Внеурочная деятельность. Ритмика 2 класс


«Согласовано»
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
ГБОУ СОШ № 1 п.г.т Суходол
________________/Е. В. Наумова /
«___» _________ 2014г.

«Утверждаю»
директор
ГБОУ СОШ № 1 п.г.т Суходол
_______________ /Т. В. Соломонова/
«___» _________ 2014года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Ритмика»
направление «спортивно-оздоровительное»
для 2 класса




Составитель:
Ломакина Л.В.
учитель физической культуры




2014 - 2015 учебный год


Пояснительная записка

Актуальность программы

Одна из важнейших задач нашей страны – охрана здоровья народа. Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность всех государственных учебных учреждений. Данная программа направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма. Эти возможности при целенаправленном воздействии способны значительно увеличить функциональные способности растущего организма и стать основой его здоровой жизни. Дети и подростки, юноши и девушки обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные и требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний. Детям и подросткам особенно необходима двигательная активность, причем не, только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях, для сохранения и упрочнения здоровья.
Главное отличие занятий по данной программе от занятий на уроках физической культуры, – применение совершенно различных методик занятий.
Данная программа предназначена для учащихся 2-х классов общеобразовательной школы.
Программа рассчитана на 34 часа в год. Программа предусматривает практическую деятельность, направленную на овладение навыками и умениями двигательных упражнений.
Ритмика включает в себя различные виды гимнастических упражнений, танцевальные движения, дыхательную гимнастику, комплекс лечебной гимнастики, что способствует разностороннему развитию опорно-двигательного аппарата, хорошей подвижности в суставах и укреплению здоровья, в общем.

Структура документа
Программа содержит три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и рекомендуемую последовательность тем и разделов; результативность
Общая характеристика предмета и особенности его организации
Программа составлена с учетом потребностей учащихся и материальной базы данной школы. Если сопоставить различные стороны способностей детей в наши дни с аналогичными показателями совсем недавнего прошлого, то можно увидеть, в каком отношении наши дети успешно прогрессируют, в чем они отстают, а что у них совсем неблагополучно и требует особого внимания со стороны педагогов. Такое сопоставление тем более важно для оценки состояния здоровья детей, ибо сегодня его определяют не только исходя из медицинских характеристик. Как записано в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние наибольшего физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов. Т.е физическое развитие и двигательная подготовленность, равно как уровень развития психики, интеллекта, составляют два важных компонента здоровья детей.
Цели и задачи программы

Основная цель данной программы – всестороннее, физическое развитие детей и укрепление, и сохранение их здоровья. Улучшение телосложения, формирование красивой фигуры.
Основные цели программы конкретизируются в работе с учащимися в следующих задачах.
Задачи программы
Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и закаливанию организма (для этого необходимо обеспечить каждому ребенку в количественном и качественном отношении двигательный режим)
Повышение умственной и физической работоспособности учащихся (правильно организованные в соответствии с современными достижениями теории и методики физического воспитания, а также закаливание существенно повышают психическую и физическую работоспособность)
Формирование основных двигательных умений и навыков (организация занятий физическими упражнениями, развить наиболее важные двигательные умения и навыки, способные обеспечить высокопроизводительный труд и полноценную жизнь)
Формирование навыков и воспитание привычек личной гигиены и здорового образа жизни (соблюдение правил личной гигиены, разумное, бережное отношение к своему здоровью)



Формы и методы работы

Программа и план обучения легко варьируется в рамках возрастных категорий и физической подготовленности детей, а также оставляют возможности для творческой инициативы преподавателей. В основе программы лежат классические методы обучения детей. Постановка и решение проблемных вопросов от простого к сложному и игровые моменты.





















Содержание курса
Количество часов
Перечень универсальных действий обучающихся



Аудиторных
Неаудиторных


1
Вводное занятие
1

Организационно-методические требования применяемые на занятиях «Ритмика», строевые упражнения.

2
Теоретическая подготовка
1

Знания правил поведения и гигиены на спортивных занятиях. Строевая подготовка.

