Роль интерактивных курсов в развитии основ функциональной грамотности умений и навыков младших школьников доклад


Тема доклада: «Роль интерактивных курсов в развитии основ функциональной грамотности общеучебных умений и навыков младших школьников».
Напомню, что слово «интерактив» обозначает: «интер» - взаимный, «акт» - действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.
Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности.
Цель - комфортные условия обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к совместному решению задач.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы.
На уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа.
Некоторые правила интерактивного обучения:
В работу должны быть вовлечены все ученики.
Психологическая подготовка учащихся.
Не должно быть больше 30 человек.
Подготовка помещения.
Быть внимательными к вопросу и регламенту.
Деление учеников на группы.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащихся, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Напомню, что умение - это освоенный человеком путем упражнений способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение позволяет выполнять действия не только в привычках, но и в изменившихся условиях.
Навык - способ выполнения действий и операций, ставших в результате многократных упражнений автоматизированным.
Остановимся на развитии вычислительных навыков у учащихся 1-го
класса.
Задача формирования вычислительных навыков - центральная в курсе математики начальных классов. Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и использования их при выполнении однообразных тренировочных упражнений.
Как известно, различают устные и письменные приемы вычисления.
В начальных классах особое место занимает работа по формированию навыков устных вычислений, поскольку в течение четырех лет обучения учащиеся должны не только сознательно усвоить приемы устных вычислений, но и приобрести твердые вычислительные навыки. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и
практическое значение. Устные вычисления способствуют лучшему усвоению приемов письменных вычислений.
В своей работе использую: сигнальные квадраты, счетные книжки, палочки и т.д. На уроках математики применяю игры, 'как одних из видов устных упражнений. Ведь целенаправленное включение игры повышает интерес детей к работе, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные умения, знания и навыки. Однако игра не самоцель, а средство для развития интереса к математике.
Например:
«Помоги Буратино»
- Помните сказку о Буратино? Кто его учил математике? (Мальвина)
- А что сделал Буратино? (Залил листок чернилами)
- Помогите ему восстановить примеры (Запись на доске - кляксы)
14-7=8+8 =
8+ =157+ =14 (обратные примеры)
-8 =8-8 =7
«Телефон»
Карлсон хочет позвонить Красной Шапочке, а на телефонном диске не хватает цифр. Каких чисел не хватает?
«Почтальон»
Почтальон - лягушка. Надо зайти в дом №7. Мимо каких домов она пройдет? Между какими домами стоит этот дом? (четная и нечетная стороны улицы)
Формируя у учеников навыки устных вычислений, стараюсь, чтобы они считали осознанно, так как навыки устных вычислений имеют большое практическое значение. Если ранее я приводила примеры того, что устный счет можно использовать при покупке или продаже, то теперь без знания устного счета нельзя работать в дальнейшем с калькулятором и компьютером.
Хочется остановиться на особенностях формирования графических навыков при письме. Каждый учитель должен хорошо знать основные виды нарушений правильного положения при письме и предупреждать их, усвоив, что правильная посадка - это тоже навык, формирующийся довольно-таки длительное время. На всем протяжении обучения в начальной школе учитель обязан формировать навык правильной посадки при письме, не забывать о правильном положении тетради, о положении ручки в руке.
Каллиграфически правильное письмо содействует воспитанию навыков культурного труда. Нужно заботиться об аккуратности и четкости письма школьника, так как воспитывается у детей аккуратность, трудолюбие, старание.
Далее, остановимся на чтении. Одним из общеучебных умений является навык чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика.
Одной из актуальных проблем развития навыка чтения младших школьников является проблема контроля и оценки уровня сформированности всех параметров чтения. Результаты проверки часто зависят от ряда объективных факторов: кто, где, когда и как осуществляет контроль, какого уровня сложности текст, каково отношение ребенка к чтению в целом и к
проверке навыка в частности. Есть дети, которые при замере скорости чтения испытывают состояние психологического стресса и показывают результаты ниже, чем при обычном чтении в классе.
Хочется напомнить об условиях проверки навыка чтения в начальных классах.
Чтение должно осуществляться в спокойной и привычной для ребенка обстановке.
Читать нужно сидя за партой.
Содержание текста должно быть доступно ученику, шрифт должен соответствовать шрифту учебника.
Проверка осознанности чтения должна проводиться 2-3 вопросами.
Совершенствование навыка чтения младших школьников тесно связано с развитием интереса к чтению.
На уроках русской грамоты я вырабатываю навыки правильного названия букв, звуков, постановку ударения и деление на слоги, составление звуковых схем к словам м т.д. Большой шаг к чтению мы сделали во второй четверти, записавшись в школьную библиотеку, и я сделала вывод, что дети стали читать лучше и стали общаться на переменах, рассказывая, что интересного они прочитали в книгах.
Подводя итог своему выступлению, хочется выделить наиболее важные навыки младших школьников: навык устного счета, навык письма и навык чтения.
И хочется свое выступление закончить стихотворением Альфреда Пряникова«Как к солнцу цветы»
Дети тянутся к ласке,
Как к солнцу цветы,
Не стесняясь ребячьей своей чистоты.
Им от доброго слова -
Отраднее жизнь,
Ты на ласку, пожалуйста, не скупись!
Пять минут не жалей на уроках своих,
И ребячьи сердца ты откроешь за них.
Это ж дети, пока еще дети, пойми,
Но - какими потом они станут людьми,
Что получится в жизни из этих ребят -
Это, помни, зависит и от тебя!
Это - будущей жизни плоды и цветы,
За доверие их - не жалей доброты!
Ты учитель, коллега, Запомни же ты:
Дети тянутся к ласке,
Как к солнцу цветы!