Доклад. Формирование основ функциональной грамотности


Формирование основ функциональной грамотности
первоклассников через игру.
Шуляк Наталья Викторовна
учитель начальных классов гимназии, г.Житикараспециалист высшего уровня квалификации
первой категории
Знания - для жизни. Казалось бы, эта истина давно усвоена педагогами. Но прочные и осознанные знания могут быть достигнуты только тогда, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию. Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений учащихся необходимо организовывать их работу по оперированию имеющимися знаниями, по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации.
Грамотность – это с традиционной точки зрения определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка.
Грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Первый класс – только начало большой и кропотливой работы над навыками функциональной грамотности.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Младший школьный возраст — особый самоценный период, в котором развиваются важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше.
Особую роль в воспитании самостоятельности — имеет игра. Ведь игра занимает важное место в жизни младших школьников. Так как к ней они не утратили интерес, она дает возможность выхода эмоциональным проявлениям, богата коллективными действиями. В играх дети сами ставят цель, находят средства, распределяют роли, следят за их выполнением, соблюдением правил игры. В играх быстро раскрываются лидеры, которые сами захватываю роли или оказываются выбранными.
Именно в игре дети вступают в такие отношения, которые в реальной жизни бывают им недоступны: взаимного контроля, взаимной помощи. Поэтому игровой опыт составляет реальную основу для формирования самостоятельности.
В игре, естественно, проявляется разный уровень самостоятельности и творчества ребят. Правильно оценивая игру, учитель видит в ней способ развития самостоятельности. К одной и той же по значимости цели дети по-разному продвигаются без игры и с игрой.
Игровая роль дает непосредственный опыт самостоятельных действий. В этом плане продуктивны роли «путешественников», «разведчиков», «искателей», которые младшие школьники берут на себя в ходе различных игр — путешествий. Таким образом, игра имеет огромное значение и для формирования детского коллектива, и для становления личности каждого ребенка.Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести друзей по игре.
Список использованной литературы.
1. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960. 386 с.
2. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1978. 304 с.
3. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод, пос. для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974. 128 с.
4.Материалы интернета: http://www.dissercat.com/content/sistema-didakticheskikh-igr-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoi-samostoyatelnosti-shkolniko#ixzz2M6SKifgt