Методическая разработка по теме самообразования Дизайн. Виды дизайна и его основные требования


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Дружный» городского округа город Уфа Республики Башкортостан



Методическая разработка
по теме самообразования
«Дизайн. Виды дизайна и его основные требования»




Уфа – 2017
Краткая аннотация.
Данная методическая разработка на тему: «Дизайн. Виды дизайна и его основные требования», может использоваться на занятиях изобразительного искусства и технического творчества с применением технических средств. Методическая разработка основана на личном опыте работы и классических приемах преподавания в учебных изобразительных школах с дизайнерской направленностью. Методические рекомендации могут быть использованы молодыми педагогами дополнительного образования и учителями образовательных школ имеющие художественную направленность на своих занятиях.
Тема урока: Дизайн. Виды дизайна и его основные требования. Знакомство с профессией дизайнера.
Цели и задачи урока:
- Образовательные . Дать учащимся понятие об искусстве дизайна его основных законах. Познакомить с видами дизайна, профессией дизайнера, дизайном интерьера. Познакомить с требованиями к проектированию объектов дизайна.
-Развивающие. Развивать у учащихся умение анализировать, делать обобщения и выводы. Формировать познавательный интерес к творчеству, творческим видам деятельности. Развивать ассоциативное, образное, творческое мышление, эстетический вкус.
- Воспитательные. Сформировать творческое начало у учащихся. Воспитывать уважительное отношение к интеллектуальному и творческому труду дизайнера. Воспитывать эстетический, художественный вкус и желание грамотно выбирать и создавать жизненное пространство согласно своему видению окружающего мира. Продолжать совершенствовать нравственное, эстетическое и экономическое воспитание.
Оборудование, материалы, предметы: 1. Слайд – шоу: «Иллюстрации и с изображением видов дизайна» 2. Готовый продукт видов дизайна ; разные формы авторучек, разные формы солнечных очков, разные формы макетов автомобилей, разные формы спортивных кроссовок. Ход урока. 1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию. Настрой учащихся на работу. Сообщение темы урока. Представление целей, методов и форм работы. 2. Объяснение темы. Слово учителя о дизайне, как новом виде художественно конструктивной профессиональной деятельности.
Притча. Позвольте рассказать вам любопытную притчу о двух неразлучных соседях. Рассказывают, что в небольшом городке, на юге Англии жил ремесленник, который изготавливал для продажи кухонные ножи. Жители охотно раскупали их, но со временем в каждом доме был такой нож, и ремесленнику стало трудно продать свою продукцию. Тогда он обратился к художнику и тот придумал нож с очень красивой ручкой. Ремесленнику удалось быстро продать с десяток красивых ножей, но тем дело снова застопорилось. Тогда он обратился к дизайнеру. И вот что из него вышло. Дизайнер тоже первым делом обратил внимание на ручку ножа. Но в отличии от художника, он думал не только о красоте, сколько об удобстве, и своей цели достиг. Ножом с новой рукояткой было удивительно легко работать, рука не уставала, было приятно держать его в руке. Жители городка быстро оценили достоинство новинки и все ножи отложили в сторону. Они стали на перебой заказывать ножи с новой рукояткой. Затем дизайнер предложил делать нож из прочной стали. Новые ножи можно было не так часто затачивать. И чтобы не тормозить работу ремесленнику, дизайнер предложил красить ручку в коричневый цвет.
Вопрос:  Для чего? Кто ответит? - Нож с такой ручкой легко терялся в картофельных очистках и жители были вынуждены снова и снова обращаться к мастеру за новыми ножами.
Замысел  дизайнера  был  точен: через  форму и функцию - к  экономической  выгоде. Ремесленник был доволен. Он даже перенёс свою мастерскую поближе к дому дизайнера, так как ему были нужны советы и помощь, и стали они жить не разлей вода. Затем дизайнер придумал нож для чистки рыбы, топорик для рубки мяса, особое приспособление для резки хлеба и много всяких полезных мелочей. С тех пор так и повелось, если увидел успешную мастерскую, то ищи поблизости дом дизайнера. Так что такое дизайн? Обратите внимание на доску. Зачитайте определение. Дизайн от английского Design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок. Дизайн - это придумывание, разработка новой, удобной для человека и красивой предметной среды. Это   проектирование   объектов,  в  которых   форма   соответствует   назначению, соразмерна   фигуре   человека,  экономична, удобна   и  при   этом  красива. Изобразительно выразительными  средствами  дизайна  являются: Точка;   текстура;  объём;   линия;   цвет;   пропорции;  фактура;  форма;   масса; пространство. В   1851г.  состоялась   первая   Промышленная   выставка   в  Лондоне,  которая показала,  что  разработка   промышленной  продукции   нуждается  в специальных  художниках,   которые  могли  бы  придать  вещам,  сделанным  с помощью  машин, привлекательную  форму. Издавна  ремесленники  изготавливали  вещь,  так  как  учила  традиция, но  в 19 веке эпоха  технической революции, заставила их обратиться к специалистам – художникам.
