Итоговая работа по модулю вариативной части курсов повышения квалификации

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистовСамарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Итоговая работа

по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Проектирование урока алгебры в 9 классе с использованием компьютерной технологии в рамках реализации ФГОС»


Выполнила:
Блохина Валентина Ивановна,
учитель математики
ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Безенчук
муниципального района Безенчукский
Самарской области


2016 год

Проектирование урока алгебры в 9 классе с использованием компьютерной технологии в рамках реализации ФГОС
I. Введение (актуальность темы проекта)
II. Основная часть
1. Понятие новых информационных технологий обучения
2. Использование информационных технологий в образовании и принципы внедрения
3. Методы и приемы использования информационных технологий на уроках
III. Заключение.
Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
Введение
( актуальность темы проекта)
Компьютерные технологии.
I. Введение
Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию учащихся к учебе.
Кроме того, применение компьютера на уроках позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Цель итоговой работы – рассмотреть особенности применения компьютерных (информационных) технологий в обучении.
Ожидаемые результаты:
изучить понятие новых информационных технологий обучения;
выявить использование информационных технологий в образовании;
изучить методы и приемы использования информационных технологий на уроках.
II. Основная часть
1. Понятие новых информационных технологий обучения
Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других – важен анализ знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения.
Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении.
Суть этого подхода заключена в идее полной управляемости работы школы, прежде всего ее основного звена – процесса обучения.
Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер – это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.
Используя современные обучающие средства и инструментальные среды создаются прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютер и т.д.
Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:
она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования, целостность);
она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены;
средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
2. Использование информационных технологий в образовании и принципы внедрения
Информационные технологии в образовании – одна из наиболее актуальных тем на сегодняшний день. Педагог имеет возможность не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и, что не менее важно – показать связь между отдельными предметными областями.
Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций.
Еще одна распространенная форма уроков с использованием информационных технологий – создание тестов. Эти тесты всегда пользуются успехом у учащихся, так как база данных вопросов обширна, она может легко обновляться, включая вопросы по любым предметам школьной программы, и дети всегда стремятся пройти тест на "отлично" (ведь учитель не вмешивается в процесс определения оценки).
Также не менее интересным способом применения информационных технологий в образовании является создание игровых программ, которые могут быть использованы с той же целью, что и тесты – проверка знаний. Только использование таких программ наиболее успешно выглядит на открытых уроках, когда класс можно разбивать на команды и проводить такие игры.
Правильная организация поиска материалов для проведения урока с использованием информационных технологий является одним из самых важных моментов. Это формирует у учащихся способность искать информацию по заданному критерию, классифицировать отобранный материал по значимости и соответствию содержанию будущего проекта, умение использовать и выделять наиболее существенные разделы в добытой информации. Здесь, безусловно, главенствующая роль отводится педагогу, как специалисту в своей области. Правильно спланированный урок, правильно отсортированная информационная база – главный залог успеха, главный залог понимания проблемы, изучаемой на этом уроке.
Говорить о преимуществах уроков с использованием информационных технологий можно бесконечно долго. Но отметим и некоторые недостатки: при неправильной организации работы – естественно наличествует риск нанесения ущерба здоровью, поэтому такие уроки должны готовиться заранее с расчетом не на одного учащегося, а на команду, работа которой распараллелена, где каждый выполняет свои функции, чтобы дать возможность более тщательно и разносторонне представить материал.
Организация общеклассной работы всегда сближает учащихся, так как они понимают значимость своего труда, повышает их общий уровень развития, расширяет кругозор, в особенности, если планируется интегрированный урок.
Показ уроков с использованием информационных технологий – всегда яркое зрелище, зрелище, которого ждут не только ученики, но и учителя, особенно, если удается его представить в нужном свете, если продуманы все детали, подобраны интересные, оригинальные материалы, задействованы ресурсы умственные и творческие учащихся образовательных учреждений. И нет сомнения в том, что именно такая организация обучения, в котором помимо не менее важных классических уроков внедряются интегрированные уроки с использованием информационных технологий, позволят воспитать образованных, интеллигентных и творческих людей.
3. Методы и приемы использования информационных технологий на уроках
Особенностью современной школы является ее функционирование в условиях стремительного роста объёма образовательных ресурсов. Школьнику уже не всегда удается получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ее ограниченной информационной пропускной способности. На современном этапе научно-технического прогресса, при переходе к информационному обществу, перед школой стоит важная задача – предоставление ученикам условий для реализации своих потенциальных возможностей в различных сферах знаний.
Планируя смену видов учебной деятельности, рекомендуется предусмотреть введение форм работы, имеющих мониторинговый характер. Это может быть "мягкий" мониторинг в форме беседы, или очевидная проверка качества усвоения материала с помощью краткого теста или упражнения с мгновенной проверкой (самопроверкой) результата. В любом случае, учитель должен иметь "обратную связь", для определения готовности обучающихся к следующему этапу лекции.
Внедрение в урок-лекцию распределенного задания поможет дать оценку успешности каждого учащегося к окончанию занятия. Если выполнение письменных (графических) заданий не предлагается, можно рекомендовать оценивание учебной деятельности, опирающееся на рейтинговый принцип по результатам проводимых в ходе урока бесед.
В организации преподавательской деятельности можно выделить несколько направлений использования компьютера. Самое очевидное и доступное из них – применение возможностей вычислительной машины в качестве личной типографии учителя. По отношению к учащимся такое использование компьютера является опосредованным, однако для педагога владение технологиями малой полиграфии представляется существенным, поскольку значительно облегчает решение ряда организационно-методических задач.
Урок алгебры в 9 классе
по теме «Целые уравнения и его корни»

