни.
(Все говорят о насущных заботах обычного дня, обсуждают ситуации:1. Из 28 сочинений учителю в срок сдана только половина. Часть ребят из чувства солидарности забирают свои сочинения, не сдают их тоже. Двое учеников не согласны с такой постановкой вопроса. Они сдают свои сочинения в срок.
2. Ученики двух классов работают в подшефном хозяйстве, убирают урожай. Начинается сильный дождь. Один класс бросает все и уходит с поля. Ребята другого класса уходят только после того, как перетаскивают все мешки под навес.
3. Человеку не оказана медицинская помощь, потому что он не имел на это права в данном городе (на основе телевизионного сюжета).
Говорят о нарушении ученического и человеческого долга, о душе, чувстве стыда, совести, своих обязанностях, о безнравственном отношении к самому дорогому на Земле - человеческой жизни.)Ведущий. Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш патриотический долг. А суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Известно, что вопросы войны и мира в наши дни очень актуальны.
Ученики:
- Согласен, потому что именно от этого зависит сохранение основного права человечества - его права на жизнь.
- Каждый человек имеет право на жизнь.
- Быть человеком в человеческом обществе - не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Человек должен жить. А это значит исполнять свои обязанности, которые необходимы для своей жизни и жизни других людей.
Ведущий. Это действительно так. Хочу подтвердить наши выводы словами А.И. Герцена: «...Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела». Потому что ты - человек... Люди на земле разные, у всех свои взгляды на жизнь и на выполнение своего долга в жизни. Одни его выполняют, другие выполняют не полностью, третьи вообще забывают о нем. Многих (жаль, что не всех) начинают мучить угрызения совести. Взаимосвязь долга и совести очевидна. А что вы знаете о совести?
Ученики:
- Совесть - это одна из категорий этики, которая характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Она является одним из выражений нравственного самосознания личности.
- Психология рассматривает совесть как черту духовного облика личности, которая выражает ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.
Ведущий. Я предлагаю вам вслушаться в звучание этого слова - совесть. На что указывает нам приставка со-? Согласитесь, что на общность, какую-то сопричастность. Ведь эту приставку мы встречаем и в других словах.
Ученики. Со-болезнование, со-трудничество, со-чувствие, со-причастность, со-гласие и т. д.
Ведущий. Затем идет корень -весть-. А это значит, что совесть подает нам весть, дает нам знать, ведать о том, правильно или неправильно мы поступили. Как вы понимаете это слово, как его чувствуете?
Ученики:
- Думаю, что о совести можно сказать так: «Это осознание причиненного кому бы то ни было зла».
- Для меня совесть - это мой самый строгий судья.
- Совесть - это тысяча свидетелей твоего проступка или неправильно принятого решения. Она корит и обвиняет.
- Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений. Он всегда требует от нас исполнения долга.
Ведущий. О совести обычно говорят как о категории этики и как о качестве личности. Обсуждая вопрос происхождения совести, в споре сходились многие умы. Например, философы-идеалисты рассматривают совесть как нечто врожденное. Они не ищут объяснений в действительной жизни, в ее реальных потребностях. Платон говорил о совести как о врожденном качестве, которое имеет корни за пределами нашего познания. И. Кант утверждал, что человек как существо нравственное имеет в себе совесть от рождения. Философы-материалисты подчеркивали в процессе развития совести важную роль ума, воспитания и просвещения. Натуралистические теории происхождения совести XIX века утверждали, что совесть человека - это продолжение совести животных. Но впоследствии было доказано, что совесть появилась на определенной ступени развития человеческого общества, что она - продукт потребностей человеческого существования. А источником для этого послужил труд, который явился источником и для других социальных чувств человека.
Ученик. Значит, совесть появляется тогда, когда человек сам начинает осознавать, что хорошо и что плохо с точки зрения его обитания, поведения в социальной среде. То есть то добро или зло, которое он совершает и которое приносит ему или чувство удовлетворения, или муки под названием «совесть».
Ведущий. Сейчас мы начали говорить о совести как о качестве личности. Как вы думаете, когда человек должен испытывать самые страшные муки совести?
Ученики:
- Думаю, когда он лишает жизни другого человека. Пока люди живы, все поправимо. Можно договориться, разобраться. Но когда человека нет, все непоправимо.
