Проектная деятельность – эффективная технология достижения метапредметных результатов обучающихся


Проектная деятельность – эффективная технология достижения метапредметных результатов обучающихся
Просто знать – это еще не все, знания нужно уметь использовать.Гете
Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования человека, а также необходимости получения и применения знаний метапредметного характера.
В XXI веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке обучающихся, задача педагога заключается в вооружении обучающегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.
Традиционное образование не формирует у обучающихся универсальных учебных действий и, следовательно, метапредметных результатов, так как ориентировано, прежде всего, на получение знаний, которые обучающиеся не всегда могут успешно применять и использовать в жизни.
Если в современной школе создать условия, которые способные обеспечить формирование метапредметных результатов обучающихся, это обеспечит готовность выпускников к непрерывному образованию и их высокую социальную и профессиональную мобильность. Для этого нужно сформулировать цели и задачи.
Цель: определение педагогической технологии способствующей эффективному формированию метапредметных результатов на уроках технологии и внеурочной деятельности.
Задачи:
Определить педагогические технологии, которые позволяют на уроках технологии успешно формировать метапредметные результаты.
Разработать занятия в соответствии с выбранной технологией и в системе применять её на уроках и во внеурочной деятельности.
Провести диагностику по формированию УУД для выявления эффективности применяемой технологии.
Выявить проблемы, возникающие при формировании метапредметных результатов.
Формирование метампредметных результатов – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, то есть умения учиться.
Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению и формированию метапредметных результатов. Успешно формировать универсальные учебные действия можно через использование современных образовательных технологий.
Современных педагогических технологий способствующих формированию УУД много, можно выделить три основные технологии, которые, успешно формируют метапредметные результаты на уроках технологии и во внеурочной деятельности: проблемно – диалогическое обучение, технология развития критического мышления и метод проектов.
Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического, критического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.Для определения технологии эффективно формирующей метапредметные результаты необходимо разработать занятия в соответствии с выбранной технологией и в системе применять её на уроках и во внеурочной деятельности.
При проведении занятий в 5 классе можно использовать метод «Минипроект», чтобы обучающиеся в самостоятельной деятельности познакомились с творческим проектированием на уроках технологии.
Пример. Творческий проект на уроке технологии в 5 классе. Раздел: «Обработка изделий из текстильных материалов». Обчающиеся определяют и формулируют проблему, учитель предлагает решить эту проблему. Обучащиеся определяют тему проекта «Изготовление игольницы», ставят перед собой цель и формулируют задачи и работают в трех группах. Каждой из групп обучающихся предлагается задание, выбрать и составить последовательность из отдельных этапов проектной деятельности, которые относятся к организационно-подготовительному, технологическому и заключительному этапу. Обучающиеся представляют результаты своей работы, сравнивают их с образцом, находят ошибки и делают выводы. Затем в соответствии с составленной ими технологической последовательностью они выполняют практическую часть работы «Изготовление игольницы». После выполнения практической части работы, обучающиеся представляют защиту своих проектов, во время которой проговаривают весь технологический процесс изготовления игольницы, достижение собственных целей и рекламу своего изделия.
При составлении последовательности этапов проектной деятельности обучающиеся алгоритмизируют планирование. В рамках проектной деятельности, по изготовлению игольницы обучающиеся выявляют потребность, проектируют и создают объект, оценивают правильность выполнения учебной задачи, развивают коммуникативные навыки работы в группе, следовательно, формируют метапредметные результаты.
В седьмом классе метод «Минипроект» можно успешно применять при повторении, обобщении и систематизации учебного материала.
Пример. Практико-ориентированный проект в 7 классе. Раздел «Материаловедение». Тема мини-проекта «Выбираем ткань».
В соответствии с требованиями проектной деятельности обучающимся предлагается вопрос выявляющий проблему: «Вы решили сшить себе что-то новое, какая проблема возникает в первую очередь». Обучающиеся формулируют проблему, обсуждают её, ставят цель и задачи, которые помогут в разрешении этой проблемы. Высказывается каждый участник проекта. В результате обсуждения, обучающиеся в группе, составляют схему, в которой отражают, чтобы они стали бы учитывать при выборе ткани и представляют результат. В процессе коллективной работы они выходят на решение, что основным при выборе ткани являются её свойства. На следующем этапе проекта ученики вспоминают все известные им свойства тканей и распределяют их в группы. Обобщив все известные им знания и опыт по выбору тканей обучающиеся, приступают к практической части проекта – творческое задание, которое состоит из выполнения проекта по подбору тканей к различным фасонам изделий, разработанным самостоятельно.
Обучающиеся придумывают фасон, зарисовывают его на альбомном листе, подбирают ткань для изготовления изделия, описывают свойства выбранной ткани. Каждое из свойств ткани, обучающиеся представляют с обоснованием своего выбора для конкретного придуманного ими фасона.
На заключительном этапе работы каждый участник защищает свой проект. Все обучающиеся задают вопросы и коллективно выставляют оценку за работу. В результате проектной деятельности они оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения.