РАЗРАБОТКА УРОКА
УУД

Орг. Момент
(Вводно-мотивационная часть, с целью активизации деятельности учащихся)
Учитель: Ребята что вы видите на экране?.(Уравнения)..А что с уравнениями обычно делают? (решают). А что значит решить уравнение?... И последний вопрос: Что называется корнем уравнения? . Молодцы! Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран! Данные уравнения отличаются друг от друга?




умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

анализ

построение логической цепи рассуждений, доказательство;


Учитель:. А теперь, прочитаете задание на слайде
Ребята давайте устно решим данные уравнения. Внимание на экран.
А) x2=0
Ж) x3-25x=0

Б) 3x-5=0
З) x(x-1)(x+2)=0

В) x2-5=0
И) x4+x2=-2

Г) x2=1/36
К) x2-0,01=0,03

Д) x2=-25
Л) 19-c2=10

Е) 13 EMBED Equation.3 1415 = 0
М) (x-3)2=25

Учитель: А теперь, ребята, попробуем указать из рациональных уравнений те которые не являются целыми.
Ученики: Называют целые и дробно-рациональные уравнения.
Учитель: Давайте сформулируем определение целого уравнения
Ученики: Если левая и правая части представляют собой целые выражения, то это уравнение называется целым.
Учитель: Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?...... Попробуйте сформулировать цели нашего урока.
Учитель: Я с вами согласна. Тема нашего урока: “Целое уравнение и его корни” Сегодня мы познакомимся с целыми уравнениями, узнаем, как определить степень уравнения, рассмотрим способы решения целых уравнений. Откройте тетради. Запишите дату и тему урока






Анализ


сравнение

выбор оснований и критериев для сравнения,

классификации объектов

подведение под понятия,

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Целеполагание


III. Изучение нового материала

Учитель: Ребята в начале урока мы с вами решали устно уравнения. Давайте вновь вернёмся к ним и укажем степени этих уравнений. А степенью целого уравнения называется степень равносильного ему уравнения вида Р(х) = 0, где Р(х) – многочлен стандартного вида. А что называется степенью многочлена?
Ученики: Наибольший показатель степени переменной входящей в уравнение называется степенью уравнения.
Учитель: Ребята, а какова степень знакомых нам уравнений? ..
Учитель: С целыми уравнениями познакомились, а теперь порешаем. № 205
а)(6 – х)(х+6) – (х–11)х=36, б)13 EMBED Equation.3 1415 – 13 EMBED Equation.3 1415 = 0, в) 9х2 – 13 EMBED Equation.3 1415=1,
36 – х2 – х2 + 11х – 36=0, 13 EMBED Equation.3 1415 = 0, 36х2–(36х2 –33х+96–88)– 4=0
– 2х2 + 11х = 0, т.к. 55
· 0, 36х2–36х2 +33х–96х+88 – 4=0
х (11 – 2х) = 0, 5 – 15у -33 + 11у = 0, – 63х = – 84,
х1 = 0 и 2х2 = 11, -4у = 28, х= 13 EMBED Equation.3 1415= 113 EMBED Equation.3 1415
х2 = 5,5 у = –7

Ответ: 0; 5,5 Ответ: – 7 Ответ: 113 EMBED Equation.3 1415.

Учитель: Уравнения ребята бывают 1, 2, 3, 4, и более высоких степеней. Мы с вами большей частью решаем уравнение I, II иногда III степени. Давайте решим уравнение I степени и узнаем, сколько оно может иметь корней.
(На доске):  2x-5=10, 7х= 0
Учитель: А теперь проверим. Сколько корней может иметь уравнение I степени?
Ученики: Не более одного.
Учитель: А теперь решим уравнение II степени (квадратное).

I вариант
II вариант
III вариант

x2-5x+6=0
y2-4y+7=0
x2-12x+36=0

Д=1, Д>0
Д=-12, Д<0
Д=0, 1 корень

x1=2, x2=3
нет корней
x=6

А теперь проверим. Сколько корней может иметь уравнение II степени?
Ученики: Не более двух.
Учитель: Попробуем выяснить, сколько корней может иметь уравнение III степени?