- В этой связи я бы добавила, что людям надо вовремя выполнять все свои земные обязанности, свой долг перед другими (особенно перед родителями), чтобы потом до конца жизни не испытывать мук совести за то, что мог бы что-то сделать, предпринять, а забыл, не успел, не придал значения и т. д.
- Есть люди с чрезвычайно чуткой совестью. Такие зачастую мучаются, как говорится, по поводу и без. А если к тому же они еще и меланхолики, то так можно стать больным человеком.
- Уверена, что такие люди просто очень высоко оценивают свое нравственное «я». И уж лучше бы больше было таких людей, чем тех, которых не мучают сожаления и угрызения совести ни по поводу отданных приказов убивать, ни по поводу чьего-то разорения или просто оскорбления, которое привело человека к сердечному приступу и даже смерти. Совесть у таких людей молчит. Такие говорят: «У него было больное сердце». Или: «Я не виноват, что она такая нервная».
- Совесть таких людей называют гибкой, слабой. Да и совесть ли уже это? Такие люди часто заявляют, что у них чистая совесть. Но она чиста не потому, что не запятнана мыслями о причиненном зле, а потому, что у таких людей короткая память.
Ведущая. Народная мудрость говорит: «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится». Как вы думаете, многих ли людей в наше время беспокоит этот вопрос?
Ученики:
- Думаю, более верно сказать, что многих должен бы беспокоить. Потому что в наше время сила зла, открыто разрушающая нравственность, достаточно велика. Убить, разрушить, нажиться любым способом - не об этом ли мы постоянно читаем и слышим? (Приводит примеры.)
- С этим, конечно, борется государство, которое корректирует и пересматривает многие законы. К человеческой совести обращается церковь. И должен сказать, что эту проблему всегда поднимала школа.
- Я бы хотела заметить, что воспитание совести надо начинать уже с первых осознанных действий ребенка в этом мире. Например, когда он говорит свое первое «не дам, мое», родители должны прилагать все усилия для того, чтобы та конфета, которую он старательно прячет в ладошку, была поделена между ним и родителями. Уверена, что ребенок, постоянно воспитываемый подобными жизненными ситуациями, повзрослев, не забудет о своих родителях, о том, что они в чем-то нуждаются.
- Конечно, причинение материального ущерба в различных своих проявлениях - тема в наши дни актуальная. Но ведь существует еще и такое понятие, как ущерб моральный.
И зачастую этот ущерб бывает пострашнее материального. Унижение человеческого достоинства - такое люди переживают тяжелее, чем даже финансовые трудности.
- Считаю, что никто не может застраховать себя от того, чтобы никогда никого так или иначе не обидеть. Жизнь - явление сложное. И мало ли что в ней может произойти. Но одни могут покаяться, они стараются загладить свою вину; другие же, наоборот, не порицают себя за это, не испытывают ни стыда, ни мук совести.
- Неумолимость беспристрастного внутреннего судьи - совести, выносящего свой приговор человеку, хорошо описана в литературе. Это мы можем увидеть на примере Раскольникова, человека, который совершил поступок искренне раскаявшегося человека - признался в своем преступлении и попросил наказания. Случается ли в наши дни такое? Да. (Приводит пример.)
- Порицание себя за что-то, чувство стыда, муки совести - это, конечно, хорошо. Но факт имел место. Страшное свершилось, загублена человеческая жизнь. Кому поможет такое раскаяние? Правда, если говорить о не столь страшных поступках, то недовольство собой и стремление поправить дело очень даже похвальны. А по такому случаю я предлагаю сейчас каждому освежить в своей памяти то, что вызывает у вас чувство внутреннего беспокойства, что не дает успокоиться вашей совести. Возможно, что если наша совесть напомнит нам о чем-то, то это еще можно будет исправить?
(Учащиеся получают карточки со следующими фразами:1. Мог бы, но не сделал...
2. Из этого поправимо...
3. Совершенно забыл о...
4. Виноват, но до сих пор не извинился...
5. В своем поведении мне стоит избегать...
6. Я раскаиваюсь..., постараюсь не повторять ничего подобного.
7. Мне бы следовало наконец простить...
8. Я, конечно, виноват в том, что...
9. Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как...
10. Чтобы исправить уже сделанное, выполнить все намеченное, мне
необходимо...
Ученики могут работать с карточками во время проведения мероприятия (при наличии времени).)Ведущий. Признание вины и последующее ее осознание приводят человека к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно. Искреннее раскаяние в содеянном удерживает человека от дальнейших аморальных поступков, пробуждает чувство ответственности, долга.
