Рабочая программа по литературе. 5 кл. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»
Утверждаю.
Директор МБОУ «КСОШ №7»
______________ Геркова Л. В.
Приказ от________ № _______

М. П.

Рабочая программа
по литературе
5 «В» класс


Составитель
учитель русского языка и литературы
Некрасова Светлана Викторовна

2016 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 5 КЛАСС
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения,
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из литературы XIX века
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности) «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Пётр Павловыич Ершов. «Конёк-Горбунок». Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью. Народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весна» (отрывок), «Как весел грохот летних бурь...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок). Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремаль ных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления}.
Поэты о Великой Отечественной Войне (1941-1945 гг.)
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете,..».
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе
И.А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А.А. Прокофьев. «Аленушка»; Д.Б. Кедрин. «Аленушка», Н.М. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Заключительные уроки
Подведение итогов года. Задание для летнего чтения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразоват. организаций / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева. – 3-е изд. – М, Просвещение, 2016.
Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Система условных обозначений
Контрольные, проверочные работы Развитие речи Внеклассное чтение № Сроки Тема
планируемыефактические I ч. – 25 ч. Введение (1 ч.)
1 02.09-09.09 Роль книги в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним
Устное народное творчество (10 ч.)
2 02.09-09.09 Фольклор - коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
3 02.09-09.09 Русские народные сказки. Жанры и художественные особенности сказок
4 02.09-09.09 «Царевна-лягушка». Сюжет волшебной сказки. Система образов
5 12.09-16.09 Народная мораль в характере и поступках героев сказки «Царевна-лягушка»
6 12.09-16.09 Тема мирного труда и защиты родной земли в сказке героического содержания «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»
7 12.09-16.09 Иван_- крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки (характеристика главного героя)
8 19.09-23.09 «Журавль и цапля». Жанровые особенности сказок о животных
9 19.09-23.09 «Солдатская шинель». Жанровые особенности бытовых сказок. Сказители. Собиратели сказок
10 19.09-23.09 В мире народной сказки. Моя любимая сказка.
Конкурс пересказов
Из древнерусской литературы (2 ч.)
11 26.09-30.09 «Повесть временных лет» как литературный памятник. (Понятие о летописи. Сюжеты русский летописей)
12 26.09-30.09 «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи «Повесть временных лет»
Из литературы XVIII века (2 ч.)
13 26.09-30.09 М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин
14 03.10-07.10 Юмор стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру» и его нравоучительный характер. (Понятие о юморе. Понятие о родах (эпос, лирика, драма) и жанрах литературы (начальные представления)
Из литературы XIX века (36 ч.)
15 03.10-07.10 Жанр басни в мировой литературе
16 03.10-07.10 И.А. Крылов – выдающийся русский баснописец. Мораль басен и осмеяние в них человеческих пороков. («Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк на псарне». Развитие представлений о жанре басни)
17 10.10-14.10 И.А. Крылов. Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне». (Понятие об эзоповом языке. Развитие понятия об аллегории и морали)
18 10.10-14.10 Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни И.А. Крылова»
19 10.10-14.10 В.А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки
20 17.10-21.10 Баллада В.А. Жуковского «Кубок». Сюжет и герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. (Понятие о балладе)
21 17.10-21.10 А.С. Пушкин. Рассказ о детских годах жизни поэта. Стихотворение «К няне» – поэтизация образа няни. (Понятие о лирическом послании)
22 17.10-21.10 Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок
23 24.10-28.10 А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. Фольклорная основа. (Рифма. Ритм. Способы рифмовки) Иллюстраторы сказки
24 24.10-28.10 «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»: поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов (1. В чём превосходство царевны над царицей? 2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? 3. Общность и различия «Спящей царевны» В.А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?)
25 24.10-28.10 Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина
II ч. – 24 ч. 26 07.11-11.11 Русская литературная сказка. «Что за прелесть эти сказки…». Жанр сказки в творчестве А.С. Пушкина, П.П. Ершова, В.М. Гаршина
27 07.11-11.11 Фантастическое и реальное в литературной сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
28 07.11-11.11 «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение
29 14.11-18.11 М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
30 14.11-18.11 Проблематика и поэтика стихотворения Лермонтова «Бородино»
31 14.11-18.11 М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка
32 21.11-25.11 Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий
33 21.11-25.11 «Заколдованное место»: сочетание комического и трагического, реального и фантастического в произведении
34 21.11-25.11 Картины народной жизни, фольклорные мотивы и картины природы в повестях Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть»)
35 28.11-02.12 Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины
36 28.11-02.12 Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Изображение мира детства в стихотворении
37 28.11-02.12 Язык стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (Речевые характеристики персонажей. Авторская речь)
38 05.12-09.12 И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве и протест против рабства
39 05.12-09.12 Система образов повести «Муму»
40 05.12-09.12 Духовные и нравственные качества Герасима. Смысл названия рассказа
41 12.12-16.12 Подготовка к сочинению-индивидуальной характеристике. «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?»
42
12.12-16.12 А.А. Фет «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…». Изображение природы в стихотворениях поэта
43 12.12-16.12 Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды
44 19.12-23.12 Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов
45 19.12-23.12 Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы
46 19.12-23.12 Подготовка к домашнему сочинению-сравнительной характеристике «Жилин и Костылин: два характера, две судьбы»
47
26.12-30.12 Контрольная работа (тест) по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого
48 26.12-30.12 А.П. Чехов «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев. Особенности чеховского юмора
