Формирование устойчивых духовно-нравственных свойств личности через уроки и внеклассные мероприятия.

Формирование устойчивых духовно-нравственных свойств личности через уроки и внеклассные мероприятия.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность-это качество личности.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только формируют младшего школьника в нормах поведения, утверждаемые в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании"
В своей педагогической деятельности я уже 6 лет активно работаю над темой по формирование устойчивых духовно-нравственных свойств личности. Чтобы достигнуть значимых результатов в духовном развитии школьника, я стараюсь включать материал по духовно-нравственному воспитанию в различные уроки, а также классные часы, внеклассные мероприятия. Вот несколько примеров моей практики.
В 1 классе мы с детьми придумали название класса «Дружба» и девиз:
« Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе!»
( Цель: учить трудиться в коллективе, опираясь на поддержку и взаимопонимание товарищей; развивать такие качества, как доброта, честность, взаимовыручка).
На уроках литературного чтения мы ежегодно обращаемся к теме «Устного народного творчества». Устное народное творчество на мой взгляд – это клад в формировании личностных качеств человеке. Пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать доброму, любящему свою семью, своё отечество человеку.
Мы работаем над созданием рукописной книги пословиц и поговорок на темы «Семья», «Труд», «Добро и зло» , « Природа» (пользуемся этой книгой на всех уроках, выполняя разного вида задания.
Например:
объясни смысл пословицы;
соедини стрелками начало и конец пословицы;
какая пословица подойдет к этому рассказу;
реши примеры и составь пословицу и т.п.
Анализируем литературные произведения, различных жанров (сказки, рассказы стихи, басни, притчи)
Мы очень много и плодотворно работаем над различными проектами.
В рамках проекта «Сочиняем вместе сказку» посетили детскую библиотеку, собрали материал по видам сказок, героям, волшебным числам и предметам. Оформили материал в книги, как итог проекта, провели конкурс на самую лучшую книгу(оформление) и сказку.(урок русского языка, литературного чтения, математики)
Проект «Моя семья», «Знакомьтесь –это я»( собирали информацию о семье, рассказали о увлечениях, традициях, составили генеалогическое древо семьи.)
Проект « Богатства отданные людям» (подготовили материал не только об известных людях, но и о своих родителях.
Например, «Мой папа врач»; «Аллея моей семьи»)
На уроке русского языка работали над проектом «Что значит моё имя» (узнали о значении и происхождении своего имени, фамилии.)
Проект « Мой край родной» (подбирали материал об древних городах Архангельской области, достопримечательностях; о животных и растениях Архангельской области (создали папку-раскладушку); работаем над подбором материала о городе Северодвинске; подробно подбираем материал о растениях и животных Белого моря;)
В рамках курса «Морянка» посетили краеведческий музей, где узнали о древнем селе Ненокса, узнали, как добывали соль. Позже посетили с. Ненокса, походили по солеварням, посетили выставку старинных домашних вещей.
Провели праздник «Урожая», где пели обрядово-календарные песни:
Вымостила осень листьями дорогу,
В глушь уходят лоси, лёг медведь в берлогу,
Листья, как пчелинки, кружит ветер в лужах,
На лесной тропинке скоро ляжет стужа.

Чем к морозам ближе, тем вкуснее рябина,
Листик сел на рыжик, птичьи именины,
Золотая осень землю наряжает,
Начался в колхозе праздник урожая.

Нам в селе все важны, нынче побывать бы,
Но хотя бы, скажем, погулять на свадьбе,
Может не к месту скажем по-простому,
Есть у нас невеста парню холостому.
На празднике «Масленица» научились мастерству изготовления кукол.
На уроках изобразительного искусства и технологии изучаем технику плетения, вязания, вышивания, изучаем различные виды росписи)
Создали панно «Русские народные празднования»
В этом году мы приступили к изучению нового для нас курса О.Р.К.С.Э.(курс основы православной культуры). Этот предмет дает возможность порассуждать, поспорить, подумать, помечтать, а главное познать самого себя. Ответить на вопросы: «А кто я? Какой я? Каким хочу быть?» Мы написали мини-сочинение на тему «Нужно ли мстить людям?» Посетили Никольскую церковь. Колокольню.
Принимаем участия в акциях «Впустите в сердце доброту»
«Люблю - не бью!»
Мы являемся эстетическим классом, раз в неделю посещаем ДЮЦ, где разучиваем русские народные танцы, поем песни. Играем в русские народные игры для детей, которые создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
С родителями учеников провожу беседы, лектории, на которых даются рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.
Своё выступление хотелось бы закончить словами Л.Н. Толстого: «Русский народ создал изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанная с трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

15