Доклад Развитие функциональной грамотности на уроках через новые подходы в обучении.


Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Условия для того, чтобы ученик стал функционально грамотным:
- учащиеся - активные участники процесса изучения нового материала
- учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы.
Формировать функциональную грамотность необходимо уже в начальных классах. Достижению данной цели, на мой взгляд, способствует применение на уроках идей модуля «Новые подходы в обучении и преподавании». Необходимо повысить роль учащегося в современном образовании, дать возможность учащимся работать в комфортной обстановке и принимать участие в процессе его обучения. Преподавателю необходимо создавать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. Пассивное участие школьника не дает нам никакого результата. В данное время учащиеся просто не понимают, зачем им учиться и где они могут применить знания, которые они получают в школе. Роль ученика сильно зависит от учителя, что не дает возможность ученику развиваться самостоятельно, так как учитель сам формулирует цель и задачи, доминирует при выборе стратегии решения любой проблемы, определяет временные рамки и самое главное дает оценку деятельности учащегося без его участия. Это необходимо менять. Ученик должен самостоятельно определять ценности работ, выбирать содержание и определять регламент обучения. Все это приведет в будущем к непрерывному обучению и овладению способностью сокращать зависимость от третьих лиц. Большинство традиционных уроков в настоящее время не преследуют цель эффективного обучения учащегося, а нацелены, чаще всего, на заучивание большого объема информации и выполнение различных вычислений по шаблону, не развивающих функциональную грамотность учащихся. Именно поэтому очень важно внедрять новые подходы в обучении на каждом этапе урока.
Уже много сказано о важности создания коллаборативной среды на уроке. Ведь основная мысль создания коллаборативной среды заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. То есть мы должны дать ученику возможность работать в комфортной для него обстановке. при создании коллаборативной среды очень важно учитывать возрастные особенности учащихся, так как не все задания которые мы можем подобрать для создания благоприятной атмосферы в классе, могут подойти по возрасту учащихся. Большинство игр помогают нам сплотить коллектив, наладить контакт между учениками, учат ориентироваться в ситуации, формируют чувства единения с группой, способствуют сплочению групп, позволяют выявить оппозицию, явных и теневых лидеров и так далее. Для придания данному процессу креативности можно использовать различные средства информационно-коммуникационных технологий: музыкальное сопровождение при выполнении любого задания, видеоролики с танцевальными флэш-мобами для повышения физической активности учащихся и многое другое. Также во время создания благоприятной атмосферы учитель может проявить себя как лидер и управленец, дать возможность ученикам самостоятельно создать необходимую, для их плодотворной работы, атмосферу: выбрать игру или задание, разработать приемы деления на группы, подобрать к уроку различный медиаконтент. Такая свобода выбора для учащихся даст им возможность творчески самовыражаться и предоставляет возможность учителю раскрыть скрытый потенциал учеников. Создание коллаборативной обстановки требует от учителя серьезной подготовки, поэтому перед проведением урока необходимо тщательно продумать какие трудности могут возникнуть и пути их преодоления.