I вариант
II вариант
III вариант

x3-1=0
x3-4x=0
x3-12x2+36x=0

x3=1
x(x2-4)=0
x(x2-12x+36)=0

x=1
x=0, x=2, x= -2
x=0, x=6

1 корень
3 корня
2 корня

А теперь проверим. Итак, сколько корней может иметь уравнение III степени?
Ученики: Не более трёх.
Учитель: Существуют также и уравнения более высоких степеней. Это уравнения 4 степени, 5 степени. А сколько они могут иметь корней? Для решения уравнений 4, 5 и более степеней существуют специальные методы. Если будете учиться в профильном классе, то конечно научитесь решать некоторые из них.


Контроль

элементы волевой саморегуляции

знаково-символические действия,

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


извлечение необходимой информации из прослушанных текстов


анализ

синтез

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез

IV. Изучение нового материала 2.
Мы с вами сегодня решали уравнения аналитическим способом, но существует не только этот способ. Прежде чем с ним познакомится, вспомним известные нам функции и их графики! Из списка функций приве-денного на доске выберите функцию, соответствующую данному графику. Запишите в тетради данные соответствия/ Внимание на экран







Функции записаны на доске:
А у = – х +3 Г у = (х + 2) 2 + 5 Ж у = 13 EMBED Equation.3 1415х 2+1
Б у = х3+3 Д у =х З у = - х 2 + 4
В у = (х – 2) 2 Е у = х 2– 2 И у = 13 EMBED Equation.3 1415
Проверьте правильность выполнения
задания своего соседа по парте








Давайте попробуем решить уравнение x3+x-4=0. А сколько корней оно может иметь?
(Ученики отвечают):
Запишем это уравнение в виде x3=-x+4. А теперь рассмотрим функции y=x3 и y=-x+4. Что является графиками данных функций?
Ученики: Кубическая парабола и прямая. ;
Учитель: Это уравнение можно решить графически. Давайте откроем учебник (Алгебра 9 класс), стр.58. На рисунке 43 нам представлены графики данных функций. Вы видите, ребята, что графики имеют точку пересечения. Попробуйте назвать корень данного уравнения.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Ученики: называют: 1,3 < х < 1,4
Учитель: Как вы думаете, в чём недостаток данного метода решения?
Ученики: Он не точен.
Учитель: Да, графический способ решения уравнений не всегда обеспечивает высокую точность результата, и поэтому иногда приходится этот результат уточнять при помощи вычислений. Итак, ребята, данное уравнение имеет 1 решение.
А если бы уравнение имело бы 2 решения, то, как бы могла прямая располагаться по отношению к кубической параболе.
(Идёт создание проблемной ситуации). 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Объединитесь по группам (4 человека) и сделайте эскиз рисунка, если три решения?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Проверили по вертушке (взаимопроверка)





контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

элементы волевой саморегуляции

поиск и выделение необходимой информации

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

знаково-символические действия, включая моделирование


умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;


определение основной и второстепенной информации;

анализ

синтез

построение логической цепи рассуждений,

умение слушать и вступать в диалог

участвовать в коллективнов обсуждение проблем
строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников

контроль, коррекция, оценка действия партнера


V. Закрепление.
А сейчас рассмотрим пример решения уравнения графическим способом
Чтобы решить уравнение
х2 + 2х – 8 =0
представим его в виде
х2 = – 2х +8,
Далее рассмотрим функции
у = х2 и у = – 2х +8.
Что является графиком каждой функции?
Построим графики этих функций в одной
системе координат. Определим абсциссы
точек пересечения, они будут являться
корнями нашего уравнения
Ответ: – 4 ; 2.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном

знаково-символические действия, включая моделирование

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

извлечение необходимой информации
анализ
построение логической цепи рассуждений,

VI. Итог урока.
Учитель: А теперь давайте, ребята обобщим то, о чём мы говорили.
- Какие уравнения мы сегодня решали?
- Какой степени они были?
- Вспомните методы решения уравнений!
- Перечислите: сколько корней может иметь целое выражение____ степени?

В конце урока задание на рефлексию
А сейчас поставьте в тетради сами себе оценку за работу на уроке.
Выставление оценок учителем
VI. Домашнее задание.


Анализ и синтез


умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме



выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;рефлексия способов и условий действия,



Заключение
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и другими, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.
Наверное, поэтому, к учителям, использующим на своих уроках информационные технологии, наблюдается больший интерес школьников. Такой учитель идет в ногу не только со временем, но и с ребятами. Безусловно, такое движение дает свои плоды, которые благоприятно сказываются на результатах обучения.
IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2012.
2. Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. // Материалы конф. "Школа и компьютер". – М., 2009.
3. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2011.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2010.
5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2012.








13 PAGE 14615





13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

4

4

0

х

у

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeMS Sans Serif@MS Sans SerifCreated with a trial version of Advanced Grapher - http://www.alentum.com/agrapher/MS Sans Serif@MS Sans SerifCreated with a trial version of Advanced Grapher - http://www.alentum.com/agrapher/Current UserPowerPoint DocumentОбразец заголовкаОбразец текста
Второй уровень
Третий уровень
Четвертый уровень
Пятый уровеньОформление по умолчанию