СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ


СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
Макарова Лена Николаевна, учительница начальных классов МБОУ «Токкинская СОШИ им. П.П.Ощепкова» Олекминского района
Аннотация: В статье раскрываются новые отношения к урокам литературного чтения в свете реализации ФГОС НОО. Рассмотрены особенности методики смыслового чтения как метапредметного результата обучения младших школьников. А также раскрыта роль уроков литературного чтения в решении приоритетных задач в развитии читательской грамотности младших школьников.
Ключевые слова: уроки литературного чтения, формирование УУД, коммуникативные УУД, младший школьник, речь учителя, виды упражнений
SEMANTIC READING AS A RESULT OF THE METAPREDMETNYJ TRAINING OF JUNIORMakarova Lena Nikolaevna, teacher of initial classes MBOW "Tokkinskaâ SOŠI them. P.p. Oshepkova» Olekminskogo regionAbstract: the article reveals the new attitude towards the lessons of literary reading in the light of the implementation of the GEF the NOUS. The features of the methodology of semantic reading as metapredmetnogo result of training junior high school students. As well as the role of literary reading lessons in addressing the priorities in the development of reading literacy of junior high school students.Keywords: lessons of the literary readings, formation of UUD, communicative UUD, a junior high school student speech teacher, types of exercises
Введение ФГОС определило цели и задачи по литературному чтению. Одним из качественных показателей метапредметных результатов называют смысловое чтение. Из чего же состоит смысловое чтение как универсальное учебное действие, а точнее, как группы УУД, то мы выделим восприятие текста. При этом поймем, как восприятие текста раскладывается на еще более мелкие операции. И способствует этим следующей группе операций– пониманию текста. Эти два действия тесно связаны и по большому счету представляют значениепонятия «смысловое чтение». Следующая группа операций, определяющая ход работы над смысловым чтением, интерпретация текста. Эта группа операций наиболее тесно связана с вашими заданиями, которые вы предлагаете учащимся.
Надо понимать, что антонимом смыслового чтения является механическое чтение, которое исключает центральное действие – понимание текста.
Как помочь детям сформировать смысловое чтение и ответить на требования ФГОС и превратить это действие в навык. Из психологии знаете, что навык – это доведенное до автоматизма действие. Ученик на уроках литературного чтения научиться не только правильно и четко читать, но и выразительно, ярко и красиво отвечать на вопросы по тексту .Рассмотрим наборы операций,которые способствуют формированию каждой группы действий смыслового чтения, что в конечном результате являются универсальными учебными действия.
В Стандарте четко определены метапредметные результаты обучения в начальной школе. В качестве метапредметных выделены такие группы универсальные учебные действия, как познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Смысловое чтение на этапе начального образования удобнее и автоматически это понятие относится на уровень коммуникативных универсальных учебных действий. Прежде всего, потому что познавательные ууд используют другие задачи. Частично смысловое чтение на уровне самоконтроля можно отнести и к регулятивным универсальным учебным действиям. Но наиболее активно оно проявляется как результат,как коммуникативные уменияуже в качестве результата по прослушанному или прочитанному тексту . При этом не имеет значения какой это текст- художественный, фольклорный, научный, познавательный и т.д. Главным является то, чтобы на всех предметах мы с вами активноформировалиособенности смысловое чтение в качество универсального учебного действия. Универсальным смысловое чтение становится только тогда, когда приобретает характер обобщенного действия, когда оно поднимется над предметным.Работая с предметными ситуациями, литературным текстом, с фольклорным текстом мы учим детей частным операциям, а когда мы начинаем обобщать, то и действие обобщение носит характер, и когда этот навык мы начинаем активно использовать на других предметах, для того, чтобы решить определенную учебную задачу, то тогда смысловое чтение формируется как универсальное учебное действие. Ребенку все равно, с каким текстом он имеет дело, поскольку он умеет работать с текстом каждого вида.