Важнейшей задачей современной системы образования в Казахстане является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Достижению данной цели и задач способствует целенаправленная организация образовательного процесса в начальной школе на основе обучения в диалоге, использования различных форм сотрудничества, групповой работы, совместной деятельности детей, использование активных методов работы.  Диалоговое обучение - один из видов обучения, при котором знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются активными действиями самих учащихся. Т.е. ученик выступает субъектом учения, участником учебного сотрудничества критически мыслящим человеком, целостной личностью. Не только ученик и учитель взаимодействуют в учебном процессе, но и учащиеся взаимодействуют между собой. Взаимодействие строится на принципах партнерства, сотрудничества, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога. Процесс обучения иcходит от ученика, самостоятельно добывающего знания.  На современном этапе учебного процесса, перед нами стало противоречие, состоящее в том, что дети не готовы «добывать» знания, а ждут их в готовом виде от учителя. На начальном этапе обучения учащиеся обычно общаются друг с другом на уроке через учителя, потому воспринимают его как единственный источник информации и знаний. Для разрешения данного противоречия появилась необходимость в решении следующих задач: 1. Научить самостоятельному поиску решений учебных задач. 2. Развивать критическое мышление, опыт и инструментарий учебно-исследовательской деятельности. 3. Воспитывать в детях уважительное отношение к окружающим, такт, объективность оценивания, ответственность, самостоятельность.  Для того, чтобы решить эти задачи, необходимо рассмотреть факторы, мешающие конструктивному диалогу. К ним относится прежде всего категоричность учителя, демонстрация себя, нетерпимость к ошибке, к другому мнению; несвободная обстановка на уроке, навязывание собственного мнения; обилие дисциплинарных замечаний. Всё это является проявлением монологической, авторитарной деятельности педагога.  Учитель должен быть хорошим слушателем. Ученику важно видеть, что учитель слушает и слышит его; для этого необходимо пользоваться приёмами пассивного и активного эмпатического слушания. Пассивное слушание предполагает жестовые и междометные поддакивания (зрительный контакт, кивки головой, слова: так, хорошо, продолжай и т.д.) Приёмами активного слушания могут быть такие: трансляция (дословное повторение сказанных слов, редакция (повторение самого главного) и резюмирoвание (обобщение сказанного). Такие приёмы необходимы для того, чтобы ребёнок убедился, что его услышали и поняли, и позволит организовать на уроке совместное обсуждение высказанного. Эмпатическое слушание является необходимым условием работы с детской репликой на уроке, а без этого диалоговый урок не построить. На уроке, учитель должен использовать приёмы пассивного и активного слушания.  Учитель - профессионал должен владеть технологией организации предметного диалога, в частности, формами побуждающего и подводящего диалога. Побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает сформулировать учебную задачу. А.Эйнштейн писал: “Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение”. В формулировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приёмы, как стимулирующие, проблемные, открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, “ловушки”, странности, противоречия, ситуации риска, скачка к неизвестному, интеллектуального разрыва. Существует определённая логика подводящего диалога. 1 этап. Создание “ситуации успеха”. (Детям предлагается конкретно-практическая задача, опирающаяся на прошлый опыт ребёнка.) 2 этап. Возникновение ситуации “интеллектуального разрыва”. Детям предлагается похожая по внешним признакам конкретно-практическая задача, которую они решить уже не могут, так как она ориентирована уже на новый способ действия. 3 этап. Фиксация “разрыва” в графико-знаковой форме и формулировка учебной задачи в словесной форме. На этом этапе дети вместе с учителем должны сформулировать то, чего им сейчас не хватает, то есть испытать «дефицит своих способностей». Если постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, то её совместное решение – в форме подводящего диалога. Рассмотрим формы подводящего диалога. 1. Анализирующее коллективное наблюдение. Детям предлагается учебный (языковой) материал, который должен быть наглядным, экономным и предупреждать ошибки ложного обобщения. Предпочтительно материал “двусторонний”, например, из двух столбиков слов или примеров, которые дети сравнивают. Учитель слушает реплики детей и развивает наиболее интересные. В случае затруднения использует подсказку, наводящие вопросы, дополнительные факты, живую наглядность. Педагогу для успешного проявления коллективного наблюдения необходимо подобрать качественный дидактический материал, продумать систему анализирующих вопросов и заданий, выбрать эффективные приёмы для обнаружения детьми признаков нового понятия, продумать систему фиксации (на доске и в тетрадях) того, что будет обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением результатов в виде какой-то схемы, опоры, плана, “изобретением” нового термина, словесной формулировкой вывода и чтением вывода в учебнике. 2. Фронтальная (общеклассная) дискуссия. Сначала дети начинают высказываться, т.е. выдвигать версии. Учитель записывает все версии. Затем переходят к обсуждению выдвинутых версий и к обоснованному правильному ответу, способу, версии, мнения.  