Проект Математический справочник «Зольский район в числах, величинах и задачах»


Районная научно-практическая конференция
младших школьников «Я – исследователь»
Секция «Математика»
Математический справочник
«Зольский район в числах, величинах и задачах»
Авторы работы:
Бжахов Мурат, Карданов Инал, Куготов Ахмед
ученики 4 класса
МКОУ «Прогимназия №1»
г.п. Залукокоаже
Руководитель: Букина Анна Викторовна,
учитель начальных классов
2016 г.
Оглавление:
Введение. стр.3
Основная часть. стр.4-7
Заключение. Выводы. стр.8
Используемые ресурсы. Литература стр.8
I. Введение.
Актуальность выбранной темы.
Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия, считать, решать те или иные задачи. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, как научиться понимать их?
В этом учебном году всех четвероклассников ожидает Всероссийская проверочная работа. И поэтому работа по данному вопросу становится очень актуальной.
Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но, оказывается, эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения составлению задач, в том числе авторских на основе интересного и познавательного материала о родном крае.
Общая характеристика проекта
Цель проекта: Познакомиться с Зольским районом с математической точки зрения, научиться составлять и решать текстовые задачи на основе собранного материала.
Задачи:
-собрать необходимую информацию;
- прочитать и проанализировать научно-справочную литературу по данному вопросу;
- составить задачи с практическим содержанием
- составить математический справочник «Зольский район в числах, величинах и задачах»
Проблема: Как сделать так, чтобы текстовые задачи стали более понятными и интересными.
Гипотеза:
Числа и величины района растут с каждым годом.
Составление и решение авторских задач на основе краеведческого материала способствует развитию познавательного интереса и формированию умения решать текстовые задачи.
Используемые технологии – мультимедийная.
Тип проекта: практико-ориентированный.
По виду деятельности: исследовательский, творческий, информационный, прикладной.
Применяемые умения:
– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);
– предметные (математические).
Методы:
- анализ научно-справочной литературы;
- сравнение полученных результатов;
- систематизация материала.
База выполнения: школьная.
Формы организации: групповая и индивидуальная.
Объект исследования: Зольский район Кабардино-Балкарии.
Предмет исследования: числа и величины Зольского района.
Продолжительность выполнения:
средней продолжительности – два месяца.
Средства представления проекта: печатные, наглядные, компьютерные презентации.
Форма предоставления продуктов проектной деятельности: печатные справочники, мини-проекты.
II. Основная часть
В начале учебного года, в первой четверти мы изучали тему «Нумерация. Числа, которые больше 1000".В конце изучения темы авторы учебника предлагают выполнить проект «Числа вокруг нас. «Математический справочник «Наш город(село)».
Все учащиеся нашего класса с интересом работали над проектами и защищали их на уроках математики. Мы тоже сделали проектные работы о своих поселениях. (Приложение №1)
После защиты наших проектов в классе мы долго обменивались информацией, сравнивали числа и величины наших населенных пунктов и решили продолжить работу в этом направлении и создать групповой проект о нашем Зольском районе, а также составить математический справочник с текстовыми задачами, составленными на основе краеведческого материала.
Начали мы свою работу со сбора информации о числах и величинах нашего района.
Часть информации мы нашли в интернете на сайтах Зольского муниципального образования и Википедии.
За недостающей информацией обратились в редакцию газеты «Зольские вести», в администрацию Зольского муниципального района, в архив, ЗАГС, библиотеку, в ГИББД и в Совет Ветеранов. (Приложение№2)
В редакции газеты «Зольские вести» нам рассказали о школьных музеях района. Мы побывали в военно-патриотическом музее в МОУ СОШ №2
с.п. Малка и узнали много интересных фактов о героическом прошлом наших земляков.
Вот лишь некоторые факты о нашем районе:
В районе 16 административных центров, 19 населённых пунктов в составе 1 городского и 15 сельских поселений. Район образован в 1956 году. Общая площадь – 2124 км². Население на начало 2016 года составляет 50383 человека. На территории района находится 10 туристических объектов, 3 озера, 2 водопада, 3 реки и 6 притоков.