На какихзаданиях определяются эти универсальные учебные действия, чтобы дети могли легко их понимать и воспринимать. Первое , достаточно широкое понятие – восприятие текста.
1.восприятие текста: принимаю установку на слушание или чтение текста; удерживаю установку (учебную задачу) до конца слушания и чтения; проявляю эмоциональную реакцию, адекватную содержанию воспринятого текста.
Восприятие текста начинается с восприятия речи учителя ,с того, как вы говорите, с каким темпом речи, интонацией, модуляциями вашего голоса, несет эмоциональный заряд, с другой стороны учатся вас слушать, ваша речь становится мотивом действия, которая определяетих учебную деятельность.
Первой операцией является восприятие текста.Принятие установку на слушание или чтение, или на восприятие речи учителя, одноклассника.Ребенок должен либо согласиться, либо дополнительно, либо несогласиться с ответом ученика, дать свой аргументированный ответ. В операции слушание или чтение важным является процесс слушания.Пропедевтическая работа начинается с первых дней в работе с текстом в будущем. Как попытаться сформировать у детей мотива чтения. Мотив как потребностей это личностное определение. Читая текст, обратить внимание с чегои как начинается произведение, как развиваются события. При такой постановке учебной задачи дети постараются в процессе всего слушания или чтения сосредоточить свое внимание на текст, чтобы потом ответить на тот или иной вопрос.
След операция – удержать установку,учебную задачу. Эта операция очень сложно дается, особенно, в первом классе. В психологии первоклассника он достаточно быстро отвлекается, эмоционально восприимчив, легко переключаются. Задача учителя постоянно удерживать концентрацию внимания вопросами-помните о чем мы говорили перед чтением?, кто помнит, какую задачу мы поставили? и т.д. Потом можно приступить к самостоятельному чтению. Для самоконтроля удерживать учебную задачу или продолжитьтренироваться в этом направлении.
И следующая операция - это проявление эмоциональной реакции прочитанного или воспринятого текста. Научить детей понимать собственныеэмоции, и не просто, а перевести в устную речь. Ребенок не в состоянии понять, высокохудожественное произведение литературы могут вызвать сильные эмоции со знаком плюс или минус. Учитель должен научить ребенка, чтобы он умел высказываться свои чувства словами. Какие вопросы могут задаваться в качестве мотива:например, до текста - Читая текст, обрати внимание… После чтения для осмысления эмоций, вызванных слушанием или чтение произведения: Какие чувства у читателей вызывает эта история? Удивляет? Веселит? Беспокоит? Какое настроение возникло у вас после чтения этого стихотворения? И т.д. Учитель должен знать об огромном спектреразнообразных заданий в зависимости от текста, с которым работает на уроке. Это и главные герои, мысли, события, рассуждения, описания. Предлагаемые задания после чтения являются подсказками.У ребенка нет богатого словарного запаса относительнооценки своих эмоций, он еще не готов в рамках урока, в определенное время,выдать ответ. Поэтому эти варианты в вопросительной форме играют роль подсказки.