Итак, организация коллективного учебного диалога требует особой позиции педагога, которую можно назвать открытой педагогической позицией. Решение данных задач осуществлялось постепенно. В первом классе дети находят решение совместно с учителем, но при этом им предоставляется возможность предполагать, высказывать свои соображения, устанавливать несоответствия, объяснять свой выбор (не согласен - объясни!). На данном этапе обучения целесообразно использовать диалоговую форму обучения и начать введение групповой формы работы.  Учащиеся 2 -4 классов, работая в группах, выдвигают гипотезы, учатся проверять их состоятельность, опираясь на имеющийся опыт, приходят к новым знаниям, самостоятельно принимают решение и представляют его классу и учителю. Важно, что реакция на высказывания учащихся в ходе обучения носит рефлексивный характер. На данном этапе роль учителя еще велика, т.к. учащимся необходимо правильно определять границы знания и незнания, оценивать свои возможности и способности, учиться грамотно и тактично анализировать ответы одноклассников, объективно оценивать их.  Наряду с учебными задачами в процессе диалогового обучения мы решаем и воспитательную задачу, кроме того, у учащихся развивается речь, логическое и критическое мышление. Второклассники постепенно начинают общаться между собой, причем общаться по делу и уважительно. Поэтому в третьем и четвертом классе поиск решения учебной задачи, представление решения, его анализ и оценка осуществляется детьми без прямого вмешательства учителя. После принятия общего решения учащимися учитель высказывает авторитетное мнение, или свои выводы дети сверяют с выводами ученых в учебнике.Методика диалогового обучения позволяет каждому учащемуся проявить свои способности, развивает предметную речь, умение анализировать и оценивать учебную деятельность, использовать имеющиеся знания на практике и «добывать» новые. Повышается мотивация, появляются предпосылки для развития самопознания, саморазвития и самоконтроля. Проблемная организация образовательного процесса предполагает самостоятельное выполнение учащимися следующих функций: целеполагание, планирование работы над учебным материалом под ненавязчивым руководством учителя, изложение нового учебного материала, контроль и коррекция учебной работы каждого ученика в группе.    Использование диалогового обучения совместно с групповой, диалоговой формами работы оказывает непосредственное влияние на воспитательную среду класса. В процессе такой работы быстрее формируется классный коллектив, приобретаются навыки общения, волевые качества. Ребята учатся смело высказывать свою точку зрения, отстаивать ее или принимать «чужую», но верную. Организация коммуникативно-диалоговой деятельности создает обстановку «признания окружающими», что, в свою очередь, вселяет уверенность ребенка в своих силах, активизирует его деятельность. Методика диалогового обучения способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, повышает познавательную мотивацию, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, способствует воспитанию нравственных качеств. 
Следующей идеей Новых подходов в преподавании и обучении, является организация саморегулируемого обучения. Суть заключается в постоянном увеличении роли учащегося в процессе обучения. Один из основных элементов саморегулируемого обучения – самостоятельное определение учеником проблемы и цели. Данная идея раскрывается при самостоятельном определении учеником цели урока и критериев успеха. Здесь важно использовать вопросы высокого порядка, позволяющие ученику мыслить критически, а не просто механически отвечать на поставленный вопрос. Формулировка цели и критериев успеха является первым этапом внедрения саморегулируемого обучения, и со временем, для работы учащимся будет требоваться меньше подсказок, поскольку процесс обучения и его суть станут понятными.
Я считаю, что использование саморегулируемого обучения будет способствовать самостоятельности учащихся в обучении, позволит им не ограничиваться только той информацией, которые они могут получить в школе, но и дополнительно «добывать» знания вне школы. Постепенное повышение навыков саморегулируемого обучения в будущем позволит учащимся определять для себя необходимые задачи и определять стратегии для достижения цели. Возможность определения необходимых задач и стратегий переплетается с умением анализировать свою деятельность и дифференцировать материал по уровню сложности. Развитие метакогнитивных способностей будет помогать учащемуся, и даст возможность задать вопрос задать вопрос «действительно ли я запомнил тему?» или же необходимо обратиться к учителю за помощью.
Идеи саморегулируемого обучения, мне как современному учителю, очень близки. Я понимаю, что учащиеся должны уметь ставить для себя цель и находить пути решения. Учитель должен быть связующим звеном, направляющим и не более того, в основном учащиеся должны самостоятельно подходить к организации своего процесса обучения.
Учитель выступает является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства. Каждое наше деяние, как кирпичики, выстраиваются в систему, которая формирует функционально-грамотную личность ребенка. Ведь «детей учит то, что их окружает».Поэтому, фундаментом к развитию ребенка служит закладывание в нем социальной грамотности, а именно: способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Список использованной литературы.
«Руководство для учителя» АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» 2012 г.
Шеболкина Е. П. Личность в межкультурной коммуникации, Сыктывкар, 2002  Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997

Развитие функциональной грамотности на уроках через Новые подходы в обучении.
учитель начальных классов КГУ «Школа – лицей» Урузбаева К.И.