49 26.12-30.12 Составление киносценария по рассказу А.П. Чехова «Хирургия»
III ч. – 30 ч. 50 12.01-13.01 Сюжеты и образы ранних юмористических рассказов А.П. Чехова.
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (3 ч.)
51 12.01-13.01 Ф.И. Тютчев. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе.
52
16.01-20.01 Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе. (Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению)
53 16.01-20.01 Урок-концерт по стихотворениям поэтов 19 века о родине, родной природе и о себе. (Стихотворения А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, А.Н. Плещеева)
Из русской литературы XX века (22 ч.)
54 16.01-20.01 И.А. Бунин. «Косцы» – поэтическое воспоминание о родине
55 23.01-27.01 Тема исторического прошлого России в рассказе И.А. Бунина «Подснежник»
56 23.01-27.01 В.Г. Короленко. В дурном обществе. Судья и его дети
57 23.01-27.01 В.Г. Короленко. В дурном обществе. Семья Тыбурция58 30.01-03.02 В.Г. Короленко. В дурном обществе. «Дурное общество» и «дурные дела».
59 30.01-03.02 Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» (1. Почему Вася подружился с Валеком, и Марусей? 2. Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи? 3. Что помогло Васе и его отцу прийти к пониманию?) 4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?)
60 30.01-03.02 Тема родины в стихотворениях С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
61
06.02-10.02 Сказ П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»: реальность и фантастика. Сказ как жанр литературы.
62 06.02-10.02 Нравственные качества мастеровых людей. Образы Степана и Хозяйки Медной горы.
63 06.02-10.02 К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки
64 13.02-17.02 Язык сказки «Теплый хлеб». (Развитие понятия о пейзаже)
65 13.02-17.02 Природа и человек в произведениях К.Г. Паустовского. («Заячьи лапы» и другие рассказы К.Г. Паустовского)
66 13.02-17.02 С.Я. Маршак. Сказки для детей (Пьесы-сказки «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать», «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой», «Сказка про короля и солдата» и др.)
67 20.02-24.02 Проблемы и герои в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
68 20.02-24.02 С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев. Пьеса-сказка и её народная основа. (Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы-сказки)
69 27.02-03.03 Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов (1. Чем похожи и чем различаются Падчерица и Королева? 2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло? 3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»
70 27.02-03.03 А.П. Платонов «Никита». Душевный мир главного героя
71 06.03-10.03 Быль и фантастика в рассказе А.П. Платонова «Никита»
72 06.03-10.03 В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Поведение человека в экстремальной ситуации.
73 06.03-10.03 Становление характера главного героя в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
74
13.03-17.03 Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов. (1. Какой изображена природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева? 2. Какие поступки сверстников и черты характера вызывают мое восхищение (по 1-2 произведениям Короленко, Паустовского, Платонова, Астафьева)?
75 13.03-17.03 Письменный ответ на один из проблемных вопросов. (1. Какой изображена природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева? 2. Какие поступки сверстников и черты характера вызывают мое восхищение (по 1-2 произведениям Короленко, Паустовского, Платонова, Астафьева)?
Поэты о Великой Отечественной Войне (1941-1945 гг.) (2 ч.)
76
13.03-17.03 А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»: патриотический подвиг детей в годы Великой Отечественной войны.
77 20.03-24.03 К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете»: воина и дети
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (4 ч.)
78
20.03-24.03 Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём в стихотворениях И.А. Бунина, С.А. Есенина, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова, Дон-Аминадо79 20.03-24.03 Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём в стихотворениях И.А. Бунина, С.А. Есенина, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова, Дон-АминадоIV ч. – 23 ч. 80 03.04-07.04 Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём в стихотворениях И.А. Бунина, С.А. Есенина, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова, Дон-Аминадо81 03.04-07.04 Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения на материале стихотворений русских поэтов ХХ в.
Писатели улыбаются (3 ч.)
82
83 03.04-07.04
10.04-14.04 Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». Образы детей в рассказах. Юмористическое переосмысление сюжетов литературной классики.
84 10.04-14.04 Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение
Из зарубежной литературы (14 ч.)
85 10.04-14.04 Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»: верность традициям предков.
86 17.04-21.04 Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: удивительная книга о необычайных приключениях
87 17.04-21.04 Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер главного героя и его поступки. Книга о силе человеческого духа.
88 17.04-21.04 Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Реальность и фантастика
89 24.04-28.04 Х.-К. Андерсен «Снежная королева»6 сказка о великой силе любви
90 24.04-28.04 Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: что есть красота?
91 24.04-28.04 Сказки Х.-К. Андерсена
92
93 02.05-05.05
02.05-05.05 Х.-К. Андерсен. Сказки. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов (1. Почему Герда победила Снежную королеву? 2. Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена? 3. О чём мечтал Андерсен в своих сказках? 4. Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благородными?)
94 11.05-12.05 М. Твен «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.
95 11.05-12.05 Тема дружбы в романе «Приключения Тома Сойера»
96 15.05-19.05 «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. (Ответ на проблемный вопрос. 1. Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Т. Сойера? 2. Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников? 3. Как Т. Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным? 4. Какими изобразил скульптор Т. Сойера и Г. Финна на памятнике этим литературным героям?)
97 15.05-19.05 Д. Лондон «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?
98 15.05-19.05 Д. Лондон «Сказание о Кише»: мастерство писателя
Заключительные уроки (4 ч.)
99 22.05-26.05 Выявление уровня литературного развития учащихся
100 22.05-26.05 Контрольная работа за год (или тестирование)
101
102 22.05-26.05
29.05-31-05 Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» с рекомендациями для летнего чтения
Согласовано.
Протокол заседания ШМО гуманитарного цикла
от 29.08.2016 г. №6.
Согласовано.
Зам. директора по УВР _________ / Жукова О.Л.
29.08.2016 г.