На формирование смыслового чтения как универсальных учебных действий - это нахождениев текстеинформации для решения разных учебных задач: определяю назначение текста: характеризую особенности данного текста как типа; определяю и формулирую тему текста: отвечаю на вопросы по содержанию текста; сравниваю разные тексты в соответствии с учебной задачей. Само название операций говорит об его универсальности, потому чтоэти действия характерны в каждом учебном предмете, а не только на уроках литературного чтения. Разве в окружающем мире ученик не работает с текстами?Природоведы всегда опирались на высокохудожественные тексты. Возьмите произведения Сладкова, Паустовского, Чарушина и т.д. Первая операция в связи с поиском нужной информации - это определить назначения текста. Что за вид текста. Она позволяет оживить знания ученикас текстом. Например, работаем с текстом сказка. Ребенок должен оживить знания в уме, чем характеризуется сказка, найти сказочные ситуации, героев, другие особенности. Или математическая задача. Это уже другая ситуация, требующая другого подхода. Если в художественном тексте ребенок вместе с вами пытается определить героев, причины тех или иных поступков, ищет решения в текста, то, когда он видит определенноеколичество цифр и они построены в определенную текстовую задачу, то он должен понимать, что это математическая задача, понимает, что он должен воспроизводить какие-то действия, и порядок этих действий будет определять особенность математического текста. Такая операция как определение и формулировка темы текста она важна для того чтобы ученик правильно понимал текст. Потому что, если ученик умеет определять тему текста,значит он понимает о чем этот текст, в каком поле он будет работать. Если, например, это текст о природе на литературном чтении, то он будет работатьс языком, с художественными особенностями, раскрывать те художественны средства,которые делают этот текст красивым. На уроках окружающего мира вы будете искать информацию о природе и о животных и тд. Каждый предмет для формирования смыслового чтенияв этой операции определять и формулировать тему текстанесет свой вклад.
Следующая операция без которой не мыслима работа над формированием смыслового чтения – это ответы на вопросы по содержанию текста. Очень важно, чтобы ребенок научилсяслышать и слушатьи четко отвечать на ваш вопрос. Когда вы ведете учебный диалог, надо понимать особенности диалогической речи.Диалог строится как реплики. Вы задаете вопрос, ребенок кратко отвечает на ваш вопрос,он отвечает по существу. Но задача учителя, чтобы ученик четко понимал вопрос, осмысливал, это позволит ученикувернуться к содержанию текста, проанализироватьсодержание текста для поиска ответа. Кроме ответов на вопросы по содержанию смысловое чтение формулируется и в том направлении, когда вы учите ребенка задавать вопросы к тексту. Это очень сложныйпроцесс.Ученик должен хорошо представить себе структуру вопросительного предложения. Это они проходят на уроке русского языка. В качестве подсказки можно предложить детям на уроках литературного чтения вопросительные слова.
Следующая задача, которая важна для нахождения информации в тексте - сравнение текстов. Само по себе сравнение очень сложный процесс, это сопоставление одинаковости и отличия сюжета, содержания, структуры, языка. Надо объяснить ученикам, что произведения разных жанров - стихотворных, повествовательных- могут быть на одну тему.Сравнивая их по теме, вы учите понимать, что разные вещи могут где-то совпадать по сравнению оборотов, по наличию главных героев и персонажей и т.д.
Заключительная операция по формированию смыслового чтения – это интерпретация текста. На этом этапе учитель предлагает следующего вида задания: представление (предположение) содержания текста по заголовку, теме, иллюстрациям, чертежам, схемам,таблицам; определение последовательности событий в тексте; анализ текста и формулирование главной мысли, описание объекта на основе материала текста; высказываю свое отношение к прослушанному или прочитанному тексту; доказываю свое мнение примерами из текста. До чтения или работы с текстом ученики получают задания на восстановление деформированного текста: проведение анализа текста; восстановлениенарушенной логику изложения; исправление деформированный текст, нахождение ошибки, дополнение.Процесс воспроизведение текста предполагает следующие упражнения: выделение в тексте основных смысловых частей; определение микротемы частей текста; составление плана текста; выделение ключевых слов для каждой части; предсказывание текста в соответствии с учебной задачей (могут отвечать подробно, кратко, выборочно). Этот этап работы готовит учителя к работе с планом.
Таким образом, литературное чтение- это базовое умение, которое готовит восприятию систему курса литературы на следующем этапе обучения.
Литература:
ФГОС НОО moh-school.ru/documents/fgosnooкопия2. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников
Пособие для учителей — М.: Просвещение. 1981. — 160с.
3. Калашникова С.Г. (сост.). Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальных классов. — Омск: Омск. гос. ун-т., 2004. — 44 с. — ISBN 5-7779-0484-Х.