Более двух тысяч наших земляков погибли в годы Великой Отечественной войны.
Проанализировав собранную информацию, мы увидели, что первая гипотеза о том, что числа в нашем районе ежегодно растут, подтвердилась отчасти, так как есть небольшое количество фактов, где цифры уменьшаются.
Например, это числа, касающиеся численности населения.
Численность населения
2002[4]2009[5]2010[6]2011[7]2012[8]2013[9]2014[10]50 634 ↘50 349 ↘48 939 ↗48 964 ↗49 098 ↗49 236 ↗49 304
2015[2]↗49 427 Собрав необходимую информацию о числах и величинах нашего района, мы приступили к составлению сборника задач. При составлении задач мы пользовались памяткой, которую нам составила наша учительница. (Приложение №3)
В результате задачи получились различного уровня сложности, что позволяет применять их на уроках во всех классах начальной школы и давать дифференцированные задания для детей с разным уровнем подготовки.
Пример: Задача.1. На территории Зольского района протекают реки: Малка, Золка и Этоко. У реки Малки есть шесть речек-притоков. Сколько всего рек и речек-притоков протекает на территории Зольского района?
1). 3+6=9(р.)
Ответ: на территории Зольского района протекают 9 рек и речек-притоков.
Задача 2. С 1 апреля 1963 года по 26 марта 2013 года вышло 7800 номеров районной газеты «Зольские вести».Сколько номеров газеты выходило за год?
2013-1963=50(лет)
7800:50 = 156(номеров за год)
Ответ: 156 номеров газеты выходило за один год.
Участвуя в пробном этапе Всероссийской проверочной работы, мы видели, что в заданиях работы по математике есть задачи, составленные на основе данных таблиц и диаграмм. Поэтому мы тоже включили в свой сборник такие задачи, чтобы готовиться по ним к итоговой работе.
Задача 3. Рассмотрите диаграмму.

Какой населенный пункт в Зольском районе занимает наибольшую площадь? (с.п. Каменомостское)
Сколько таких поселений, как Приречное может уместиться на площади, занимаемой поселением Сармаково? (132:22 = 6(поселений))
Сколько квадратных километров занимают такие поселения, как Этоко, Малка и Зольское вместе? (12+77+28) =117 км2 )Во сколько раз площадь с.п. Этоко меньше площади с.п.Хабаз? (96:12=8(раз)) и т.д.
Задачи из своего сборника мы предложили для решения в 1-4 классах нашей прогимназии. А затем узнали мнения детей о том, какие задачи им были понятнее, те, что даны в учебнике, или те, что составили мы. Подавляющее большинство детей ответили, что задачи о нашем районе им были понятнее и интереснее.
Таким образом, наша вторая гипотеза о том, что авторские задачи, составленные на основе краеведческого материала, способствуют повышению познавательной активности детей и учат их решать текстовые задачи, полностью подтвердилась.
III. Заключение.
Выводы:
Числа и величины занимают важное место в жизни человека.
Для осознанного понимания окружающего мира необходимы математические знания о числах, необходимо дальнейшее развитие математического мышления.
Теоретические знания могут быть глубокими и прочными лишь при условии их непосредственной связи с жизнью и деятельностью людей.
Про любой город, район, село можно узнать очень многое, используя числа и величины.
Авторские задачи более понятны детям и способствуют воспитанию патриотизма, чувства любви и уважения к своему краю, своей родине.
Собранная в справочнике информация может быть использована для составления и решения различных задач практического характера, для обучения детей решению текстовых задач.
Используемые ресурсы
Литература:
1. Математика. 4 класс. Учебник. 1 часть. Моро М.И., Бантова М.А., 2014 год.М.: Просвещение,
2.Газета «Зольские вести» подшивка за 2113- 2015 годы.
Интернет-ресурсы:
1.Википедия.
2. https://www.google.ru/maps