3

Общая и специальная физическая подготовка


15


3.1
Строевая подготовка

4
Слушать и слышать друг друга, уметь работать в группе.

3.2
Гимнастические упражнения


4
Обнаружение ошибок при выполнении заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий

3.3






3.4

Хореографическая подготовка (базовые шаги)





Работа с предметами















5
Выполнение ритмических комбинаций на необходимом уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия,
представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.



Эффективно способствовать и сотрудничать продуктивной кооперации слушать и слышать друг друга и учителя. Сохранять заданную цель, видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

4
Примерные связки и комбинации из базовых шагов аэробики

11
Выполнение ритмических комбинаций на необходимом уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.


5
Музыкально-сценические игры, спортивные эстафеты

5
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, развитие этических чувств, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, сохранять данную цель.


Итоговое занятие

1
Демонстрация освоенных упражнений и их комбинаций.


Всего
34









Учебно-тематический план или Структура курса

Приложение 3
Учебно-тематическое планирование

Тема занятий
Кол-во часов
Дата проведения по плану
Дата проведения по факту

1
Введение в программу. Техника безопасности. Что такое ритмическая гимнастика и аэробика.
1



2
Теоретическая подготовка. Гигиена на спортивных занятиях. Из истории ритмики, аэробики в России.
1



3
Строевые упражнения. Выполнение команд направо, налево, кругом. Перестроение одну, две, три шеренги, колонны.
1



4
Движение строевым и проходным шагом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег. Повороты в движении.
1



5
Перемена направления, захождение плечом. Граница площадки, углы, середина, центр. Движение в обход.
1



6
Противоходом налево, направо. Движение по диагонали, змейкой. Перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении. Размыкание шагами * приставные, шаги галопа), прыжками.
1



7
ОРУ для рук и плечевого пояса в разном темпе с разной амплитудой.
1



8
ОРУ для шеи и спины. Упражнение на развитее осанки.
1



9
ОРУ на развитие гибкости.
1



10
Коррекционные упражнения (плоскостопие, дыхательные упражнения, релаксация).
1



11
Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики в среднем темпе («степ-тач», «тач-фронт»).
2



12
Обучение базовым шагам аэробики ( «V-степ», «тач-сайт»).
2



13
Обучение базовым шагам аэробики ( «скип», «ту-степ»).
1



14
Работа с предметами (упражнения с мячом)
1



15
Работа с предметами (т° упражнение с платочком)
1



16
Примерные связки из базовых элементов аэробики. Приложение №1
2



17
Примерные связки из базовых элементов аэробики. Приложение №2
3



18
Примерные комбинации из базовых элементов аэробики №1
3



19
Примерные комбинации из базовых элементов аэробики №2
3



20
Музыкально-сценические упражнения
1. «Гуси-гуси, га-га-га»;
2. «Мишка косолапый»;
3. «Угадай в какой руке»;
4. «Бокс»;
5. «Лягушка».

1



21
Музыкально-сценические упражнения
«Неваляшка»;
«Тик-так»;
«Петрушка»;
«Крутые повороты»
«Кошечка».
1



22
Музыкально-сценические упражнения
1.«Кошка лезет на забор»;
«Ванька-встанька»;
3.«Пила»;
4.«Жук упал»;
5. «Мячик».

1



23
Музыкально-сценические упражнения
«Похлопаем в ладоши»;
«Пружинка»;
«Качели»;
«Насос»;
«Листопад»

1



24
Музыкально-сценические упражнения
«Стирка белья»;
«Полоскание белья»;
«Выжимания белья»;
«Встряхивание белья»;
«Развешивания белья».
1



25
Итоговое занятие.
1


















Информационно-методическое обеспечение:

Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)
Учебно-методический комплекс.
Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». (-Киев: Музична Украiна, 1985)
Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)
Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)
Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008)
И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д.Цыганкова «Программа дополнительного образования» (Гармоничное развитие детей средствами гимнастики). (-«Издетельство «Просвещение» 2011г. ФГОС.)









Предполагаемая результативность курса

Отличительными особенностями являются: Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Программа "Ритмика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных). Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей не только способных и одаренных, но и в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца и предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу ритмики включены упражнения и движения доступные детям 8-12 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.