-3810760984000В  1919г.  в  Германии  было  открыто  учебное  заведение,  которое  готовило   художников  для  работы  в промышленности. Называлось  оно «Баухауз».  В  нём  преподавали   знаменитые   художники  и  архитекторы Вальтер Гропиус, Василий Кандинский, Пауль  Клее. Именно  к  этому  времени  можно   отнести  рождение  профессии – дизайнер. В  России  в  начале  20 века  дизайнеров   учили  во ВХУТЕМАСЕ (Высшие  художественно-технические  мастерские). Дизайнер – человек занимающийся дизайном. Это  художник – конструктор,  который  занимается   проектированием   предметов.  Дизайнеры - знающие люди и умеющие придумывать новые формы вещей и помещений, предметов. Чтобы стать дизайнером, нужно хорошо считать, хорошо рисовать, но самое главное уметь очень внимательно наблюдать за тем, что и как делают люди. Ведь вы должны догадаться, что будет удобно человеку, а что начнет его стеснять. Дизайнерская  подготовка необходима  людям  многих   профессий; парикмахерам, визажистам, модельерам, флористам,  инженерам  и  т.д. Мы  с  вами  живём  среди  вещей.  Они  должны  быть  удобны,  полезны,  доступны  и  обязательно  красивы.  Объекты  дизайна,  так  же  как  и   произведения  искусства,  отражают  время,  уровень  технического   прогресса. Такая оценка в равной степени может относиться к автомобилю, и мебели, к кораблю, игрушкам, обуви и одежде. Существует огромное количество видов дизайна. С некоторыми из них вы уже знакомы, а с другими мы познакомимся сегодня. Основными видами дизайна считаются: 571501371600 Промышленный дизайн. Это  конструирование  станков,  транспортных  средств,  бытовых  приборов,  посуды,  мебели  и  многое  другое. Дизайнеру  необходимо  позаботиться  о том,  чтобы  форма  всех  этих  изделий  была  удобной,  соразмерной  быту человека  и  красивой.  На  примере  автомобиля   можно  рассмотреть  стили  и  направления  в  индустриальном  дизайне.  Автомобили  отражают  культуру  и социальные  особенности  среды,  время  и  страну,  в  которой  они  были   сделаны. Графический дизайн . Это  промышленная  графика (этикетки,  упаковка  товаров,  открытки, конверты   различные  оформительские  изобразительные  и  шрифтовые  работы, разработка  графического  стиля учреждения,   графическая   реклама   продукции, оформление буклетов, бланков,  этикеток,  визиток. Особая  область  графического  дизайна, дизайн  книги  или  её  художественное  конструирование,  заключающееся  в  создании  книжного оформления  и конструкции книги  в  целом. Дизайн среды  (дизайн экстерьера, дизайн интерьера, экологический дизайн, ландшафтный дизайн).
-146685-134366000 
-276606030416500Дизайн экстерьера.  Очевидно, что выбор дизайна экстерьера (внешнего вида) здания будет зависеть от того, что это за здание и для каких целей оно предназначено. Это может быть загородный коттедж, небольшая гостиница, ресторан, кафе, офисное здание или что-то ещё. Работы по созданию дизайна экстерьера призваны сделать внешний вид здания приятным глазу и гармонично сочетающимся с окружающей средой.
Дизайн интерьера. Интерьер от французского Interieur т.е. внутренний - архитектурное, внутреннее пространство здания. Дизайн интерьера – это проектирование, отделка и обстановка внутренних помещений зданий. Основной целью архитектуры на всём пути её развития, оставалось воссоздания внутри здания, в каждом помещении, уникальной среды для человека, которая соответствовала бы его практическому и эстетическому назначению. Каждому человеку свойственно стремиться к лучшему. С каждым днем повышаются требования к комфорту и качеству окружающего мира, развиваются технологии и повышается уровень жизни. Буквально недавно, человек не мог и мечтать о том, что сегодня является стандартом нашей жизни. Возросли запросы, но наряду со спросом развивается и рынок предложений, внося новые материалы и возможности для реализации современного дизайна интерьера.
-3810571500Ландшафтный дизайн. Задача такого мастера – создать особую реальность на обычном участке земли, продумать, как должен выглядеть здесь каждый сантиметр, распланировать, высадить растения, разбить дорожки и цветники, сделать грамотное освещение, устроить поливочную систему, зону отдыха, детскую площадку.
Раньше таких работников называли устроителями садов и парков. Плодов труда ландшафтного дизайнера приходиться ждать много месяцев.
-387352413000Экологический дизайн. Экодизайн - это абсолютно новое направление в дизайне, появившееся не так давно. В экодизайне определяют как направление в дизайне, базирующееся на идее защиты окружающей среды. Экодизайн – это естественная красота. Этот стиль восходит своими корнями к скандинавскому и японскому минимализму. Основными принципами экодизайна являются: Использование натуральных, желательно быстро возобновляемых материалов, производство которых не влияет негативно на экологию. Например; природный камень, деревья - кустарники, которые очень быстро растут. Самое главное в таких проектах, использование не токсичных и не аллергенных материалов. Итог занятия: Закрепление материала. 
Применить полученные знания в графической работе.  
Использовать в работе принципы дизайна: А. Эстетические - гармония, цветовое оформление, выбор стиля. Б. Эргономические (функциональные) - удобство при использовании данного предмета в быту или работе. В. Гармония - согласованность и сочетании предметов друг с другом.
Практическая работа. 
Разработать дизайн – эскиз предмета на листе бумаги.
Выполнить эскиз на компьютере.
Разработать цветовое решение предмета