На таком уроке успешно формируются регулятивные действия: постановки целей, планирование, контроль, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Обучающиеся самостоятельно определяют и решают проблемы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни, при этом они обобщают и активно применяют полученные знания, то есть формируют метапредметные результаты.
Внеурочная, как никакая другая образовательная деятельность, направлена в первую очередь на достижение личностных и метапредметных результатов.
Пример – занятие внеурочной деятельности «Экология питания».
На занятии обучающиеся моделируют реальную ситуацию устройства на работу на конкурсной основе и работу в группе по созданию продукта проекта.
Пример: Ролевой проект. Занятие внеурочной деятельности «Особенности традиций национальной кухни разных народов».
Актуальность данного занятия состоит в том, что на занятиях внеурочной деятельности появляется возможность совершенно по-новому взглянуть на кулинарию и увидеть разнообразие национальной кухни, познакомиться с разными странами и научиться готовить традиционные национальные блюда (интеграция с предметом география).
Подготовительный этап проектной деятельности. В начале занятия создается игровая ситуация. Обучающиеся работают в двух группах, перед ними ставиться проблема – открыть национальный ресторан. В ресторане свободны все вакансии, и на конкурсной основе необходимо подобрать персонал ресторана.
Проектировочный этап (поиск информации). Обучающиеся прослушивают текст (учитель зачитывает текст с описанием стран). Кто первый правильно определяет страну, о которой идет речь, назначается директором ресторана.
Обучающиеся читают текст об особенностях географического положения и климатических условий страны. Они выбирают, основные отличительные особенности кулинарии данной территории. Тот, кто успешно представил результаты работы, становится менеджером ресторана.
Необходимо познакомиться с рецептами блюд разных стран, и выбрать те, которые относятся к кухне вашего ресторана. Кто первый сделал правильный выбор и представил результаты работы, занимает вакансию шеф повара. В следующем задании нужно определите, какое блюдо можно приготовить из предложенных ингредиентов. Тот, кто сделан правильный выбор блюда и представил результаты работы, может претендовать на должность официанта. Кто во время работы проявил наименьшую активность, займет должность клин-менеджера.
Практический и контрольно-корректирующий этапы проектной деятельности. Согласно выбранному рецепту и в соответствии с занимаемой должностью обучающиеся каждой команды готовят блюда национальной кухни, дегустируют его и делают вывод о вкусовых качествах блюда.
Заключительный этап. Презентация созданного продукта, оценка проектной деятельности. В конце занятия они оценивают выполнение своей роли и вклад в создание продукта проекта.
На данных занятиях обучающиеся работают с текстами, учатся выделять главное из художественного и научного текста, обобщать и представлять выводы своей работы. В игровой форме формируются метапредметные результаты при организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности, объективное оценивание вклада своей деятельности в общий технологический процесс, соблюдение норм и правил культуры труда, создание совместного продукта проекта.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Результаты применения современных технологий: умение самостоятельно получать знания; умения ориентироваться в информационном пространстве; познавательные навыки; способности выдвигать новые идеи и видеть новые возможности, что весьма существенно при решении различных проблем; развитие интеллектуальных умений; личностное и нравственное развитие; формирование ключевых компетенций; формирование метапредметных результатов.
Результативность обучающихся – призеры в муниципальном туре Всероссийской олимпиаде школьников по технологии свидетельствует об успешности обучающихся по предмету технология.
Основная проблема, возникающая при использовании современных технологий это нехватка времени, так как простое объяснение материала проходит значительно быстрее, чем постановка и решение проблем самими обучающимися.
Основное внимание при использовании современных педагогических технологий следует обратить на выработку у обучаемых навыков логического мышления, умения работать с различными видами информации, подготавливать и принимать соответствующие решения, то есть формировать универсальные учебные действия и метапредметные результаты.
Сравнительная диагностика УУД (адаптированная методика Ступницкой М.А.) показывает, что систематическое применение современных педагогических технологий и в том числе метода проектов создают условия для формирования познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, в тоже время выявлено незначительное понижение регулятивных действий, что требует дальнейшего исследования проблемы.
Возможно, для формования регулятивных действий необходимо во время проектной деятельности больше внимания уделять постановке целей, планированию, контролю, коррекции своих действий или подобрать еще какую-либо современную педагогическую технологию и использовать её на занятиях. Педагогическая технология – метод проектов – способствует формированию метапредметных результатов, которыми должны овладеть обучающиеся в соответствии с требованиями ФГОС, на уроках технологии и внеурочной деятельности.
Используемые источники
Бобровская А.Н., Доколина Г.Ф. Использование проектной деятельности на уроках технологии, Волгоград , 2010.
Гуревич М.И., П Джеймс. Проектный подход к обучению технологии, М., - Дрофа, 2009.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения, – Журнал «Завуч» № 6, 2003.
Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения ОГАОУ ДПО «Иркутский ИПКРО», 2013.
nsportal.ruhttp://aneks.spb.ru/index
http://sibac.info/11899