Занятия включают чередование различных видов деятельности:
музыкально - ритмические упражнения и игры,
слушание музыки,
тренировочные упражнения,
танцевальные элементы и движения,
творческие и самостоятельные задания









Приложение



Примерные связки из базовых элементов аэробики
№1.
такты (восьмерки)
общее название элемента
счеты
движения ног
движения рук

1.
double step touch с правой
1
шаг правой вправо
правая вперед



2
приставить левую к правой
руки согнуты перед грудью



3
шаг правой вправо
левая вперед



4
приставить левую к правой
руки согнуты перед грудью


toetap
5
правая вправо на носок
руки в стороны



6
приставить правую
руки вверх


kneeup
7
правое колено вверх
согнутые руки опускаются вниз к коленям, локти направлены в пол



8
правая на пол
руки согнуты перед грудью

№2.
такты (восьмерки)
общее название элемента
счеты
движения ног
движения рук

1.
начало от v-step
1
шаг правой в сторону-вперед
правая в сторону-вперед



2
шаг левой в сторону-вперед
левая в сторону-вперед


.
3
приставить правую к левой
руки согнуты в локтях, прижаты к ребрам, локти направлены назад


lowkick
4
мах правой вверх (при движении вверх нога согнута в колене, достигнув уровня параллели с полом нога выпрямляется)
выпрямить руки вперед


.
5
шаг правой назад
свободная работа рук как в марше


marching
6
приставить левую к правой




7
шаг правой на месте




8
шаг левой на месте






Примерные комбинации из базовых элементов аэробики №1.

Исходное положение рук - согнуты в локтях перед грудью

такты (восьмерки)
общее название элемента
счеты
движения ног
движения рук

1.
pivotturn
1
правая вперед на носок
-



2
поворот на носках на 180°




3
правая вперед на носок




4
поворот на носках на 180° (правая нога осталась сзади)



V-step
5
правая в сторону-вперед
согнуть правую, локоть направлен вниз, ладонь направленв вперед



6
левая в сторону вперед
согнуть левую, локоть направлен вниз, ладонь направленв вперед



7
правая назад в и.п.
хлопок в ладоши



8
левая назад в и.п.
хлопок в ладоши

такты (восьмерки)
общее название элемента
счеты
движения ног
движения рук

2.
steptouch
1
шаг правой в сторону
согнутые перед грудью руки наклоняются вправо (локти почти на месте, направлены вниз, а предплечье и кисти наклоняются вправо)



2
левую приставить к правой
согнутые перед грудью руки наклоняются влево



3
шаг левой в сторону
согнутые перед грудью руки наклоняются вправо



4
правую приставить к левой
согнутые перед грудью руки наклоняются влево


heeltouch
5
шаг левой вперед
 



6
выставить правую вперед на пятку
хлопок в ладоши



7
шаг правой назад
 



8
приставить левую
хлопок в ладоши








№2.
такты (восьмерки)
общее название элемента
счеты
движения ног
движения рук

1.
basicstep
1
шаг правой вперед
выпрямить вперед



2
левую приставить к правой
хлопок в ладоши



3
шаг правой назад
выпрямить вперед



4
левую приставить к правой
поставить на пояс


mambo вперед
5
правая нога вперед, перенести на нее вес тела, левая немного приподнимается от пола
круг правой рукой вперед, левая на поясе



6
вес тела переносится на левую ногу (она немного согнута), правая немного отрывается от пола и находится впереди




7
приставить правую ногу к левой
круг правой рукой назад, левая на поясе



8
шаг левой на месте


такты (восьмерки)
общее название элемента
счеты
движения ног
движения рук

2.
kneeup
1
шаг правой вперед
свободная работа рук как в марше



2
левое колено вверх




3
шаг назад левой




4
приставить правую к левой



stradl
5
левая в сторону
правая выпрямить в сторону



6
правая в сторону
левая в выпрямить сторону



7
левая в исходное положение
руки вверх



8
правая в исходное положение
опустить руки вниз дугами вовнутрь



15