Ученики:
- А начинать надо именно с того, чтобы решиться задуматься обо всем. Ведь некоторые люди просто не хотят себя этим утруждать. А чего только стоят эти расхожие фразы: «Не бери в голову. Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрячь тоже стоит.
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам...
Эти слова написал поэт Н. Рыленков. А вот что хотел бы сказать я:
Мир добра и зла, мир войн, противоречий,
Мир, который дорог мне, знаком,
Хватит всех испытывать на прочность,
В том числе и Землю, здесь наш дом.
Ну а дома разрушать устои, мир, ответь мне,
Разве делать это стоит?
Почему ты, мир, жесток и неспокоен
И когда в тебе проснется совесть?
Муки совести изведаешь когда,
Что в ручьях твоих нечистая вода?
Что полно еще и зла, и нищеты?
И тогда ответил мир: «А ты?
Полный отрицательных страстей,
Я ведь состою из вас, людей.
Значит, ты ответь мне, человек,
Почему ты укорачивал мой век?
Почему ты обманул и сжег, украл,
Жизнь людскую почему забрал?
Почему ты, все морали попирая,
Совесть в темный уголок загнал?
Хочешь в мире мир большой сберечь,
Совесть больше слушай, не перечь,
Не перечь ей мудрой, вот она,
Мук стыда, решимости полнаВыполнять свой долг из века в век,
Чтоб напомнить: ты же - человек!
Значит, звание свое не посрами,
С чувством долга перед совестью живи!»
Классный час. Кто такой настоящий друг Цели: углубить представление подростков о дружбе, формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка, способствовать развитию критического отношения к себе, побуждать подростков к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями. Подготовительная работа: дети готовят краткие высказывания на тему «Рассказ о своем друге». Оборудование: шарф для игры «Знаешь ли ты своего друга?» Оформление: на доске изречения написать: - Нет друга – ищи, а найдешь – береги. - Товарищ, знакомый, друг, приятель. - Друга иметь – себя не жалеть. - Друга на деньги не купишь. - Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. План классного часа: 1. Вступительное слово. 2. Проблемная ситуация «Как выбрать друга?» 3. Незаконченные предложения по теме «Друг – это тот…» 4. Интервью «Расскажи о своем друге». 5. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг». 6. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу. 7. Игра «Знаю ли я своего друга» 8. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?» 9. Подведение итогов. Ход классного часа: 1. Вступительное слово. Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо. 2. Проблемная ситуация «Как выбрать друга». Читать рассказ. «У Миши было два друга: Олег и Денис. Вместе ходили в секцию плавания. Учились в одном классе. В 7 классе их дружба дала трещину. И Миша понял, что придется выбирать, с кем дружить дальше. С Олегом было весело. Родители давали ему деньги на карманные расходы. Он водил с собой Мишу к игровым автоматам. Платил за него. С Денисом встречались реже. Он продолжал ходить на плавание. У него полно планов и целей. Постоянно критиковал Мишу за прогулы, за то, что не умеет выбирать друзей.» - Какого друга должен выбрать Мишка? 3. Незаконченные предложения по теме «Друг – это тот…» - Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга? 4 4. Интервью «Расскажи о своем друге». Может быть, уже кто-то нашел друга. Представьте, что к вам в класс пришел репортер и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает? 5. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг». Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? - О человеке, с которым вы просто здороваетесь, вы можете сказать… - О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, события, вы скажете… - Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… - О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… 6. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу. Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. на доске написаны 4 пословицы. Я буду описывать ситуации, вы подберите пословицу. Ситуация 1. Вам звонит друг и просит помочь отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу. Друга иметь – себя не жалеть) Ситуация 2. Вы играли в футбол. Друг сломал руку. (Доведу до дома. Вызову скорую. Друг познается в беде) Ситуация 3. Друг поступил подло. Но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму. Друга на деньги не купишь) Ситуация 4. Пусть придумают сами дети к пословице «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. 7. Игра «Знаю ли я своего друга» Два друга выходят к доске. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. - какой урок у него любимый? - на чем он любит кататься? - какое время года любит? - какой вид спорта любит? - кем хочет стать, когда вырастет? - какое животное он хочет иметь? - какие книги любит читать? 8. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?» Дружба – бескорыстная стойкая приязнь. Так определил дружбу В.Даль в словаре. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно. А потому что он близок тебе. Близки его интересы, взгляды, внутренний мир. 9. Подведение итогов. Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?